Государственная программа импортозамещения. Реализация программ импортозамещения как драйвер развития российского оборонно-промышленного комплекса. Россияне об импортозамещении непродовольственных товаров

Импортозамещение - это уменьшение или прекращение импорта определённых товаров путём запуска собственного производства аналогичных товаров.

Наиболее перспективными для импортозамещения являются следующие отрасли :

  • станкостроение (доля импорта в потреблении по разным оценкам более 90%),
  • тяжелое машиностроение (60-80%),
  • легкая промышленность (70-90%),
  • электронная промышленность (80-90%),
  • фармацевтическая,
  • медицинская промышленность (70-80%),
  • машиностроение для пищевой промышленности (60-80%).

Импортозамещение в этих и других отраслях возможно только в случае наличия соответствующих свободных производственных мощностей и конкурентоспособных предприятий, которые могут предложить качественную продукцию по рыночным ценам.

В долгосрочной перспективе снижение импортной зависимости возможно за счет инноваций и стимулирования инвестиций в технические отрасли и создания новых производств.

Мнение: нельзя не заметить огромные успехи страны в сфере сельского хозяйства и пищевой промышленности. Задумайтесь — в 90х мы получали гуманитарную помощь, люди голодали. А теперь мы первые по экспорту пшеницы.

Курица, свинина, с некоторых пор говядина — страна полностью себя обеспечивает. Запретили турецкие помидоры, сразу все заметили что оказывается у нас есть отличные овощи из Ростова — куда более вкусные любых зарубежных. Кстати, Турция на своей территории поднимает сельское хозяйство запретом ввоза фруктов и овощей из других стран — и никаких к ним претензий.

Макаронные изделия — даже итальянцы, знающие в этом толк считают продукцию из России очень качественной.

Есть проблема с сырами. За несколько лет она продвинулась, но здесь есть над чем работать.

По одежде, то же Иваново отшивает полный ассортимент: да есть вопросы к фасонам, моде, но качество — выше того что массово везут из-за границы.

К сожалению есть провалы в сфере высоких технологий, робототехники, биотехнологиях — по крайней мере это заметно на основе анализа прессы.

Ещё из позитива: по статистике за лето 17 года значительно нарастили производство лекарств.

По оценке минпромторга, в случае реализации продуманной политики импортозамещения к 2020 году можно рассчитывать на снижение импортозависимости по разным отраслям промышленности с уровня 70-90% до уровня 50-60%. А в ряде отраслей возможен выход на более низкие показатели.

Будучи страной открытой, интегрированной в международную экономическую систему, России затруднительно выпускать целый спектр товаров, по причине того что выпущенные у нас эти товары будут дороже. Это критикуется, поскольку в России есть нефть, электроэнергия дешевле чем у многих соседей, уровень зарплат не высокий — есть все условия, чтобы развивать свои промышленность и сельское хозяйство.

Большую опасность представляет то, что для нефтянной промышленности значительная часть комплектующих и услуг по обслуживанию техники, скважин — осуществляется зарубежными компаниями. В случае их демарша, уровень нефтедобычи будет падать. Но меры по замещению принимаются, в том числе, судя по СМИ и совместные с другими нефтедобывающими странами.

Определённо — после более 20 лет исключительно сырьевого характера экономики, когда продаём металлы, нефть, газ удобрения, а ввозим почти всю жизненно необходимую продукцию, очень сложно быстро перестроиться на новые рельсы, начать самостоятельно производить многие товары. Однако же рыночная экономика, спрос и большое количество предпринимателей — решают эту проблему (похожая ситуация была после войны с ).

Государство создаёт специальные отраслевые фонды, которые поддерживают крупные предприятия, работающие в сфере замещения.

Что стало поводом для программы импортозамещения

Санкционные ограничения западных стран затронули поставки в сфере оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплексов и новых технологий. Россия ограничила импорт ряда продовольственных товаров из стран, вводивших санкции.

Такое большое государство, как Россия, не может быть в зависимости от других стран. В период нестабильности 90х руководство страны решая текущие проблемы не могло оперировать планами на будущее. Сейчас же строятся на десятки лет вперёд, вычисляются .

Поднят дискурс социализма. Общество стало живо интересоваться экономикой и путями страны.

Нельзя сказать что причиной импортозамещения являются только санкции и напряжённые отношения с несколькими странами (обратите внимание, речь идёт всего лишь о нескольких странах, пусть и весьма развитых). Появились возможности, страна переосмыслила себя, своё место. Да, что-то будет дороже (сейчас практически любая продукция в любой стране будет дороже чем в Китае, Индии), но не производить своего — нам нельзя.

Импортозамещение в пищевой промышленности

  • Овощные консервы. «Астраханская консервная компания». Астраханская область.
  • Десерты. ООО «Макфа». Челябинская область.
  • Рыба теляпия. «Рыбоводный комплекс». Астраханская область.
  • Семга. «Мурманрыбвод». Мурманская область.
  • Переработка сыворотки. «Лианозовский молочный комбинат». г.Москва.
  • Полутвердый сыр с голубой плесенью. «Тбилисский маслосырзавод». г.Тбилисси
  • Сыр. Сыроварня «Русский пармезан». Московская область.
  • Подсолнечное масло. Агрофирма «Русь». Белгородская область.
  • Лизин. Агрохолдинг «Юбилейный». Тюменская область.
  • Кофе. «Сеть АЗС «Газпромнефть». Московская область.
  • Мясная продукция. Мясоперерабатывающий комплекс. Мордовия.
  • Мясо. Племзавод «Ладожский». Ленинградская область.
  • Куриное мясо, яйцо. ООО «Птицефабрика «Владимирская». Астраханская область.
  • Икра форели. Форелеводческий завод «Адлер». г.Адлер

Выставка Импортозамещение

Основу выставки составляют коллективные экспозиции регионов России, которые представят предприятия, организации и ведомства, занимающиеся производством импортозамещающей продукции. Московская область представлена как отдельными городами, так и предприятиями., Впрочем, интересно было посмотреть, что делают в регионах.

Рязанская область.


Воронежская область.


Вологодская область.


Липецкая область — очень ярко, представительно, один из лучших стендов.


Алтайский край — этот стенд всегда окружён вниманием — тоже весьма представительно и интересно.


Тульская область.


Краснодарский край — стильный, заметный.

Далее наша небольшая зарисовка по отдельным стендам.


Материнские платы отечественного производства и системы защиты информации.


Снегоходы.


Что-то невероятно большое и мощное, да и ещё с лодочным мотором сзади.


Выгребаем всё.


Решения для мобильной торговли.


Медицина.

24.05.2016


По общему правилу при осуществлении государственных и муниципальных закупок к товарам, происходящим из иностранного государства, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Закона № 44-ФЗ). Аналогичное правило установлено для работ и услуг, выполняемых и оказываемых иностранными лицами.

Однако в той же ст. 14 Закона № 44-ФЗ предусматривается право Правительства РФ и уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти устанавливать ограничения допуска иностранной продукции. Правительство РФ имеет право устанавливать соответствующие ограничения допуска или даже запет на допуск в тех случаях, когда это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей (ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ). Минэкономразвития России по поручению Правительства РФ имеет право устанавливать условия допуска иностранной продукции (ч. 4 ст. 14 Закона № 44-ФЗ), в том числе и заградительные условия.

Для реализации вышеописанных полномочий Правительство и Министерство экономического развития установили запреты и ограничения при закупке следующих категорий товаров:

  1. оборудование для нужд обороны и безопасности;
  2. продукты питания;
  3. товары машиностроения;
  4. товары лёгкой промышленности;
  5. медицинские изделия и лекарственные средства;
  6. программное обеспечение.

По каждой из названных категорий подзаконными актами были установлены исчерпывающие перечни номенклатуры продукции, закупка которой для государственных и муниципальных нужд ограничена или запрещена, для того, чтобы обеспечить её поставку из стран ЕАЭС - ведь в настоящее время импортозамещение реализуется в России не на национальном, а именно на союзном уровне. При этом стоит отметить, что в отдельных из рассмотренных ниже постановлений Правительства РФ указаны не все страны ЕАЭС.

В контрактной системе специфика нормативного регулирования оставляет возможность для применения различных ограничительных и запретительных мер для гибкого стимулирования импортозамещения. Кроме того, особая важность приобретения качественных товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд обуславливает необходимость особенно вдумчивого подхода к реализации политики импортозамещения в рамках контрактной системы: ведь невозможность приобрести качественную продукцию в этом случае может сделать невозможным полноценное выполнение той или иной государственной функции.

Сегодня в контрактной системе используются следующие меры по стимулированию импортозамещения:

  1. Преференции производителям ЕАЭС при осуществлении закупок.
  2. Запрет на импорт определённой в соответствии с нормативным правовым актом Правительства РФ продукции, если из стран ЕАЭС поступили по крайней мере два предложения о поставке такой продукции.
  3. Полный запрет на импорт определённой продукции из стран, не входящих в ЕАЭС, если эта продукция производится в ЕАЭС.
  4. Полный запрет на импорт определённой продукции из стран, не входящих в ЕАЭС.
  5. Полный запрет на импорт определённой продукции, если она производится в России.

Как видно, первые из названных мер являются самыми мягкими по отношению к иностранным поставщикам, тогда как последние предусматривают наиболее жёсткие ограничения. Кроме того, по кругу субъектов соответствующие запреты могут распространяться как только на федеральном уровне контрактной системы, так и на все закупки за бюджетный счёт. Заказчик, на которого распространяется соответствующая норма, обязан отразить это ограничение в своей закупочной документации. Если же его эта норма не касается, то по собственной инициативе устанавливать в документации запрет на импорт он не имеет права.

При грамотном использовании названный инструментарий позволяет по мере реализации политики импортозамещения учитывать степень развитости и объём национальных производств, дабы производить исключительно на внутреннем рынке закупки лишь тех товаров, которые этот рынок в данный момент может произвести. Это позволит плавно и с минимальными издержками для экономики увеличивать долю закупки отечественной продукции за бюджетный счёт. Ниже в логике приведённого перечня мы рассмотрим, как именно инструментарий импортозамещения реализован в действующих российских нормативных актах, регулирующих контрактную систему.

Преференции отечественным производителям при рассмотрении их заявок на участие в закупке предусмотрены в случае закупок широкой номенклатуры продукции - от продуктов питания до ядерных реакторов - в качестве обязанности и государственных, и муниципальных заказчиков Приказом Министерства экономического развития РФ от 25 марта 2014 года № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Приказ Минэкономразвития). Этим приказом не предусмотрен запрет на участие в такой закупке иностранных поставщиков, однако при одинаковом качестве продукции закупку будет проще выиграть производителю из ЕАЭС, даже если его продукция немного дороже. Эти преференции касаются в том числе поставщиков овощей и фруктов, посуды, металлопроката, лекарственных средств, компьютеров и периферийных устройств к ним, литейных машин и прессов, труб и уже упомянутых ядерных реакторов, а также иных товаров, включенных в Приказ Минэкономразвития.

Пунктом 3 Приказа Минэкономразвития предусмотрено, что при осуществлении закупок участникам из стран ЕАЭС предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15%: при осуществлении закупок путем проведения конкурса, запроса предложений или запроса котировок рассмотрение и оценка заявок по критерию «цена контракта» производятся с применением к предложенной в указанных заявках цене контракта понижающего 15-процентного коэффициента; при осуществлении закупок путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приказе Минэкономразвития, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из ЕАЭС, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 % от предложенной цены контракта.

Согласно п. 6 этого же Приказа в случае, если несколькими участниками закупки представлены одинаковые условия исполнения контракта с учетом предоставления преференции, контракт заключается именно с участником закупки, имеющим право на предоставление преференции, т.е. опять же с союзным поставщиком. Таким образом, импортные продукты могут быть приобретены за бюджетные деньги лишь в том случае, если они не уступают по качеству отечественным, но при этом дешевле более чем на 15%, либо если в соответствии с условиями закупочной документации условиях их поставки несравненно выгоднее, чем у поставщиков ЕАЭС.

В п. 9 Приказа Минэкономразвития для его целей реализации заказчику рекомендуется устанавливать в документации о закупке:

  • требование об указании (декларировании) участником конкурса, аукциона или запроса предложений в заявке на участие в закупке страны происхождения поставляемого товара;
  • требование об указании в заявке на участие в конкурсе, запросе предложений цены за единицу товара по каждой предлагаемой участником закупки позиции;
  • положение о том, что ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в конкурсе, аукционе, запросе предложений, несет участник закупки.

Такой либеральный подход к импортозамещению подходит в первую очередь для отраслей, в который уже имеются развитые отечественные производства, которые при минимальном стимулировании уже способны успешно конкурировать с зарубежными поставщиками. Остальные нормативные акты, направленные на стимулирование импортозамещения в рамках контрактной системы, предусматривают более жесткие запреты для импортных товаров.

Запрет на импорт продукции, если из стран ЕАЭС поступили по крайней мере два предложения о поставке такой продукции , установлен в случае закупки медицинских изделий - например, медицинской одежды, электрокардиографов, томографов, некоторых хирургических инструментов, а также реагентов. Полный перечень попавшей под это ограничение продукции установлен Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2015 года № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление № 102).

Пунктом 2 Постановления № 102 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в утверждённый данным Постановлением перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, за исключением Республики Армения, Республики Белоруссия и Республики Казахстан (членство Киргизии в этом документе ещё не отражено и каждая из стран поименована отдельно), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее двух удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок, которые одновременно:

  • содержат предложения о поставке одного или нескольких видов медицинских изделий, включенных в перечень, страной происхождения которых является Российская Федерация, Республика Армения, Республика Белоруссия или Республика Казахстан;
  • не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя.

Схожие правила установлены Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для закупки лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов 1 . Заказчик отклоняет все иностранные заявки, если на участие в закупке подано не менее 2 заявок от поставщиков из ЕАЭС. При этом такие заявки от союзных поставщиков должны быть поданы независимыми поставщиками и удовлетворять требованиям заказчика.

Подтверждением страны происхождения лекарственного препарата, как и стран происхождения медизделий, является сертификат, выдаваемый по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года. Положения о порядке выдачи сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1 утв. приказами ТПП России от 25.08.2014 № 64 и от 10.04.2015 № 29.

Полный запрет на импорт продукции из стран, не входящих в ЕАЭС , если эта продукция производится в ЕАЭС, предусмотрен для товаров лёгкой промышленности Постановлением Правительства РФ от 11 августа 2014 года № 791 «Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд» (далее - Постановление № 791). В перечень запрещенных к импорту товаров, утверждённый этим документом, попали, в частности:

  1. ткани;
  2. канаты, веревки, шпагат и сети;
  3. материалы нетканые и изделия из нетканых материалов;
  4. полотна кулирные и основовязаные трикотажные;
  5. изделия трикотажные чулочно-носочные;
  6. пуловеры, кардиганы и аналогичные изделия;
  7. одежда из кожи;
  8. спецодежда;
  9. одежда верхняя;
  10. белье нательное;
  11. меха и изделия меховые;
  12. кожа;
  13. чемоданы, сумки дамские и аналогичные изделия;
  14. обувь.

Согласно п. 1 Постановления № 791 запрещается закупка для федеральных нужд товаров, включенных в данный перечень, если они происходят из иностранных государств, за исключением государств ЕАЭС. Данный запрет не применяется лишь в том случае, если производство этих товаров на территории ЕАЭС отсутствует. Правила выдачи заключения об отсутствии на территории Российской Федерации производства товаров утверждены приказом Минпромторга России от 10 сентября 2014 г. № 1776.

Полный запрет на импорт определённой продукции из стран, не входящих в ЕАЭС установлен при закупке за счёт бюджетов всех уровней товаров машиностроения. Этот запрет касается импортных бульдозеров, автобусов, троллейбусов, вагонов, грузовиков, экскаваторов, тракторов снегоочистителей и других машин, включенных в перечень Постановления Правительства РФ от 14 июля 2014 г. № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Подтверждением страны происхождения является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом Российской Федерации, Республики Белоруссия, Республики Армения или Республики Казахстан по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г.

1 Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2016 год утверждён Распоряжением Правительства РФ от 26.12.2015 № 2724-р.

Полный запрет на импорт продукции, если она производится в России был установлен ещё в конце 2013 года при закупке товаров, работ и услуг для нужд обороны страны и безопасности государства Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2013 года № 1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее - Постановление № 1224). Этим документом запрещён допуск продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Российской Федерации отсутствуют (п. 1 Постановления № 1224).

Подтверждением отсутствия производства на территории России является включение товаров в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. № 372 «Об утверждении перечня технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость». Альтернативным вариантом подтверждением отсутствия производства данного товара на территории России является заключение по результатам экспертизы, проводимой Министерством промышленности и торговли России.

Действующей редакцией Постановления № 1224 сделано традиционное исключение для поставщиков из стран ЕАЭС, но лишь в отношении некоторых категорий продукции. Так, они могут поставлять даже для нужд обороны и безопасности России следующие товары:

  1. машины литейные, используемые в металлургии или литейном производстве;
  2. станки для обработки любых материалов путем удаления материала с помощью лазерного или другого светового или фотонного луча, ультразвуковых, электроразрядных, электрохимических, электронно-лучевых, ионно-лучевых или плазменно-дуговых процессов;
  3. водоструйные резательные машины;
  4. центры обрабатывающие, станки агрегатные однопозиционные и многопозиционные для обработки металла;
  5. станки токарные металлорежущие;
  6. станки металлорежущие для сверления, растачивания, фрезерования, нарезания наружной или внутренней резьбы посредством удаления металла;
  7. станки обдирочно-шлифовальные, заточные, шлифовальные, хонинговальные, притирочные, полировальные и для выполнения других операций чистовой обработки металлов или металлокерамики при помощи шлифовальных камней, абразивов или полирующих средств;
  8. станки продольно-строгальные, поперечно-строгальные, долбежные, протяжные, зуборезные, зубошлифовальные или зубоотделочные, пильные, отрезные и другие станки для обработки металлов или металлокерамики посредством удаления материала;
  9. станки для обработки металлов объемной штамповкой, ковкой или штамповкой, станки для обработки металлов гибочные, кромкогибочные, правильные, отрезные, пробивные или вырубные, прессы для обработки металлов или карбидов металлов;
  10. станки для обработки металлов или металлокерамики без удаления материала;
  11. станки для обработки дерева, пробки, кости, эбонита, твердых пластмасс или аналогичных твердых материалов;
  12. измерительные или контрольные приборы, устройства и машины для измерения или контроля геометрических величин.

Схожий тотальный запрет установлен для импортного софта Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановление № 1236).

Исключение из этого запрета предусмотрено лишь для следующих случаев:

а) в реестре российского ПО отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу, что и ПО, планируемое к закупке;

б) ПО, сведения о котором включены в реестр, по своим функциональным, техническим или эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к закупаемому ПО.

Правила ведения реестра российского ПО установлены тем же Постановлением № 1236.

Российская экономика сегодня переживает не самые стабильные времена. В значительной мере это связано с большой зависимостью отдельных отраслей национального хозяйства от зарубежных поставщиков. В связи с этим в экономическом развитии страны становится особенно актуальным импортозамещение. Что это за процесс? Для каких России он особенно необходим?

Определение

Импортозамещение - это, согласно распространенной трактовке, процесс на уровне национальной экономики, при котором обеспечивается выпуск необходимых внутреннему потребителю товаров силами производителей, внутри страны. Данный процесс может носить упреждающий или же реактивный характер. В первом случае товары импортозамещения выпускаются с тем расчетом, чтобы не пустить конкурирующих зарубежных поставщиков на рынок. Во втором же происходит вытеснение иностранцев с соответствующих сегментов.

В свою очередь, оба варианта импортозамещения могут осуществляться на базе преимущественно рыночных механизмов или же посредством административного вмешательства различных политических структур. В первом случае успешное импортозамещение - это справедливый результат конкурентной борьбы. Отечественный производитель таким образом доказывает своему покупателю, что он выпускает товары лучше и дешевле, чем зарубежный поставщик. Возможен, однако, вариант, при котором данный процесс будет осуществляться в силу административных запретов на ведение деятельности, наложенных в отношении иностранцев.

Российский сценарий

Экономическая ситуация в России сегодня такова, что в нашей стране импортозамещение необходимо, как считают многие аналитики, сразу в нескольких ключевых отраслях. При этом в каких-то сегментах соответствующий процесс может идти при более или менее рыночных условиях, в других же российские производители будут иметь преимущества в силу административного фактора. Таким образом, импортозамещение в России, вероятно, будет происходить в рамках обоих сценариев, в зависимости от конкретной отрасли.

Сельское хозяйство

Продовольственное эмбарго в отношении западноевропейских поставщиков сельхозпродукции - активнейший стимул развития отечественных бизнесов в соответствующей сфере. Российские аграрии получили невиданный шанс осуществить масштабное импортозамещение. Список товаров, попавших под запрет на ввоз, очень широкий. Это и молочная продукция, и овощи, и фрукты, и мясо, и орехи. Рыночная емкость некоторых сегментов торгового оборота между Россией и западными странами в аграрной отрасли оценивается экспертами в миллиарды долларов.

Конечно, в данной сфере будет и конкуренция: в частности, поставки продуктов из стран Азии, Южной Америки, Африки, а также из государств Таможенного Союза могут осуществляться в Россию свободно - никаких санкций в отношении соответствующих активностей нет. Но, несмотря на наличие альтернативной европейским поставщикам сельскохозяйственной продукции, для России импортозамещение в сельском хозяйстве - в числе самых приоритетных направлений экономического развития в ближайшем будущем. Главный вопрос, полагают эксперты, в том, насколько эффективным окажется взаимодействие фермеров и торговых точек на практике.

Промышленность

Касательно данной сферы необходимость в альтернативе продукции зарубежных поставщиков у российских потребителей возникла главным образом в силу Импортные товары стали дороже. Во многих сегментах промышленности это предопределило также и повышение цен на производимую продукцию внутри страны. Импортируя, скажем, станки или какие-то радиоэлектронные детали, российский производитель столкнулся со значительно выросшими издержками, компенсировать которые во многих случаях стало возможно одним способом - повышая цены для внутренних потребителей.

Вместе с тем импортозамещение в промышленности, если говорить о российском сценарии, может носить далеко не только вынужденный характер. Падение рубля сыграло, по мнению многих экспертов, в определенной степени положительную роль для экономики. Дело в том, что по факту обесценивания российской национальной валюты многие производственные издержки, а также зарплата в долларовом выражении, равно как, впрочем, соотносительно с большинством других крупнейших мировых валют, снизились очень существенно. В российскую промышленность, как результат, стало выгодно инвестировать.

Если посмотреть на отчеты Минфина за 2014 год, касающиеся трендов в экономике, то можно увидеть, что в РФ ощутимо выросло - примерно на 1,4%. В то время как ВВП, согласно предварительным подсчетам, в 2014 году вырос примерно на 0,6%. Также некоторые эксперты отмечают: даже в ряде совсем нехарактерных, казалось бы, для нашего национального производства сегментах происходит импортозамещение. Список товаров, которые активно производятся в России, формируют, в частности, предметы бытовой техники, электроника, в то время как большинство обывателей привыкли, что выпускается она в Азии. Хотя есть и версия, что подобные цифры вызваны ситуационным всплеском спроса на ту или иную продукцию. И потому нужно подождать, чтобы удостовериться в фундаментальности данного тренда.

Импортозамещение в промышленности России, таким образом, выражается в двух аспектах. Во-первых, это желание потребителей иметь доступ к более дешевой продукции. Во-вторых, это привлекательность российской экономики с точки зрения производственных издержек.

Промышленность: зависимые сферы

В каких сферах промышленности РФ вопрос о необходимости импортозамещения стоит наиболее остро? В числе наиболее зависимых от внешних поставок отраслей - станкостроение. В ней доля импорта, по подсчетам некоторых аналитиков, - порядка 90%. В тяжелом машиностроении ненамного меньше - около 80%. Сильна зависимость от импорта также и в легкой промышленности - цифры в некоторых ее сегментах также доходят до 90%. В фармацевтике, в пищевой индустрии зависимость сопоставима.

Касательно производства, полагают эксперты, нужна масштабная программа импортозамещения, в значительной мере поддерживаемая государством. Работа в этом направлении в целом ведется. Если она будет успешно реализована компетентными ведомствами, то в течение ближайших лет вполне возможно, как считают некоторые аналитики, снизить показатели зависимости каждой из отраслей промышленности примерно на 30%, а может быть, и больше.

IT-индустрия

Российская IT-отрасль - одна из самых динамично растущих в экономике. Также можно отметить тот факт, что многие IT-продукты из РФ хорошо известны за рубежом. И потому наша IT-школа вполне конкурентна. Вместе с тем, как подсчитали некоторые аналитики, зависимость российской сферы информационных технологий от западных решений весьма значительна. Порядка 70% софта, используемого пользователями, как частными, так и на уровне корпораций, поставляется иностранными разработчиками. И это при том, что в очень многих сегментах ПО есть российская альтернатива, которая, как полагают многие эксперты, ничем не уступает зарубежным образцам по функционалу и качеству.

Одним из ключевых аргументов в пользу того, чтобы использовать отечественные IT-решения, аналитики называют необходимость в обеспечении безопасности задействования ПО в большинстве сегментов бизнеса. Работа многих предприятий связана с передачей секретных данных. Многие из руководителей российских фирм склонны испытывать сомнения по поводу использования зарубежного ПО в таких случаях. Также работа многих фирм связана с необходимостью поддержания исключительно бесперебойной работы серверных систем, обеспечить которую подчас могут только те поставщики, которые расположены непосредственно в РФ.

Соответствующая программа импортозамещения в России, полагают эксперты, имеет все ресурсы для успешной реализации. Даже в таких технологически сложных сегментах IT-индустрии, как разработка операционных систем, программистам из РФ есть что предложить в качестве альтернативы западным поставщикам.

Таким образом, импортозамещение - это процесс, который может касаться любой отрасли. Мы выделили несколько ключевых. Экономическая ситуация в России требует скорейшего импортозамещения во многих сегментах национального хозяйства, однако осуществить ее на практике не всегда легко. Почему? Рассмотрим основные нюансы, связанные с реалиями проведения соответствующей работы.

Проблемы

Импортозамещение - это многофакторный, непростой в плане практической реализации процесс. Успешное его осуществление зависит от решения ряда проблемных нюансов, характерных для российской экономики. Каких, например?

Прежде всего это весьма ограниченный, как считают многие эксперты, доступ российских бизнесов к кредитам. Дело в том, что санкции, наложенные ЕС и США в адрес многих компаний из РФ, не позволяют осуществлять займы за рубежом, которые во многом выручали в прошлом. В свою очередь, кредиты внутри России сейчас не очень выгодны: ставка рефинансирования ЦБ сейчас - 15%, и получить займ предприятие, вероятнее всего, сможет при процентах, которые будут не меньше этого значения. Развивать производство с рентабельностью, которая позволит закрывать кредитные платежи на таких условиях, будет проблематично.

Каким может быть возможное решение проблемы с доступностью кредитов? Некоторые эксперты считают, что многие российские бизнесы могли бы освоиться на рынке или же, например, в сфере венчурных инвестиций, тем самым получая доступ к кредитам на более выгодной основе или же к капиталу на условии уступок по долям во владении компанией.

Такая перспектива, конечно, устроит не все бизнесы, однако это, вероятно, лучше, чем ждать каких-то новостей из стана ЦБ. Возможны варианты с государственным субсидированием некоторых проектов. Также многие бизнесы могут развивать направления, связанные с производством новых товаров под контракты в рамках госзакупок.

Другая проблема, которая сопровождает импортозамещение в России, - недостаток квалифицированных кадров в ряде производств. В 1990 годы многие граждане РФ, выбирая профессию, ориентировались на гуманитарную отрасль, на сервисы. Инженерное дело, рабочие специальности были не слишком популярны. В результате во многих сегментах сейчас дефицит кадров.

Решать эту проблему можно разными способами. Самый доступный - переобучение. К счастью, в российских учебных заведениях в целом сохранилась развитая научно-производственная база, которая может быть задействована для подготовки специалистов самых разных отраслей. Другой вариант - привлечение людей из-за рубежа, который, однако, может быть осложнен в силу низкого курса рубля: далеко не во всех случаях в России для человека будет выгоднее работать. Вместе с тем правительство РФ предпринимает существенные шаги по облегчению иммиграции в страну. В частности, открыта программа получения упрощенного гражданства для людей, имеющих значительные связи с Россией - родственные, языковые, культурные.

Международный аспект

Еще один возможный барьер к успешному импортозамещению - обязательства РФ в рамках членства в ВТО. Дело в том, что по причине подписания международных договоров с другими государствами данной структуры Россия имеет не слишком много вариантов с вмешательством в экономические процессы правительственных структур, которое может быть задействовано, к примеру, с целью защиты национального рынка в аспекте торговли с участием зарубежных поставщиков.

Поэтому вариантов с тем, чтобы получить больше полномочий, у правительства РФ не очень много. Есть совершенно радикальный - выйти из ВТО. Вместе с тем, как отмечают некоторые эксперты, государства в рамках текущих норм, прописанных в соглашениях ВТО, наделены в целом значимым объемом инструментов для защиты интересов внутреннего производителя. Вопрос в том, чтобы грамотно задействовать данный ресурс. Например, в 2015 году Россия, как отмечают некоторые аналитики, может воспользоваться правом откорректировать тарифные обязательства так, чтобы достаточно эффективным образом защитить ряд сегментов внутреннего рынка и при этом не нарушить действующие нормы ВТО.

Факторы успеха

Политика импортозамещения в России, несмотря на отмеченные сложности, имеет отличные шансы на успех. Связано это с большим количеством факторов. Во-первых, у российских предприятий в большинстве случаев нет проблем с доступом к необходимому сырью, природным ресурсам. Во-вторых, производственные издержки при открытии производства в РФ во многих случаях будут ниже, чем за рубежом, собственно, в силу относительной дешевизны некоторых природных ресурсов. Также в России довольно дешевая электроэнергия. О преимуществах по зарплате, возникших в связи с падением курса рубля, мы уже сказали. В-третьих, у России есть ощутимый технологический потенциал. Пока что он реализуется на практике в небольшом количестве отраслей - в основном в сфере ВПК, в Однако при необходимости, как считают многие аналитики, всегда можно перевести те или иные военные наработки в гражданскую отрасль.

Роль государства

То, насколько успешным будет план импортозамещения в России в той или иной отрасли, во многом зависит от позиции государства. В какой степени власти РФ готовы выполнить столь нужную для экономики страны функцию? В целом правительство России подходит в вопросу импортозамещения в достаточной мере серьезно.

В частности, в августе 2014 года вышло Постановление Правительства РФ, в соответствии с которым была создана новая структура - Фонд промышленности. Ключевая задача, которую данное учреждение будет выполнять, - как раз предоставление бизнесам необходимых кредитов. Предполагается, что условия в рамках этих займов будут выгоднее, чем при обращении предприятия в коммерческий банк.

Программа импортозамещения, разрабатываемая государством, включает также ряд иных примечательных инициатив. Так, например, в июне 2014 года Правительством был разработан новый закон "О промышленной политике в РФ". Содержащиеся в нем положения, как считают эксперты, могут стать базисом для реализации ключевых стратегических направлений в развитии производственной отрасли в стране. Промышленная программа импортозамещения в России, таким образом, будет реализовываться при заметном участии государства.

В 2014 году санкции западных стран и предпринятые российской стороной ответные шаги привели к тому, что стратегия импортозамещения стала одним из приоритетных направлений деятельности российского правительства.

По оценке главы правительства РФ Дмитрия Медведева, ситуация с импортом в некоторых областях промышленности крайне тяжелая : доля импорта в станкостроении оценивается приблизительно в 90 %, в тяжелом машиностроении — порядка 70 %, в нефтегазовом оборудовании — 60 %, в энергетическом оборудовании — около 50 %, в сельхозмашиностроении в зависимости от категории продукции — от 50 до 90 % и т.д. В гражданском самолетостроении импорт также пока носит подавляющий характер — более 80 %.

В апреле 2014 года в рамках объявленного руководством страны курса на импортозамещение кабинет министров утвердил новую редакцию государственной программы России "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности". Одной из главных задач госпрограммы, рассчитанной до 2020 года, заявлено снижение доли импорта продукции, в том числе используемой отечественными производителями, в нашу страну.

В мае 2014 года президент РФ Владимир Путин подписал перечень поручений о дополнительных мерах по стимулированию экономического роста, в том числе по импортозамещению в промышленности и сельском хозяйстве.

Первые решения по развитию импортозамещения были приняты в сельском хозяйстве. В октябре 2014 года, раньше, чем в других отраслях, была утверждена программа импортозамещения в сельском хозяйстве.

Программой предусмотрен комплекс мероприятий по разработке и корректировке нормативных правовых актов в сферах обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, развития производства и сбыта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развития инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка, таможенно-тарифного регулирования, фитосанитарного и ветеринарного контроля (надзора), земельной политики и международного сотрудничества. Распоряжением Минсельхоза России от 27 марта 2015 года был утвержден перечень инвестиционных проектов, реализация которых способствует импортозамещению по приоритетным мероприятиям данной государственной программы. В перечень вошли 464 проекта. Объем инвестиций по ним — 265 миллиардов рублей.

В 2015 году Минпромторгом, Минкомсвязью, Минтрансом и Минэнерго России было разработано 20 отраслевых программ импортозамещения в гражданских отраслях промышленности.

В рамках этих программ планируется реализовать в общей сложности примерно 2,5 тысячи проектов.

Выделение средств для поддержки импортозамещения происходит в форме субсидирования и софинансирования исследований, а также предоставления грантов и преференций при государственных закупках.

Осенью 2014 года правительством была принята программа поддержки инвестпроектов, реализуемых в России на основе проектного финансирования. Эта программа была разработана с целью увеличения объемов кредитования организаций реального сектора экономики на долгосрочных и льготных условиях. В рамках программы финансируются только отобранные в результате конкурса проекты, реализуемые до 2018 года в определенных секторах экономики: сельское хозяйство; обрабатывающая промышленность; химическое производство; машиностроение; жилищное строительство; транспорт; связь и телекоммуникации; энергетика.

Важным условием программы является требование о размещении производственной площадки реализуемого проекта на территории России.

Аналогичной мерой финансовой поддержки импортозамещения стало выделение правительством за счет средств федерального бюджета целевых займов предприятиям, реализующим проекты по импортозамещению. С августа 2014 года действует Фонд развития промышленности, в задачи которого входит финансирование проектов на предпроизводственной стадии.

Помимо прямой поддержки предприятий планируется введение специальных мер, стимулирующих импортозамещение, в том числе и за счет государственных и муниципальных закупок. Так, правительство достаточно активно пользуется правом ограничивать закупки товаров, происходящих из иностранных государств. Ограничены закупки отдельных видов товаров иностранного производства, таких, как медицинские изделия, товары машиностроения и легкой промышленности, а также товаров, закупаемых для целей обороны страны.

По оценке Правительства России, в случае реализации продуманной политики импортозамещения к 2020 году можно рассчитывать на снижение импортозависимости по разным отраслям промышленности с уровня 70-90 % до уровня 50-60 %. А в ряде отраслей возможен выход на более низкие показатели. В целом, российским промышленникам понадобится до 2,5 лет, чтобы наладить выпуск импортозамещающей продукции. Реализация программы импортозамещения, по оценкам Минпромторга, позволит российским предприятиям сформировать дополнительный объем производства на сумму свыше 30 миллиардов рублей ежегодно, начиная с 2015 года.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

gastroguru © 2017