Выбор читателей
Популярные статьи
1 вариант .
Цель работы
Ход работы : 1. По предложенной таблице 1 определите размеры запасов нефти , газа и угля для всего мира и отдельных его районов.
2. По таблице 4 стр. 126 учебника определите размеры годовой добычи (потребления) данных видов ресурсов.
3. Определите показатель ресурсообеспеченности (результат покажет число лет, на которые хватит данного вида полезных ископаемых при современном уровне его потребления) и ответ оформите в виде таблицы 2.
4. Дайте определение понятию «Ресурсообеспеченность».
5. Сделайте вывод по таблицам (где размещена их большая часть, на сколько лет хватит).
Таблица 1.
Вид полезных ископаемых | Весь мир | В том числе |
||||
Зарубежная Европа | Зарубежная Азия | Африка | Америка | Австралия и Океания |
||
Нефть, млрд т | 166 | 3,1 | 117,1 | 10,4 | 26,2 | 0,3 |
Природный газ, трлн м 3 | 9,6 | 14,0 | ||||
Уголь, млрд т | 1239 | 317 | 345 | 72 | 422 | 83 |
Таблица 2.
Территория | Вид топлива | На сколько лет хватит (примерный прогноз) |
Весь мир | Нефть Природный газ Уголь | |
Зарубежная Европа | Нефть Природный газ Уголь | |
Зарубежная Азия | Нефть Природный газ Уголь | |
Африка | Нефть Природный газ Уголь | |
Америка | Нефть Природный газ Уголь | |
Австралия и Океания | Нефть Природный газ Уголь |
Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира».
3 вариант .
Цель работы : 1. Закрепить понятие «ресурсообеспеченность».
2. Научиться оценивать и прогнозировать ресурсообеспеченность стран (регионов) мира различными видами ресурсов с помощью карт и статистических данных.
Ход работы: 1.По предложенным таблицам определите размеры запасов нефти и природного газа для стран, лидирующих по запасам этих важнейших видов топлива.
2. По текстовым картам 24, 26 стр.127-128 учебника определите размеры годовой добычи этих видов ресурсов в указанных странах.
3. Определите ресурсообеспеченность и результат оформите в виде таблиц: (смотри ниже).
4. Дайте определение понятию «Ресурсообеспеченность»
Страна | Запасы (млрд. тонн)
| Добыча (млн. тонн)
| Ресурсообеспеченность (в годах)
|
||||||
нефть | уголь | железные руды | нефть | уголь | железные руды | нефть | уголь | железные руды |
|
Весь мир | 139,7 | 1725 | 394 | 3541 | 4700 | 906 | |||
Россия | 6,7 | 200 | 71,0 | 304 | 281 | 107 | |||
Германия | 0,2 | 111 | 2,9 | 12 | 249 | 0 | |||
Китай | 3,9 | 272 | 40,0 | 160 | 1341 | 170 | |||
Саудовская Аравия | 35,5 | 0 | 0 | 404 | 0 | 0 | |||
Индия | 0,6 | 29 | 19,3 | 36 | 282 | 60 | |||
США | 3,0 | 445 | 25,4 | 402 | 937 | 58 | |||
Канада | 0,7 | 50 | 25,3 | 126 | 73 | 42 | |||
Бразилия | 0,7 | 12 | 49,3 | 61 | 29 | 162 | |||
ЮАР | 0 | 130 | 9,4 | 0 | 206 | 33 | |||
Австралия | 0,2 | 90 | 23,4 | 29 | 243 | 112 |
Р – ресурсообеспеченность (в годах),
З – запасы,
Д – добыча;
Вариант 2 . Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья на душу населения .
Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.
Страна | Запасы (млрд. тонн)
| Население (млн. человек)
| Ресурсообеспеченность (тонн на душу населения)
|
||||
нефть | уголь | железные руды | нефть | уголь | железные руды |
||
Весь мир | 139,7 | 1725 | 394 | 6015 | |||
Россия | 6,7 | 200 | 71,0 | 145 | |||
Германия | 0,2 | 111 | 2,9 | 82 | |||
Китай | 3,9 | 272 | 40,0 | 1275 | |||
Саудовская Аравия | 35,5 | 0 | 0 | 20 | |||
Индия | 0,6 | 29 | 19,3 | 1015 | |||
США | 3,0 | 445 | 25,4 | 280 | |||
Канада | 0,7 | 50 | 25,3 | 31 | |||
Бразилия | 0,7 | 12 | 49,3 | 173 | |||
ЮАР | 0 | 130 | 9,4 | 42 | |||
Австралия | 0,2 | 90 | 23,4 | 19 |
Р – ресурсообеспеченность в годах,
З – запасы,
Н – численность населения страны.
Страна | Виды ресурсов |
||||||||
Минеральные | водные | Биологические | климатические | геотермальные | рекреационные |
||||
топливные | рудные | нерудные | лесные | рыбные |
|||||
Россия | |||||||||
Швеция | |||||||||
Германия | |||||||||
Испания | |||||||||
Япония | |||||||||
ОАЭ | |||||||||
Таиланд | |||||||||
Ливия | |||||||||
ЮАР | |||||||||
США | |||||||||
Бразилия | |||||||||
Австралия |
Практическая работа № 2 .
Ход работы:
Вариант 1 . Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья в годах .
Страна |
Запасы (млрд. тонн) |
Добыча (млн. тонн) |
Ресурсообеспеченность (в годах) |
||||||
нефть |
уголь |
железные руды |
нефть |
уголь |
железные руды |
нефть |
уголь |
железные руды |
|
Весь мир |
|||||||||
Германия |
|||||||||
Саудовская Аравия |
|||||||||
Бразилия |
|||||||||
Австралия |
Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицу, рассчитав ресурсообеспеченность в годах отдельных стран и регионов мира важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:
Р = З/Д, где
Р – ресурсообеспеченность (в годах), З – запасы, Д – добыча;
выявите отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья;
сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.
Практическая работа № 2.
Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира.
Вариант 2 . Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья на душу населения .
Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.
Страна |
Запасы (млрд. тонн) |
Население (млн. человек) |
Ресурсообеспеченность (тонн на душу населения) |
||||
нефть |
уголь |
железные руды |
нефть |
уголь |
железные руды |
||
Весь мир |
|||||||
Германия |
|||||||
Саудовская Аравия |
|||||||
Бразилия |
|||||||
Австралия |
Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицу, рассчитайте ресурсообеспеченность на душу населения стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:
Р = З/Н, где
Р – ресурсообеспеченность в годах, З – запасы, Н – численность населения страны.
Выявите отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья.
Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.
Дополнительный материал
Классификация природных ресурсов мира
Природные ресурсы - природные компоненты, которые используются или могут быть использованы в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества.
XX век характеризуется небывалым ростом народонаселения и мирового общественного производства. Бурное развитие в последние годы НТП привело к особенно резкому усилению антропогенного воздействия на природную среду. Масштаб воздействия человека на природную среду стал планетарным. Он влияет на все компоненты природы: рельеф, климат, воды, почвы, органический мир и т. д.
Потребности человека в сырье возрастают. Рациональное использование всех природных ресурсов - актуальная задача человечества.
Все природные ресурсы делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые. Исчерпаемые ресурсы - ресурсы недр и экосистемы, которые в процессе производства исчерпываюся. Они делятся на возобновимые и невозобновимые.
Ресурсы возобновимые - способны к восстановлению (лесные, растительные, животные, земельные, водные и т. д.), т. е. они могут восстановиться самой природой, однако их природное восстановление (плодородие почв, древесной и травянистой массы, количество животных и т, д.) часто не совпадает с темпами использования. Расход возобновимых ресурсов начинает превышать размеры их природного восстановления. Для того, чтобы этого не произошло, необходимо:
Изменить технологию переработки исчерпаемых ресурсов.
Ресурсы углеводородного сырья повысить за счет производства синтетического жидкого топлива.
Расширить вовлечение в производство вторичного сырья. Так, в развитых странах получение меди на 30-40% основывается на утилизации вторичного сырья.
Утилизировать ценные компоненты, которые выбрасываются промышленными предприятиями в атмосферу. Так, одна ТЭС, работающая на угле, мощностью 1 млн. кВт ежечасно выбрасывает в атмосферу до 15 тонн сернистых газов и до 6 тонн сернистой золы.
Применять безотходные технологии.
Экономно расходовать топливно-энергетические ресурсы: переход на дизельное топливо и нетрадиционные источники энергии.
Повышать добычу нефти за счет широкого внедрения современных методов добычи.
К неисчерпаемым природным ресурсам относятся те, которые в процессе производства нельзя исчерпать. Это -энергия Солнца, приливов и отливов, геотермальная, ветра, биологической массы, морских волн, синтетического топлива, атмосферных осадков и т. д. Использование неисчерпаемых природных ресурсов не приводит к общему уменьшению их запасов на Земле.
Минеральные, биологические, водные, климатические ресурсы - сырье для различных отраслей хозяйства. Сырье, которое используется в производстве, превращается в экономические ресурсы общества. Существуют и другие виды экономических ресурсов - капитал, трудовые, интеллектуальные, возможности менеджмента. Использованные природные ресурсы после определенной технологической обработки становятся средствами труда и разнообразными материальными благами.
Природные ресурсы на Земле размещены неравномерно. Не только отдельные страны, но и крупные регионы отличаются друг от друга уровнем ресурсообеспеченности.
Ресурсообеспеченность - это соотношение между величиной (т. е. запасами) природных ресурсов и размерами их добычи. Она выражается количеством лет, на которое должно хватить данного сырья, либо его запасами из расчета на 1 человека.
Ресурсообеспеченность =(запасы)/(объем добычи) =Количество лет
На показатель ресурсообеспеченности влияют богатство или бедность территории природными ресурсами. Поэтому для хозяйственного освоения страны необходимо знать о ее территориально-природно-ресурсном потенциале. Природно-ресурсный потенциал территории - это совокупность ее природных ресурсов, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности с учетом научно-технического прогресса. ПРИ характеризуется двумя главными показателями -размерами и структурой, которая включает минерально-сырьевой, земельный, водный и другие потенциалы.
Однако, если природных ресурсов в той или другой стране мало, это не значит, что страна обречена на бедность, ведь экономические ресурсы каждой страны измеряются не только их количеством. Большое значение имеют людские ресурсы и наличие капитала в стране. Примером могут быть так называемые «новые индустриальные страны», а также Япония, которые достигли высоких экономических результатов при ограниченной природно-сырьевой базе.
Природные ресурсы неравномерно распределены по поверхности и в недрах Земли, что обусловливает различия в ресурсообеспеченности между странами мира.
Некоторые из них (Россия, США, Канада, Китай, ЮАР, Австралия, Бразилия, Казахстан) располагают большими запасами и многими видами минерального сырья. Однако в большинстве стран мира запасы и набор полезных ископаемых весьма ограничены. Так, Андские страны (Чили и Перу) выделяются крупными запасами только медных и полиметаллических руд, страны Ближнего
Востока (Кувейт, Саудовская Аравия, ОАЭ и др.) - нефти и газа, Северной Африки (Марокко, Тунис) – фосфоритов, Пакистан и Бангладеш - поваренной соли, Боливия и Малайзия – олова. Фактически ни одна страна не располагает минерально-сырьевой базой, позволяющей полностью обеспечить свои внутренние потребности в топливе и сырье. Даже Россия, при всем многообразии своих минеральных ресурсов и значительных их запасах, по отдельным видам минерального сырья (марганец, хром, титан, цирконий и др.) ощущает дефицит и вынуждена покрывать его за счет импорта. Также и США из-за неполной обеспеченности минеральным сырьем импортируют бокситы, уран, вольфрам, хром, марганец и др. В целом США ввозят 15-20% (в стоимостном выражении) необходимого минерального сырья, страны-члены ЕС – 70-80%, Япония – 90-95%.
Крупнейший поставщик топлива и минерального сырья для стран западного мира - развивающиеся страны. Развивающиеся страны (включая Китай и Вьетнам) занимают ведущие позиции в мире по запасам нефти и газа, бокситов, меди, олова, никеля, кобальта, сурьмы и др., а всего сосредоточивают до 35% минерально-сырьевых ресурсов мира. Большую часть добываемого топлива и сырья эти страны экспортируют. Исключение – новые индустриальные страны, являющиеся в развивающемся мире крупным потребителем топлива и минерального сырья (нефть, природный газ, черные и цветные металлы и др.).
Развитые страны лидируют по запасам угля, свинцово-цинковых, марганцевых, хромовых руд, молибдена, многих редких и благородных металлов и др., всего, сосредоточивая примерно 40% минеральных ресурсов планеты. Среди экономически развитых стран очень крупными запасами топлива и минерального сырья обладают США, Австралия, Канада и ЮАР. Последние три страны занимают также ведущие позиции в мире по их экспорту. В отличие от развивающихся, развитые страны активно используют не только собственные ресурсы, но и природно-ресурсный потенциал других стран - развивающихся, Восточной Европы, СНГ, России. Всего эти страны потребляют 70% мировых минеральных ресурсов. Россия среди крупнейших держав мира имеет самую высокую обеспеченность минеральными ресурсами. При доле 2,5% в населении мира она сосредоточивает около 25% его минерально-сырьевых ресурсов. Объем запасов и добычи таких видов минерального топлива и сырья, как нефть, газ, уголь, железные и медно-никелевые руды, алмазы, платина, золото, апатиты и калийные соли, не только удовлетворяет текущие потребности экономики страны, но и позволяет значительную их часть экспортировать. Ее общие запасы разведанного минерального сырья оценивают в 28,3 трлн долл., а прогнозные - в 140 трлн долл.
В структуре минерально-сырьевой базы России преобладают топливно-энергетические ресурсы (уголь, нефть, газ и пр.), доля которых составляет 70%, более 15% приходится на нерудное сырье, 13% – на черные, цветные и редкие металла, 1% - на алмазы и благородные металлы (золото, серебро, платина).
Вместе с тем, несмотря на высокую обеспеченность в целом, в России либо полностью отсутствуют, либо не соответствуют требованиям современной промышленности (т. е. не удовлетворяют потребность, не освоены в силу сложных горно-геологических условий, отсутствия современных технологий промышленной переработки и т. п.) запасы марганцевых, хромовых, титановых, циркониевых, рубидиевых, ртутных, свинцовых, цинковых руд, а также высококачественных бокситов, фосфоритов, каолинов, бариты и др. Потребности России по многим из них (марганец, хром, ртуть, сурьма, титан, фосфориты и др.) почти полностью обеспечиваются поставками из стран СНГ.
Методические указанияОценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира , их демографическую... работу студентов. При оценке хода и итогов самостоятельной работы ... 2006. Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии. ...
Практическая работа
(Тема урока «Ресурсообеспеченность стран мира», 10 класс).
Практическая работа разработана для курса географии 10 класса к учебнику «География. Современный мир» (Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина) издательства «Просвещение» (2012 г.) к теме «Человек и ресурсы Земли». Программой предусмотрено проведение практической работы по определению ресурсообеспеченности стран мира различными видами ресурсов. Данная практическая работа проводится на этапе контроля за результатами обучения, тем самым носит обобщающий характер, а, следовательно, помогает выявить уровень усвоения материала по теме «Человек и природные ресурсы» для дальнейшей коррекции и ликвидации пробелов в ЗУН.
Цель практической работы: Актуализация, активизация и совершенствование знаний, умений и навыков, позволяющих учащемуся чувствовать себя уверенно, реализовать свои возможности и быть готовым к самостоятельной деятельности.
Для реализации цели урока избрано сочетание проблемного и частично-поискового методов, так как это способствует лучшей активизации памяти, мышления, восприятия учебного материала.
Задачи , решаемые в ходе проведения практической работы:
обучающая – обеспечить условия для закрепления и систематизации знаний, умений и навыков в соответствии с образовательным стандартом по данной теме;
развивающая - способствовать выработке умений применять знания в решении учебных и практических задач; способствовать развитию познавательных и творческих способностей учащихся, их мышления и самостоятельности.
воспитывающая – продолжать формирование положительной мотивации самостоятельной деятельности, стремления действовать самостоятельно, потребность в самообразовании, высокую культуру труда.
В данной работе отрабатываются навыки учащихся рассчитывать величину обеспеченности страны ресурсами на определенное количество лет и на душу населения, умения анализировать полученные результаты, находить необходимые данные в различных источниках географической информации (справочные материалы Приложения учебника, соответствующие карты атласа), сопоставлять, делать вывод. Каждое предложенное задание предполагает выявление уровня определенных знаний, практических умений и навыков учащихся, развивает логическое мышление и самостоятельность.
На первом этапе урока (организационный момент) проведено устное инструктирование, акцентировано внимание учащихся на цель работы и те конечные результаты, к которым они должны прийти.
В ходе проведения практической работы учащиеся последовательно выполняют задания, самостоятельно вырабатывают выводы на основе анализа статистических материалов.
Для составления заданий практической работы мной были использованы следующие источники:
Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина. География. Современный мир.10 – 11 классы (учебник для общеобразовательных учреждений) – М., «Просвещение», 2012.
В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М., «Просвещение», 2012.
О.В. Чичерина. География в таблицах и диаграммах. – М.,АСТ: Астрель: Хранитель,2007
Интернет-ресурсы: , www .rgo.ru
Работа выполняется по вариантам. Время выполнения работы – 35-40 мин.
Практическая работа
«Оценка ресурсообеспеченности стран мира»
1 вариант
Страна
Разведанные запасы,
млрд т
Добыча
млн т в год
Обеспеченность,
лет
Саудовская Аравия
35,8
440
Россия
350
Ирак
15,1
130
Страна
Лесопокрытая площадь, млн га
Россия
881,9
Бразилия
488
Австралия
160
Сопоставить данные таблицы. Почему Австралия имеет более высокие душевые показатели обеспеченности лесными ресурсами, чем страны с гораздо большими показателями лесопокрытой площади?
3. Проанализировать данные таблицы «Структура водопотребления регионов мира» (источник – FAO ). От каких факторов зависит различие в потреблении воды данными отраслями в регионах мира? Сделать вывод.
Регион
Коммунальные нужды, %
Промышленность, %
Сельское хозяйство, %
Европа
15,2
52, 4
32, 4
Россия
17,0
54,0
22,0
Африка
8,6
7,3
84,1
Азия и Тихоокеанский регион
7,3
11,4
81,3
Северная Америка
13,3
48,0
38.7
Латинская Америка и Карибский регион
19,0
10.3
70,7
Практическая работа
«Оценка ресурсообеспеченности стран мира»
2 вариант
Страна
Разведанные запасы,
млрд т
Добыча
млн т в год
Обеспеченность,
лет
Россия
107
США
25,4
Бразилия
49,3
162
Сопоставив полученные данные, сделать вывод - какие факторы влияют на ресурсообеспеченность государства?
Страна
Площадь пашни, млн га
Численность населения, млн человек
Обеспеченность на душу населения
Австралия
Канада
45,8
Бразилия
57,6
Сопоставить данные таблицы. Какая из стран имеет более высокие душевые показатели обеспеченности пашней? Почему?
3. Используя карту атласа «Водные ресурсы», выписать не менее 5 стран, имеющих наибольший и наименьший показатели обеспеченности водными ресурсами на душу населения. Равномерно ли размещены водные ресурсы на планете? Почему?
Выполнение практической работы
1. Рассчитав ресурсообеспеченность, учащиеся получают следующие данные:
Страна
Разведанные запасы,
млрд т
Добыча
млн т в год
Обеспеченность,
лет
Саудовская Аравия
35,8
440
81,36
Россия
350
57,14
Ирак
15,1
130
116,15
Ресурсобеспеченность вычисляют по формуле Р = .
В ходе выполнения данного задания возникает несоответствие: Ирак, который имеет гораздо меньшие разведанные запасы нефти по сравнению с Саудовской Аравией и Россией, оказался обеспечен этими ресурсами на большее количество лет. Учащиеся должны проанализировать возникшее противоречие и сделать вывод - ресурсообеспеченность стран зависит не только от количества ресурсов, но и от масштабов их потребления .
2. . Для того, чтобы выполнить задание, учащиеся должны самостоятельно найти величину численности населения для стран (по данным Приложения учебника) и вычислить обеспеченность лесными ресурсами по формуле Р = . Они получают следующие данные:
Страна
Лесопокрытая площадь, млн га
Численность населения, млн человек
Обеспеченность на душу населения
Россия
881,9
142,9
6.2
Бразилия
488
186,1
2,7
Австралия
160
20,3
7,8
Сопоставив полученные результаты, учащиеся определяют, что в предложенной группе стран именно пустынная Австралия с малой лесопокрытой площадью гораздо больше обеспечена лесными ресурсами в расчете на душу населения, чем Россия с ее безграничной тайгой и Бразилия с огромными массивами тропического леса. Возникает проблемная ситуация. В ходе ее решения учащиеся должны прийти к выводу, что обеспеченность на душу населения зависит не только от количества ресурсов, но и от численности населения данной страны или региона.
3. а) Работая с картой «Водные ресурсы» учащиеся определяют страны с наибольшими и наименьшими показателями обеспеченности водными ресурсами на душу населения, делают вывод об их неравномерности и зависимости от природных условий . В ходе выполнения этого задания отрабатывается навык сопоставления карт атласа («Водные ресурсы» и политической карты мира).
б). Анализируя данные таблицы «Структура водопотребления регионов мира» учащиеся должны прийти к следующему выводу: объем потребляемой воды зависит от природных условий и уровня развития региона. Потребление воды промышленностью зависит от экономического развития данного региона. В регионах, где сосредоточены развитые страны мира (Европа и Северная Америка, а также и Россия) водопотребление в промышленности заметно больше, чем в регионах со значительной долей развивающихся стран. Особенно это заметно на примере Африки. Наоборот, в данных регионах одним из наиболее значительных водопотребителей является сельское хозяйство. Особое место в использовании водных ресурсов занимает водопотребление для нужд населения. Народонаселение Земли увеличивается, особенно в городах, а вместе с ним - и расход воды на коммунально-бытовые нужды. В структуре водопотребления России заметно меньше ресурсов уходит на сельское хозяйство и больше – на остальное. Это связано со спецификой и природных условий, и структуры экономики.
Таким образом, в ходе выполнения практической работы учащиеся актуализируют полученные знания о природных ресурсах мира, вырабатывают умения применять знания в учебной ситуации, учатся логически мыслить, анализировать, работать с различными источниками географической информации. Отрабатывается понятие «ресурсообеспеченность». Учащиеся выясняют, что на показатели ресурсообеспеченности прежде всего влияет богатство или бедность территории природными ресурсами. Но не меньшее значение имеют и размеры их потребления, поэтому само понятие «ресурсообеспеченность» является социально-экономическим. Поэтому, о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов, а надо учитывать интенсивность их извлечения.
Цель работы: Оценить ресурсообеспеченность стран и регионов мира по годам
Задание:
4. Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицу, рассчитав ресурсообеспеченность в годах отдельных стран и регионов мира важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:
Р = З/Д, где
Р – ресурсообеспеченность (в годах),
З – запасы,
Д – добыча;
5. выявите отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья;
6. сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.
Ход работы:
Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья в годах .
Ресурсообеспеченность отдльных стран некоторыми видами минерального сырья.
Страна | Запасы (млрд. тонн) | Добыча (млн. тонн) | Ресурсообеспеченность (в годах) | ||||||
нефть | уголь | железные руды | нефть | уголь | железные руды | нефть | уголь | железные руды | |
Весь мир | 139,7 | ||||||||
Россия | 6,7 | 71,0 | |||||||
Германия | 0,2 | 2,9 | |||||||
Китай | 3,9 | 40,0 | |||||||
Саудовская Аравия | 35,5 | ||||||||
Индия | 0,6 | 19,3 | |||||||
США | 3,0 | 25,4 | |||||||
Канада | 0,7 | 25,3 | |||||||
Бразилия | 0,7 | 49,3 | |||||||
ЮАР | 9,4 | ||||||||
Австралия | 0,2 | 23,4 |
География населения мира
Практическая работа № 3.
Составление классификационных таблиц стран с различным национальным или религиозным составом.
Цель работы: Определить страны с различным составом населения и сделать вывод
Задание:
Ход работы:
1. Составление классификационной таблицы стран с различным национальным составом населения.
Типы стран по национальному составу.
Регионы мира | Однонациональные страны | Двунациональные страны | Многонациональные страны | ||||
примеры стран | крупнейший народ | примеры стран | основные народы | примеры стран | крупнейшие народы | ||
СНГ | |||||||
Зарубежная Европа | |||||||
Зарубежная Азия | |||||||
Африка | |||||||
Северная Америка | |||||||
Латинская Америка | |||||||
Австралия и Океания | |||||||
НТР и мировое хозяйство
Практическая работа № 4.
Составление картосхемы современных путей миграции населения
И объяснение причин мировых миграционных процессов.
Цель работы: Определить пути миграции населения в мире и сделать вывод
Задание:
Ход работы
1.На контурной карте выполнить задания 1-3.
2. Выполнить задание 4.
3. Сделать вывод.
География отраслей мирового хозяйства
Практическая работа № 5.
Построение картосхемы размещения основных районов энергетики, чёрной и цветной металлургии
Цель работы: Определить основные районы энергетики, черной и цветной металлургии, пути их транспортировки и сделать вывод
Вариант 1. Электроэнергетика мира .
6. Используя статистические данные, представленные в учебнике, на контурной карте мира постройте картодиаграмму добычи основных видов топлива (нефти, природного газа, угля) и валового производства электроэнергии в конце ХХ века;
7. Стрелками разного цвета покажите основные пути транспортировки нефти, газа и угля;
8. Используя карты атласа, заштрихуйте страны с большими показателями производства электроэнергии на душу населения (более 5000 кВт. ч);
9. Красным цветом подчеркните страны, в которых энергетика развивается на собственном сырье и синим цветом – на привозном;
10. Сделайте вывод о развитии энергетики по странам и регионам мира.
Ход работы:
1. На контурной карте выполнить задания 1-4
2. Сделать вывод (задание 5)
Вариант 2. Чёрная металлургия мира .
Ход работы:
1. На контурной карте выполнить задания 1-5
2. Сделать вывод (задание 6)
Практическая работа № 6.
Построение картодиаграммы крупнейших производителей главных зерновых культур.
Цель работы:Построение картодиаграммы крупнейших производителей зерновых культур, определить крупнейших производителей, сделать вывод
1.Используя текст и рисунки учебника, карты атласа и данные таблицы "Крупнейшие производители основных зерновых культур ", постройте на контурной карте мира, самостоятельно подобрав масштаб, столбиковые диаграммы различного цвета крупнейших производителей пшеницы, кукурузы и риса;
Ход работы:
1. На контурной карте выполнить задания 1-3
2. Сделать вывод (задание 4)
Практическая работа № 7
Обозначение на контурной карте главных экономических регионов мира.
Цель работы:Определение главных экономических регионов мира и их макрорегионов
Задание
3. Нанесите на контурную карту мира границы и подпишите названия главных экономических регионов мира: СНГ, Зарубежную Европу, Зарубежную Азию, Африку, Северную Америку, Латинскую Америку, Австралию и Океанию.
4. В каждом макрорегионе выделите границы, закрасьте различными цветами и подпишите названия важнейших субрегионов: Северной, Средней, Южной и Восточной Европы, Юго-Западной, Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, Северной и Тропической Африки, Мексики, Центральной Америки и Вест-Индии, Андских стран, стран бассейна Амазонки и Ла-Платы, Австралии и Океании (отдельно).
Ход работы:
1. На контурной карте выполнить задания 1-2
Практическая работа № 8.
Влияние природных факторов
на развитие хозяйства, особенности жизни и быта населения
В макрорегионах США.
Цель работы:Выявление факторов, которые влияют на развитие хозяйства и быт населения в макрорегионах США
а) выделите характерные черты экономико-географического положения;
б) назовите особенности природных условий (рельефа и климата), влияющих на жизнь, быт и деятельность человека и хозяйство региона;
в) перечислите природные ресурсы, которыми обеспечен данный регион;
г) опишите особенности размещения, состава, городского и сельского населения, трудовых ресурсов, жизни и деятельности населения региона и назовите крупнейшие города региона;
д) назовите отрасли промышленной и сельскохозяйственной специализации региона;
е) охарактеризуйте развитие транспорта и туризма в регионе.
Вариант 1. Северо-Восток США.
Вариант 2. Средний Запад США.
Вариант 3. Юг США.
Вариант 4. Запад США.
Ход работы:
Практическая работа № 9.
Главная > ДокументТема: ВИДЫ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ. РЕСУРСООБЕСПЕЧЕННОСТЬ.
ОЦЕНКА РЕСУРСООБЕСПЕЧЕННОСТИ СТРАНЫ.
Цели и задачи: познакомить с понятиями «географ.среда», «ресурсообеспеченность» видами природных ресурсов и делением их на группы. Научить
давать общую и сравнительную оценку обеспеченности мира и
отдельных его регионов различными видами минеральных ресурсов,
производить расчеты такой обеспеченности.
Изучение нового материала.
Природные ресурсы – компоненты природы, которые на данном уровне развития общества используются или м.б. использованы в качестве средств производства и предметов потребления. Природные ресурсы – категория историческая, связанная с изменением потребностей и возможностей общества, развитием науки и техники на разных исторических этапах.
Н-р, в эпоху НТР резко возросло значение руд цветных металлов и энергетических ресурсов.
По происхождению выделяют : минеральные, водные, ресурсы Мирового океана, земельные, биологические, климатические, космические.
По исчерпаемости
исчерпаемые – возобновимые (биологические, земельные, водные);
невозобновимые (минеральные); частично возобновимые (почвенные);
неисчерпаемые – климатические, энергия текучей воды, солнца, ветра и т.п.
По способу использования : агроклиматические, энергетические, рекреационные и т.д.
Ресурсообеспеченность - это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается запасами из расчета на душу населения или количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса при современных темпах добычи или использования.
Оценить обеспеченность страны определенным видом природных ресурсов можно двумя способами:
1) разделить размеры запасов данного ресурса на современный объем добычи в год и получить количество лет, на которые данного ресурса должно хватить.
2) разделить количество запасов данного ресурса на численность населения страны и узнать, какое количество данного ресурса приходится на душу населения. Сделать выводы.
Существуют заметные различия не только между странами, но и регионами. Ближний Восток выделяется крупными ресурсами нефти и газа, Андские страны – медных и полиметаллических руд. РФ, США и КНР – практически обладают всеми видами пр.ресурсов. Высокообеспеченными являются: Индия, Бразилия, Австралия. Многие страны обладают крупными запасами мирового значения одного или нескольких ресурсов. Так, Габон выделяется запасами марганца, Кувейт – нефти, Марокко – фосфоритов.
Закрепление.
что такое природные ресурсы, на какие группы они подразделяются?
Что называется ресурсообеспеченностью, в каких единицах она измеряется?
Какие природные ресурсы относятся к ресурсам Мирового океана? Какие из них используются наиболее интенсивно?
Приведите примеры стран с богатой ресурсной базой и с ограниченной ресурсной базой. Имеется ли связь между ресурсным потенциалом страны и уровнем ее развития? Обоснуйте свой ответ.
Практическая работа №1
Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира.
Запасы, млрд. тонн | Добыча, млн. тонн | ||
Вариант 1 (нефть) | |||
Великобритания Венесуэла Саудовская Аравия | |||
Вариант 2 (каменный уголь) | |||
Германия Австралия |
Сделать выводы о ресурсообеспеченности этих стран данным видом полезных ископаемых
3. Задание на дом: тема 2, параграф 2
Запасы, млрд. тонн | Добыча, млн. тонн | ||
Вариант 1 (нефть) | |||
Великобритания Венесуэла Саудовская Аравия | |||
Вариант 2 (каменный уголь) | |||
Германия Австралия |
Статьи по теме: | |
Как положить деньги на телефон с карты Альфа-Банка?
Новая услуга для клиентов Альфа-Банка - оплата связи и других сервисов с... Как купить телефон в рассрочку или кредит без дополнительных навязанных услуг
Невозможно представить современного человека без мобильного телефона или... К чему ведет чрезмерная диверсификация
Диверсификация – распределение инвестиционного портфеля по разным... |