Новая стройка века или провальный проект? Что мешает провести мост на Сахалин. Начало строительства моста на сахалин планируют осуществить в ближайшее время Будет ли построен мост на сахалин

С вязать с Большой землей Сахалин хотели еще в советское время, но тогда переправе не повезло - умер Сталин.
А теперь к идее связать Сахалин с материком решили вернуться. В проект верю, есть экономическая выгода от такого моста, значит стоить будут. Заявлено, что власти думают прежде всего о пенсионерах гражданах Сахалина. Но это, мягко говоря, сильно преувеличено. Понятно, что местные будут счастливы, но их там не так много по сравнению с вложениями в строительство. Главное - имеются договоренности от японцев о строительстве моста на Сахалин и с их территории (с Хоккайдо), в результате Япония вписывается в Транссиб и получает возможность доставки товаров железной дорогой в Европу и Китай. Ориентировочная стоимость 400 миллиардов рублей.

СССР начинал стоить тоннель на Сахалин. Изыскания на тему строительства тоннеля предпринимались еще аж в лохматых 1930 годах.

В 1950 году с идеей соединения Сахалина с материком железной дорогой выступил товарищ Сталин. И все заверте. Это была одна из строек ГУЛАГа МВД СССР и МПС. По согласованию с прокуратурой СССР, МВД освободил из исправительно-трудовых лагерей и колоний до 8 тысяч человек, направив их на МПС до завершения срока заключения.

Общая длина тоннеля под Татарским проливом по проекту составляла 12,9 километров. Глубина заложения тоннеля под дном пролива составляла от 30 до 65 м; наиболее пониженная точка профиля тоннеля была расположена на глубине 72,5 м от поверхности воды в проливе.

К началу 1953 года общая численность строителей железной дороги по обоим берегам пролива составляла более 27 000 человек. После смерти Сталина и массовой амнистии заключённых работы по всему проекту были свёрнуты. Протянул бы он еще год, тоннель бы на Сахалин уже был.

На территории Хабаровского края было построено 120 км железнодорожного полотна широкой колеи по правому берегу Амура от станции Селихин до станции Чёрный мыс (дорога в дальнейшем использовалась для вывоза древесины). В районе предполагавшейся паромной переправы были отсыпаны дамбы (их остатки видны и сейчас), проведены подготовительные работы по сооружению пирсов. На мысе Лазарева, откуда предполагалось прокладывать тоннель, был прорыт ствол шахты, в 1,6 км от берега был насыпан искусственный остров диаметром 90 м.

П. Т. Куманев, работавший, участковым механиком на втором стволе, вспоминает, что на двух искусственных островах в проливе были заложены две шахты. В одну из них был опущен проходческий щит, который двигался от острова по направлению к материку. В сторону пролива проходка шла кессонным способом. В сторону материка прошли 500 метров. В сторону Сахалина - 700-800 метров.

Общий грузооборот проектируемой линии в первые годы её эксплуатации предусматривался в 4 млн тонн в год.



Сейчас рассматриваются варианты возобновления строительства. По предварительной оценке стоимость транспортного перехода составит порядка 400 млрд рублей и будет включать в себя 540 км железной дороги. Оценочная стоимость фактически одинакова и для моста, и для тоннеля. У каждого проекта свои минусы и плюсы. Но учитывая опыт строительства Крымского моста и желание этот опыт сохранить, приумножить и начать строить подобные мосты за границей - выбор очевиден. Мост на Сахалин будет не менее сложен. Проблема в сильных землетрясениях, которые здесь не редкость.

Конечно строительство моста с материка на Сахалин даст импульс развитию Хабаровского края, да и всего Дальнего Востока. Мост, скорее всего, будет только железнодорожным. Главное не давать его строить местным, а то он обойдется в три раза дороже)))

Сейчас на Большую землю можно добраться из Сахалина на пароме или самолёте. Переправа стоит около 5 тысяч рублей. Авиабилет в ближайший Хабаровск - 6 тысяч, в Москву — около 70.

Фото (С) Википедия, сайты:

Остров Сахалин могут связать транспортными тоннелями с континентальной Россией и японским островом Хоккайдо. Об этом в ходе Российского инвестиционного форума в Сочи рассказал в интервью ТАСС спецпредставитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов . Идея озвучена на фоне интенсификации российско-японских экономических отношений.

По мнению Иванова, «прежде всего нужно соединить Сахалин с материком». После этого возникнет «чисто экономический вопрос — будет ли такой объем грузопотока, который когда-нибудь, лет через 30−40 — быстрее не бывает в транспорте — окупит строительство либо тоннеля, либо моста [между Сахалином и Хоккайдо]». При этом экс-глава администрации президента сравнил ситуацию с Керченским мостом в Крым, где грузопоток обеспечен интенсивно работающей экономикой полуострова.

Иванов отметил, что в мире давно существуют аналоги столь масштабных сооружений. «Тоннель по длине около 51 километра сравним с Евротоннелем (между Францией и Великобританией под Ла-Маншем), конечно, технологически построить можно, проблема только в одном — в экономике, окупится или нет», — пояснил он.

Спецпредставитель президента напомнил, что соединение Сахалина с континентальной частью страны — «давнишняя мечта, еще товарищ (Иосиф) Сталин планировал это сделать, но не получилось». «В Советском Союзе много чего не получилось, например, дорога Чита — Хабаровск, а у нас получилось!» — заметил Иванов.

В настоящее время вопрос строительства моста на Сахалин и затем на Хоккайдо прорабатывает Министерство транспорта РФ. Об этом замглавы ведомства Алексей Цыденов заявил уже на следующий день после окончания декабрьского визита Путина в Японию. Тогда по итогам его переговоров с премьер-министром Синдзо Абэ было заявлено о беспрецедентной программе экономического сотрудничества между двумя странами. Однако окончательного решения о строительстве пока не принято.

Пролив Лаперуза между Сахалином и Японией имеет минимальную ширину 43 километра и среднюю глубину в десятки метров. Пролив Невельского между материком и Сахалином гораздо уже — 8 километров. Как пояснил «СП» ведущий научный сотрудник ЦНИИП Минстроя РФ Александр Стрельников , никаких проблем с технической реализацией подобных проектов не существует. «Наш институт с удовольствием выполнил бы такую разработку», — заверил он.

По мнению руководителя работ по проектированию моста через бухту Золотой Рог во Владивостоке Михаила Барашникова , связать Сахалин с материком можно тремя способами: построив мост, тоннель или дамбу с судоходным каналом. Причем в каждом из этих случаев можно одновременно построить и железную, и автомобильную дороги. Если это будет мост, его можно сделать двухуровневым или просто укрепить основание. От выбора варианта строительства зависят и расходы.

Согласно расчетам Минтранса, приблизительная стоимость работ составляет 400 млрд. рублей. Это почти вдвое больше сметы на возведение Керченского моста — 230 млрд. рублей. С учетом проектно-изыскательских работ реализация проекта может занять от 3 до 5 лет. Помимо профессионалов, его поддерживают энтузиасты. На Сахалине есть даже общественное движение, ратующее за скорейшее возведение мостового перехода на континент. Среди обсуждаемых им идей есть и весьма экзотические.

Координатор движения Иван Воронин напомнил о трудных климатических условиях региона: суровых зимах и частых штормах и предложил при строительстве мостового перехода использовать течение в проливе Невельского для выработки электроэнергии.

— Если просто строить мост, он может быть разрушен льдами. Их толщина здесь до двух метров, а поля достигают длины в 25 километров. Лучше строить дамбу. Но не «глухую», а с опорами, внутри которых гидрогенераторы. Это позволит задействовать энергию течения в проливе, скорость которого достигает 4 метров в секунду. Фактически, это будет работать как приливная электростанция. По расчетам московского НИИ «Мосстрой» мост будет окупаться до 40 лет. В случае соединения его с электростанцией этот срок резко сократится.

За счет этого можно будет электрифицировать нашу сахалинскую железную дорогу. И на континенте тоже. Как известно, от Хабаровска до Советской гавани (на побережье Тихого океана — авт. ) тоже ходят на дизелях. Из-за этого бывают пожары, страдает экология. Мы здесь очень оторваны. За последние четверть века очень многие отсюда уехали. Все эти меры снизят отток людей с Сахалина. На строительство Керченского моста нашли деньги, на мост на остров Русский нашли, вот и на наш мост надо найти. А в перспективе и мост на Хоккайдо нужен. Хотя там и большое расстояние.

Яростным сторонником строительства мостового перехода на Сахалин является писатель-футуролог, член Федерального совета «Партии Дела» Максим Калашников .

— Я очень поддерживаю этот проект. Над ним работал Юрий Крупнов. Строительство такого моста — гораздо более важная задача, чем проведение Олимпиады в Сочи или даже строительство моста на остров Русский во Владивостоке. Прокладка транспортного перехода решит проблему отрезанности Сахалина. Там все висит на паромной переправе.

Сахалин должен быть кластером самого опережающего развития. Там кроме нефтегазохимии должно быть биотехнологическое производство. Это же остров гигантских растений! И это не «Незнайка на Луне», а реальность. Для всего этого нужен мост. Помимо моста требуется создание системы связи Сахалина с Курильскими островами. И с северной и южной их частью.

«СП»: — А что лучше — тоннель или мост?

— Надо, конечно, подумать, просчитать. Надеюсь, будет объявлен конкурс, а не отдадут все Ротенбергу… Этим надо было заниматься давно. Мы ставили этот вопрос более десяти лет назад, когда страну заливали деньги от нефти. Почему взялись только сейчас, когда поток нефтедолларов иссяк? Хотя, лучше поздно, чем никогда.

Старший научный сотрудник Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Виктор Кузьминков считает, что для реализации идеи связать Сахалин с материком и Японией требуется убедительное экономическое обоснование.

— Эта тема сейчас довольно активно обсуждается. Например, полгода назад идея вызвала шок у корейцев, так как они рассматривали себя в качестве транспортного узла. Даже есть проект строительства тоннеля между Южной Кореей и Японией. Россия там тоже упоминалась.

Идея-то далеко не свежая. Еще в сталинские времена говорили об этом. Но если тогда это выглядело достаточно утопично, то сейчас все более чем реально. И это, безусловно, реалистичнее, чем корейско-японский проект. Другое дело, пока неясно как будут развиваться российско-японские отношения. Контакты на экономические темы активизировались, но пока все остается на уровне меморандумов.

Вообще, эта неглупая идея — использовать нашу территорию, предоставлять транспортные пути, а не только нефтью и газом торговать. Правда, это высокозатратные вещи и поэтому быстро их не реализуешь.

«СП»: — Но ведь на шельфе Охотского моря есть нефтедобыча…

— Да, но там были нехорошие истории с «Сахалином-2», когда японцев вытеснили из проекта. Но бизнес есть бизнес, и если это будет приносить прибыль, будет бесспорно доказано экономически, естественно, они подключатся. Правда, для этого нужны решения на уровне первых лиц. Разговоров на форуме недостаточно.

Сахалинский журналист Илья Шамазов уверен, что жителям Сахалина повезло, что тему строительства тоннеля поднял крупный чиновник.

— В словах Иванова о роли Сталина в проекте строительства тоннеля на Сахалин чувствуется некоторое лукавство. При Сталине тоннель начали строить, а забросили стройку только в связи с его смертью и последующим развенчанием культа личности вождя народов. Но если власти приятно говорить о завершенных ими за товарищем Сталиным проектах, так это только на руку нам всем. Если Сталин затевал какое строительство, то уж точно не ради личной выгоды.

Экономическая целесообразность строительства обоих тоннелей пока под вопросом. Но когда столь высокопоставленный чиновник, приближенный к президенту, начинает об этом размышлять вслух, грех не воспользоваться случаем. Это хорошая возможность привлечь людей на Дальний Восток. Посерьезнее ход, чем с гектаром земли…

Сахалинские депутаты обратились к президенту с просьбой построить мост между островом и материковой частью России. Они подсчитали, что переправа на 30‐50% снизит стоимость доставляемых на Сахалин товаров, повысит привлекательность области для туристов, поможет развитию Дальнего Востока и стимулирует сотрудничество со странами Азиатско‐Тихоокеанского региона. Опрошенные «360» эксперты рассказали, что мешает строительству и как на него могут повлиять землетрясения, частые в регионе.

Вопрос об обращении к президенту Владимиру Путину и премьер-министру Дмитрию Медведеву депутаты рассмотрели на заседании областной думы. «Обращение к президенту и председателю правительства готовили депутаты всех фракций совместно с профильными министерствами, проявив полное единодушие в этом важном для нашего региона вопросе», - пояснил спикер регионального парламента. Андрей Хапочкин.

Во время выступления губернатор Олег Кожемяко отметил, что после возведения моста затраты на строительство в регионе снизятся на 30% - именно эту долю от стоимости занимает доставка стройматериалов на остров. По его словам, актуальность сооружения переправы назрела еще в 1930-х годах.

«Важность мостового перехода сложно переоценить. Строительство мостового перехода позволит решить формировавшуюся десятилетиями проблему транспортной доступности островного региона, в отдельных случаях снизить цены до 50%. Преимущества коснутся всех сфер экономики региона», - добавил Хапочкин.

Ежегодно на Сахалин доставляют свыше 15 тысяч тонн муки, 300 тонн картофеля, 40 тысяч тонн кормов для животных и птицы и 500 тонн техники. Однако из-за погоды примерно 40 дней в году паромы не ходят, а перебои в поставках нередко создают, например, угрозу работе хлебопекарных предприятий.

В настоящее время компания РЖД переоборудует узкоколейную сахалинскую железную дорогу на стандартную общероссийскую колею. Также эксперты занимаются проектно-изыскательскими работами, чтобы определить, что лучше построить в регионе: мост или тоннель.

«Реализация такого масштабного проекта, несомненно, окажет мультипликативное воздействие на все смежные отрасли экономики и сферы деятельности государства, приведет к значительному приросту налоговых поступлений» , - прокомментировал заместитель председателя областной Думы Александр Ивашов.

В Кремле уже прокомментировали обращение. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал, что вопрос нужно тщательно обсудить с экспертами. «Я не думаю, что кто-то сейчас может дать однозначный ответ на этот вопрос, потому что это вопрос экономической целесообразности. И, конечно, этот вопрос должен предварительно прорабатываться экспертами в рамках правительства, кабинета министров с учетом всех многочисленных аспектов», - подчеркнул представитель Кремля.

С 1973 года остров связан с материком паромной переправой Ванино - Холмск. Однако зимой Татарский пролив замерзает, и паромы не справляются с толстым льдом.


Паромная переправа Ванино - Холмск. Источник фото: РИА «Новости»/Сергей Красноухов

Сахалинский тоннель

Впервые идея сооружения тоннеля через Татарский пролив выдвигалась еще в конце XIX века. В то время население Дальнего Востока было сравнительно небольшим, и от идеи отказались - в ней не нашли экономической выгоды. В конце 1920-х годов советское правительство занялось изыскательными работами, но и только.

В 1950 году Иосиф Сталин предложил протянуть на Сахалин железную дорогу. В итоге решили соорудить как тоннель от мыса Лазарева до мыса Погиби на острове, так и резервный паром.

Протяженность дороги на острове должна была составить 327 километров с ответвлением к паромной станции, тоннельная часть между мысами - 10 километров. На материке ветка должна была дойти до станции Селихин на участке Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань, также с ответвлением к временной паромной переправе.

Окончание строительства наметили на конец 1953 года, а запуск линии в работу - на конец 1955 года. Сооружением занимались восемь тысяч освобожденных от исправительно-трудовых работ узников ГУЛАГ, вольнонаемные рабочие и военнослужащие. После смерти Сталина и амнистии заключенных работы над проектом остановили.

За время стройки в Хабаровском крае успели соорудить 120 километров железной дороги. На мысе Лазарева вырыли ствол шахты, а в 1,6 километра от берега насыпали искусственный остров. В Сахалинской области успели провести земляные работы и вырубить лес, после прекращения стройки там проложили грунтовую дорогу для лесопромышленности.

Возобновление работ

В 2008 году власти Сахалина вновь подняли вопрос о транспортном сообщении острова с материком. По оценкам экспертов, стоимость работ составила бы 350-400 миллиардов рублей. В апреле проект железнодорожного моста через пролив Невельского до мыса Лазарева прошел стадию согласования. Тогда же Дмитрий Медведев поручил проработать предложения по срокам и оценить стоимость проекта.

Через несколько месяцев эксперты, ответственные за технико-экономическое обоснование, пришли к выводу, что наиболее выгодным будут возведение двунаправленного железнодорожного моста и прокладка ветки до станции Селихин на Байкало-Амурской магистрали до станции Ныш на Сахалине протяженностью 585 километров.

Переход с материка на Сахалин предложено было выбрать из трех вариантов: тоннель под проливом протяженностью 12,4 километра, 16-километровая насыпная дамба или мост длиной 6,6 километра.

В июне прошлого года, отвечая на заданный во время «Прямой линии» вопрос о переправе, Владимир Путин сказал, что решение о начале строительства и варианте соединения Сахалина с материком еще не принято. Однако в ноябре полпред президенты в ДФО Юрий Трутнев сообщил , что вопрос о строительстве «практически решен». А экс-министр транспорта Максим Соколов заявил, что проектирование моста начнут в 2018 году, а его сооружение стартует не ранее 2021 года. Стоимость проекта оценили в 540,3 миллиарда рублей, половину средств израсходуют на возведение моста. В пересчете на километр строительства проект обойдется в 3,5 раза дороже, чем переправа в Крыму.

«Бизнес не проявил интерес»

Член комитета Госдумы по транспорту и строительству Александр Васильев рассказал «360», что сахалинские депутаты еще пять лет назад приезжали в Москву и рассказывали о важности возведения моста. Но в России много мест, где необходимо построить такие же важные и сложные сооружения - например, через реку Лену в Якутске.

«Задача в том, чтобы это было не просто сооружение. Важно, чтобы бизнес, который планирует его использовать, мог гарантировать увеличение объема перевозок. То есть чтобы вложенные средства стали возвратными. Сейчас на Сахалин ходит паром, ему мешает только непогода - и [эта] связь практически круглогодичная», - отметил парламентарий.

С Крымом ситуация была иной: из-за активного автомобильного сообщения паромы попросту не справлялись, кроме того, остро стоял вопрос о развитии территорий. А готовность инвесторов и туристов вкладываться в регион ограничивали инфраструктурные рамки. Именно поэтому Крымский мост стоял первым номером в списке.


Крымский мост. Источник фото: РИА «Новости»/Алексей Мальгавко

«Сейчас, думаю, будет конкуренция подобных проектов. Например, жители Сочи просят построить прямую дорогу до Майкопа, а не часами через побережье и по серпантинам. Поэтому в ситуации с сахалинским мостом нужно смотреть на обоснование строительства: повлияет ли его появление на развитие региона, послужит ли он толчком к развитию, или его можно будет построить, когда появятся «лишние деньги», - добавил Васильев.

К тому же, напомнил депутат, проблема перегруженности дорог наблюдается и в Центральной России. Президент уже поручил проработать варианты и в ближайшие пять-шесть лет разгрузить федеральные трассы, оставив не более 10% проблемных участков. А это, опять же, подразумевает строительство путепроводов, мостов и объездов вокруг городов.

«Поэтому тут уже будут решать, кому мост нужнее - якутам или сахалинцам, например. Будет ли бизнес вкладывать свои средства в сооружение, чтобы подтвердить интерес к мосту и гарантировать его использование. Пока бизнес не показал свою заинтересованность», - сказал Васильев.

Стройка за пять лет

Доцент МАДИ Алексей Агеев пояснил «360», что в настоящее время сооружение мостов реально практически в любых условиях. Наука и технологии вышли на такой высокий уровень, что строительству «нет никаких препятствий».

«Если просьбу депутатов удовлетворят, то вместе с проектными и строительными работами возведение заняло бы минимум пять лет. Но это очень примерно. Потому что год займут проектные работы, не менее двух лет - строительство опор и фундамента», - сказал он.

Эксперт пояснил, что мосты всегда нужны, если на остовах живут люди, вынужденные добираться до материка и обратно при помощи паромов и других плавсредств. Если остров крупный и густонаселенный, то мост будет выступать в роли катализатора экономического развития, поскольку удешевит стоимость доставок грузов и ускорит транспортное сообщение.

«Это заметно даже при строительстве мостов через реки. А здесь - остров. Естественно, развитие там пойдет вверх», - заключил эксперт.

Однако о точной стоимости проекта и начале транспортного сообщения пока рассуждать рано. Например, мост между японскими островами Хонсю Сикоку длиной четыре километра проектировали с 1978 года, а строили 10 лет. Его возведение по ценам на конец 1995 года примерно в 1,5 миллиарда долларов. «А здесь проект намного больше», - заключил Агеев.

Пережить землетрясения

Завлабораторией континентальной сейсмичности и прогноза сейсмической опасности Института физики Земли РАН Алексей Завьялов также подтвердил, что мосты можно строить «где угодно, при любом уровне сейсмической опасности». Но при проектировании для всех конструкций необходимо будет заложить высокий запас прочности, чтобы сооружение выдержало не только те землетрясения, что уже фиксировались в регионе, но и более серьезные. То же касается штормов и возможных цунами.

Кроме того, отметил он, нельзя забывать и о постоянном обслуживании моста. При регулярной проверке его конструкций на предмет деформаций все данные должны автоматически фиксироваться оборудованием. А сейсмичность на Сахалине на порядок выше, чем в Крыму и на Черноморском побережье. Поэтому на километр пути стоимость проекта наверняка обойдется дороже, чем в Крыму.

Которое произошло накануне с торжественным участием президента РФ Владимира Путина, глава государства объявил россиянам, что впереди их ждут новые мегапроекты и мегастройки.

Однако в первую очередь преуспеть в этом смогут "ближайшие друзья" Путина - люди, которые стали миллиардерами на крупнейших госконтрактах.

"Стройгазмонтаж" Аркадия Ротенберга, построивший Крымский мост, может стать подрядчиком строительства и моста на Сахалин, который в отличие от сданного накануне самого дорого моста России станет самым-самым дорогим мостом. Новый проект по общим затратам оценивается в сумму более 700 млрд рублей (сам мост - от 300 до 400 млрд, что значительно больше официальной стоимости Крымского моста в 228 млрд рублей).

Идея возвести железнодорожный переход с материка на остров Сахалин не просто активно обсуждается - уже определен наиболее .

14 мая в Москве обсудили "Стратегию развития транспортной системы РФ", решив внести в нее поправки, связанные с проектом строительства этого транспортного перехода, сообщает "Интерфакс" . "Строительство моста на Сахалин в любом случае отражено в документах стратегического планирования, в стратегии развития транспортной системы РФ и утверждено правительством", - напомнил глава Министерства транспорта РФ Максим Соколов. По его словам, "с учетом строительства подходов - а это в общей сложности более 580 км - стоимость проекта в целом будет составлять несколько сотен миллиардов рублей".

А вице-президент РЖД Вячеслав Павловский назвал агентству ТАСС более-менее точную цифру, оценив стоимость возведения постоянного перехода с материка на Сахалин примерно в 400 млрд рублей.

О реанимировании планов соединения Сахалина с континентальной частью страны во время ежегодной прямой линии в июне 2017 года сообщил президент России Владимир Путин. Тогда ему задали вопрос, будет ли "мост на остров Сахалин когда-нибудь строиться?" На что президент ответил: "Да, такие идеи были уже давно: еще в 30-е и 50-е годы... И даже строили соответствующие планы, но эти планы так и не были реализованы. Сейчас мы занимаемся реанимированием этих планов и думаем над этой проблемой. Конечно, это было бы очень полезно для восстановления территориальной целостности страны, за счет Сахалина в том числе..."

Путин тогда назвал цифры по стоимости только моста, без учета строительства подходов и модернизации ж/д путей: "В целом стоимость, по предварительным оценкам, должна быть даже ниже, чем Крымский мост, это около 286 млрд". Правда, он подчеркнул, что "это предварительные подсчеты, этих денег недостаточно, потому что одного мостового перехода мало. Там нужны тоже подъездные пути, нужна развязка всего дорожного комплекса".

В итоге, как пишет "Коммерсант" , новая мегастройка моста на Сахалин в пересчете на километр будет стоить в 3,5 раза дороже только что открытого Крымского. На сегодня с учетом железнодорожных подходов ОАО РЖД оценивает проект в 540,3 млрд рублей плюс более 90 млрд рублей на модернизацию путей на Сахалине. Однако мост обсуждается в связке с проектом глубоководного угольного терминала в Ильинском, на который нужно еще 100 млрд рублей. Таким образом, общая сумма затрат россиян составит более 700 млрд рублей.

В государственную стратегию развития транспортной системы России включен проект строительства перехода в двух вариантах - мост или тоннель. В настоящее время приоритетным является проект железнодорожного моста через пролив Невельского, однако рассматриваются проекты тоннеля или дамбы. Всего длина железнодорожной связи должна составить около 580 км.

По данным "Коммерсанта", оптимальным уже признан маршрут от станции Селихин на линии Комсомольск-на-Амуре - Ванино к наиболее узкому месту Татарского пролива (проливу Невельского) и затем к станции Ныш на Сахалине. Общая протяженность, включая 6-километровый мост, - 585 км. Стоимость без НДС - 540,3 млрд рублей, из них мост - 252,8 млрд рублей. Кроме того, ОАО РЖД нужно вложить 92,1 млрд рублей в железные дороги Сахалина. Проектные работы займут три года (2018-2020 годы), строительные - пять лет (2019-2023 годы). Однако все эти цифры предварительные, так как проект "находится в стадии проработки".

Часть этих трат - госсредства: 100 млрд рублей из федерального бюджета, 90 млрд рублей от Фонда развития Дальнего Востока (ФРДВ), 60 млрд рублей от Корпорации развития Сахалинской области.

В октябре 2017 года агентство писало, что контракт на строительство моста на Сахалин может получить компания "Стройгазмонтаж", принадлежащая Аркадию Ротенбергу. Источники агентства, близкие к "Российским железным дорогам", которые будут курировать весь мегапроект, подтвердили, что строительством моста на Сахалин займется эта компания.

Напомним, "Стройгазмонтаж" и другие компании Аркадия Ротенберга находятся под санкциями, введенными западными странами после присоединения Крыма к России в 2014 году и в связи с событиями на Украине. Успехи Аркадия Ротенберга, "короля госзаказов" по характеристике российского издания журнала Forbes, обычно объясняют его "биографической связью" с Владимиром Путиным. Получившие влияние в 1990-е годы бизнесмены при Путине маргинализировались, а их место заняла новая каста олигархов, многие из которых близки к Путину. Хотя международные санкции и затруднили жизнь богатых и влиятельных приближенных Путина, руководство страны решило всячески компенсировать "обедневшим" олигархам их убытки.

Новая мегастройка России - проект моста на Сахалин

Проект строительства перехода с материка на остров Сахалин предусматривает прокладку магистрали от станции Селихин на Байкало-Амурской магистрали до островной станции Ныш (585 км) с мостом через пролив Невельского (9 км с учетом подходов).

Планы по его реализации в такой конфигурации прописаны в Стратегии развития ж/д транспорта до 2030 года и Стратегии социально экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года. "(В сентябре 2017 года) президент РФ Владимир Путин отметил важность строительства ж/д перехода на Сахалин в контексте серьезной модернизации транспортной инфраструктуры Дальнего Востока", - напоминали в РЖД.

Осенью в пояснительной записке к проекту инвестиционной программы компании на ближайшую трехлетку "Российские железные дороги" отмечали, что в 2018-2020 годах планируют направить на строительство железнодорожной линии с переходом на Сахалин 7 млрд рублей (в 2018 году - 1 млрд, в 2019 году - 2,5 млрд, в 2020 году - 3,5 млрд). При этом, правда, в РЖД уточняли, что объемы инвестиций могут быть уточнены после подготовки технико-экономического обоснования.

При этом в январе этого года глава Министерства транспорта РФ Максим Соколов говорил, что РЖД будет трудно реализовать проект без государственной поддержки.

Строительство линии позволило бы обеспечить "устойчивую транспортную доступность Сахалина", развивать на острове железнодорожное сообщение, а также портовые мощности.

gastroguru © 2017