Что такое. Значение слова национализация Большой юридический словарь

19Дек

Что такое Национализация

Национализация – это процесс передачи правительству полного или частичного контроля над компанией, банком или промышленной отраслью, которая являлась собственностью частных лиц.

В зависимости от ситуации государство может компенсировать владельцам часть или полную стоимость национализируемого имущества. Но это не является правилом, иногда бывают случаи, когда собственность переходит под контроль государства без каких либо выплат собственникам.

Почему происходит национализация?

Причин, по которым государство принимает решение о капитализации той или иной сферы, может быть множество. В некоторых случаях правительство идет на такие меры в целях «защиты» государственной экономики. Это происходит в тех случаях, когда определенная стратегическая область, находящаяся под контролем частных лиц, начинает доминировать в своем секторе, чем существенно влияет на экономические процессы в стране.

В иных случаях это может происходить в целях безопасности самого государства. К примеру, после 11 сентября 2001 года, Джордж Буш принял решение о национализации отрасли безопасности аэропортов, с целью улучшения качества безопасности. Но стоит понимать, что данная мера является вынужденной, а не распространенной практикой.

Следует отметить, что такие процессы как национализация распространены в основном в развивающихся или откровенно депрессивных странах. Правительство и экономика которых являются слабыми и непостоянными.

Истории известны случаи, когда национализация определенных отраслей промышленности спасала их от банкротства, но это скорее исключения которые происходили в развитых странах.

В развитых странах такое явление имеет место в виде исключения, и то в ситуации чрезвычайного положения или войны.

Негативное влияние национализации.

В мире свободной рыночной экономики национализация создает огромные риски для развития бизнеса среди инвесторов. Это объясняется тем, что предприятие, которое построено каким либо зарубежным инвестором, может быть национализировано решением правительства данной страны, а инвестор понесет частичные убытки или вовсе останется ни с чем.

переход частных предприятий и отраслей экономики в собственность государства. Один из механизмов экономической политики.

Для сторонников либеральных подходов в экономике национализация совершенно неприемлема. Основой либеральной модели экономики является невмешательство государственных структур в деятельность хозяйствующих субъектов, максимальное отсутствие государства в экономике.

Со времен А. Смита тут господствует убеждение о самоорганизующейся стихии рынка, о его «невидимой руке», которая сама все поправит. Сам рынок является мощным регулятором экономической жизни и способен обеспечить ее развитие без какого бы то ни было участия государства. Роль же государства в экономике должна ограничиваться принятием нужных законов и обеспечением необходимых условий для того, чтобы они неукоснительно исполнялись.

По словам одного из ведущих идеологов либерализма Л. Мизеса (1881–1973), «Позиция, которую либерализм занимает в отношении функций государства, является следствием защиты им частной собственности на средства производства… Таким образом, защита частной собственности на средства производства уже означает жесткое ограничение функций государства». Однако, здесь упускается главное: право на частную собственность не берется с неба, оно возможно только в государстве! В диком до-государственном состоянии право частной собственности теоретически тоже существовало, но на практике каждый владел своей вещью ровно до тех пор, пока не приходил более сильный и не забирал ее. О каких бы то ни было долгосрочных правах, тем более о механизмах залогов, капитализации и проч. речи вообще нет, если не действуют системы права и законов, возможные только в государстве.

Курс на ослабление государства чаще всего приводит к анархии и невозможности именно капиталистического развития, гарантированности прав и свобод. Богатейшие страны мира имеют сильное государство. И наоборот, как показали исследования экономиста Э. Де Сото (книга «Загадка капитала»), там, где государство слабо, рынок не развивается. Существует нелегальный рынок, который имеет ограниченные пределы роста.

Недооценка роли государства как ведущего фактора экономического развития привела к тому, что ни в одной стране мира сторонники либеральной модели у власти не удержались.

Монетаристская версия развития экономики в 1980–90-е гг. повсеместно провалилась - от Аргентины до России. Как правило, ослабленное государство приватизировалось полностью одной или несколькими финансово-промышленными группами, которые делали из него механизм по гарантированному сохранению своей собственности и насильному или обманному присвоению чужой. Концентрация капитала достигала запредельных высот. Страна нищала, социальные программы частными олигархами не велись, а государство так же было лишено возможности проводить социальную политику, так как не имело источников пополнения бюджета (ведь согласно либеральной модели, оно ничем не должно владеть). Это приводило к революциям, взрыву недовольства, приходу к власти радикальных политиков, которые объявляли о масштабных национализациях собственности олигархов. Один из последних примеров латиноамериканские политики У. Чавес и Э. Моралес.

Сама же практика национализации стара как мир, ею злоупотребляли и римские диктаторы, и европейские монархи, когда надо было пополнить казну, понравиться народу, наказать претендентов на власть. В качестве инструмента по созданию новой, социалистической экономики ее пытались использовать еще парижские коммунары в 1871 г. во время недолгих 72 дней своего эксперимента.

Но самой масштабной национализацией новейшей истории, безусловно, была та, которую провели большевики после своего прихода к власти. В 1918 г. после соответствующих декретов Совнаркома все основные отрасли промышленности, финансовой сферы, транспорта, связи были национализированы, т. е. объявлены достоянием государства. Передача земли крестьянству на практике вылилась в коллективизацию, что означало фактическое утверждение государственной собственности на земельные ресурсы, а возникшие в конце 1920-х - начале 1930-х гг. колхозы стали госпредприятиями, несмотря на формальный статус кооперативных учреждений, созданных собственниками - владельцами земельных паев.

Тотальная национализация всей экономики, включая сферу обслуживания, переработки и сельского хозяйства, доказала свою экономическую неэффективность. Отсутствие стимулов для повышения производительности труда, материальной мотивации для работника, негибкость плановой экономики, которые неизбежно возникают при тотальной национализации средств производства, ее неспособность к инновационным процессам - все это обусловило кризис экономики и крушение социализма в конце 1980-х - начале 1990-х гг.

Но и страны, где правящая элита исповедует либеральные взгляды в экономике, когда наступал кризис, использовали механизм национализации. Так поступил Ф. Д. Рузвельт, когда США оказались в состоянии Великой депрессии. Аналогичные, хотя и не столь радикальные мероприятия, были проведены и в ряде других ведущих капиталистических стран.

В 2008 г. в условиях начинающегося коллапса американской и тесно связанной с ней европейской финансовой системы, США предприняли ряд вынужденных шагов по экстренной поддержке фондового рынка и, в целом, национальной экономики. 4 октября президент Дж. Буш подписал т. н. «план Полсона» (по имени министра финансов), предусматривающий выделение 700 млрд долларов на выкуп неликвидных активов у банков страны с тем, чтобы они смогли предоставлять кредиты для поддержания экономического роста. Таким образом администрация США фактически провела национализацию части американских компаний.

В сложной ситуации в условиях кризиса оказался американский автопром. Знаменитая «большая тройка» - General Motors, Crysler и Ford, будучи не в состоянии конкурировать с японскими и китайскими автопроизводителями, открывшими в США свои сборочные линии, оказались на грани банкротства, а над тремя млн. работников автомобильной отрасли нависла угроза увольнения.

Сторонники сохранения американского автопрома настаивают на вмешательстве государства и помощи терпящим экономическое бедствие заводам из федерального бюджета. Эту проблему обозначил в качестве одной из ключевых в своей экономической программе избранный президент США Б. Обама.

Цель национализации, в каком бы объеме она ни проводилась, - усиление социального аспекта в экономике. При монетаристском подходе социальные программы «подвисают», потому что исчезают источники их финансирования и, как следствие, возрастает социальная напряженность. К этому и привело осуществление либеральных реформ правительством Е. Гайдара в1992г.

Тезис либералов: «частный собственник всегда эффективнее государства» оказался верен только для малых и средних предприятий, а в остальных отраслях все показатели упали в 2–3 раза в сравнении с советскими. И дело не только в том, что многие предприятия оказались неконкурентоспособными. Вполне конкурентоспособная нефтедобыча также упала в 2 раза и достигла советского уровня только сейчас. Более того, «эффективный собственник» - понятие расплывчатое: можно украсть завод, продать его и сбежать в оффшор вместе с деньгами, это будет предприимчиво и эффективно. Но обществу такая эффективность частного собственника обходится слишком дорого. Поэтому возвращение многих предприятий государству в России стало практически естественной реакцией общества для своего самосохранения.

То, что Российское государство возвратило себе контроль над рядом стратегически важных отраслей экономики - главным образом, нефтегазодобычей, доходы от которой являются основными при формировании бюджета, не является попыткой вторичной масштабной национализации образца 1918 г. Просто это инструмент, который позволит и обеспечить исполнение социальных программ, и создать условия для развития инновационной экономики.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Национализация

(Nationalization)

Национализация - это передача в собственность государства имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам

Национализация банков, методы национализации, формы национализации, национализация земли, промышленности и транспорта

Национализация (Nationalization) - это отчуждение имущества у частных лиц в собственность государства

Национализация — это передача в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам. Может осуществляться через безвозмездную экспроприацию, полный или частичный выкуп.

Национализация - это отчуждение имущества у частных лиц в собственность государства , осуществляемое на основании специального акта компетентного государственного органа. Затрагивает преимущественно отрасли и производства, требующие больших и долгосрочных вложений, либо наиболее пострадавшие от мирового кризиса и ставшие нерентабельными, предприятия в которых находятся под угрозой закрытия. К широкой практике Национализация отдельных производств или отраслей промышленности прибегли многие европейские государства после второй мировой войны; эта мера используется и до настоящего времени. определяет порядок национализации как проводимой в общественных интересах меры с выплатой собственнику национализируемого имущества компенсации

За период с 1917 по 1975 общий размер доходов иностранных нефтяных корпораций в республике Венесуэле превысил $200 млрд, тогда как государство получило лишь около $45 млрд.

История экономического развития. Валовой внутренний (ВВП) республики Венесуэлы - совокупность произведенных в стране товаров и услуг - составил в 2002 приблизительно 131,7 млрд. долл., а средний профит на душу населения был самым высоким в Латинской Америке. Столь резкое преображение страны объясняется одной причиной - высоким уровнем добычи земляного масла.

С начала 1920-х до конца 1960-х годов происходил быстрый рост нефтяной индустрии. обеспечивала более 90% доходов республики Венесуэлы от экспортирования и 60% государственных доходов, составляя почти 25% ВВП ; именно черным золотом объясняется большой объем иностранных инвестиций. и различные отчисления, выплачиваемые предприятиями нефтяной промышленности, позволили развернуть обширную программу общественных работ и предоставить займы многим частным предпринимателям. Валютные поступления от экспортирования черного золота позволяют закупать за рубежом не только потребительские товары , но и товары производственного назначения в достаточном объеме, что способствует быстрому росту производства.

После падения диктатуры Хименеса в 1958 правительство взяло курс на более сбалансированное экономическое развитие. Увеличились на образование, поощрялись капиталовложения в обрабатывающую промышленность, часть средств была направлена на развитие внутренних областей страны. В период с 1958 по 1970 темп экономического роста составлял 6,1% в год. С 1961 по 1971 количество людей, занятых в обрабатывающей промышленности и торговле, удвоилось.

В 1959 правительство республики Венесуэлы повысило налог на прибыль нефтяных компаний с 26 % до 45 %, а к началу 1970-х — до 50 % и выше. Стал меняться и порядок определения цен на , после того как в 1960 была образована ОПЕК, одним из создателей которой стала республика .

В 1976 при президенте Карлосе Пересе нефтяная промышленность республики Венесуэлы была национализирована, однако республика Венесуэла не смогла эффективно использовать создавшиеся возможности и возросшие поступления от экспортирования черного золота для увеличения собственного нефтедобывающего потенциала, развития обрабатывающей промышленности, создания многоотраслевого хозяйства, снижения зависимости экономики республики Венесуэлы от черного золота.

Государственная нефтяная организация Petroleos de Republic Venezuela SA (PDVSA) работала крайне неэффективно, расходуя значительные средства на дорогостоящие и амбициозные проекты, жалование высокопоставленным работникам. Несмотря на высокие цены на нефть, вырос внешний .

В конце 1980-х резкое снижение нефтяных цен на мировом рынке привело к экономическому коллапсу. В 1989 президент Карлос Перес, вновь избранный на этот пост, начал осуществление программы экономической стабилизации и структурной перестройки, разработанной по инициативе МВФ, однако предпринятая им шоковая терапия вызвала массовое недовольство населения, и Перес был отстранен от власти.

Недостаток собственных ресурсов для развития нефтяной промышленности вынудил президента Рафаэля Кальдера вновь открыть эту для иностранных консорциумов, которые занялись разведкой и разработкой месторождений легкой и средней черного золота на условиях раздела продукции.

В 1973-1974 цены на нефть на мировом рынке , а следовательно, и доходы республики Венесуэлы от экспортирования черного золота выросли на 400%. Это дало правительству средства для осуществления далеко идущих планов, включавших развитие сельского хозяйства, гидроэнергетики и новых отраслей тяжелой промышленности, особенно металлургической; строительство промышленных предприятий предполагалось в восточной части республики Венесуэлы - в Сьюдад-Гуаяне и других городах. Темп экономического роста в 1970-1977 составлял 5,7% в год. После 1977 в экономике наблюдался застой. В 1986 объем ВВП республики Венесуэлы был даже ниже, чем в 1977. Снижение ВВП по сравнению с предшествующим годом зафиксировано в 1989 и еще раз - в 1994. За период с 1965 по 1979 ВВП вырос на 93%, однако с 1979 по 1995 прирост составил лишь 25%. Пытаясь добиться стабилизации в экономике, сменявшие друг друга правительства принимали меры по усилению рыночного сектора в экономике. В 1989 администрация Переса приняла программу жесткой экономии и сокращения расходов, что привело к волнениям и вспышкам насилия. В 1994 и 1995 правительство Кальдеры следовало провозглашенной им во время избирательной кампании более либеральной программе (отчасти имевшей популистский характер), однако в 1996 приняло неолиберальную программу, предусматривавшую новые договора о кредитах с Международным валютным фондом и проведение структурной перестройки экономики.

С приходом к Власти Уго Чавеса (1999) был принят , предполагающий усиление роли Государства и увеличение налогообложения в нефтяной сфере (2002). Доля Государства в нефтеразведке и Добыче земляного масла была установлена на уровне не ниже 51 %. Значительно увеличена и плата за Недра — роялти. Недовольный реформами персонал PDVSA начал бастовать, но в длившейся почти два года борьбе с забастовщиками Чавесу удалось одержать победу: в начале 2003 около 18 000 работников Фирмы (то есть почти половина персонала) были уволены. Чавесу удалось полностью поставить деятельность Фирмы под свой .


Понятие национализации

Современная смешанная экономическая система предполагает многоукладность экономики и сочетание различных форм собственности в хозяйственном комплексе. В этом случае государство принимает активное участие в регулировании производства и общественной жизни. Для этого государство использует целый арсенал политических и экономических инструментов.

Одним из таких инструментов является национализация. Она может применяться как с политической, так и с экономической целью. С политической целью национализация была проведена в России Советской властью после Октябрьской революции. В настоящее время национализация во многих развитых странах преследует экономические цели.

Определение 1

Национализацией называется передача в собственность государства предприятий и банков, земель, объектов инфраструктуры и другого имущества, которое ранее принадлежало частным лицам.

В мировой практике применяют два варианта национализации конфискацию и реквизицию.

Определение 2

Конфискацией называется безвозмездная передача объекта в собственность государства (экспроприация).

Определение 3

Реквизицией называется передача объекта в собственность государства через выплату полного или частичного выкупа.

Оба механизма национализации регулируются государственным законодательством. Реквизиция возможна на основе обычных договоров о купле-продаже. Во все времена национализация проводилась в соответствии с интересами правящих классов государства.

Основой правовой базы национализации является кроме национального законодательства (в России это федеральный закон от 31.12.2014 № 499-ФЗ «О национализации» и статья 235 Гражданского кодекса Российской Федерации) Европейская конвенция по правам человека, которая была принята Советом Европы. Согласно положению данной конвенции государство имеет право лишить какое-либо лицо его собственности в интересах общества с учетом всех особенностей и процедур, предусмотренных законодательством.

Вопрос о принудительном отчуждении имущества в собственность государства в процессе национализации может быть решен на основании следующих нормативно-правовых актов:

  • закона, который определяет цель, основание и алгоритм проведения процесса национализации конкретного объекта (имущества);
  • специального закона о национализации имущественных объектов на общегосударственном уровне.

Цели национализации

При вынесении решения о национализации необходимо внесение дополнений и изменений в расходную часть бюджета. Принимая подобное решение, руководство государства преследует следующие цели:

  • сохранить стратегически важные для безопасности государства отрасли и объекты, в которые частный капитал не вкладывается из-за высокой фондоемкости, значительных финансовых рисков и длительной окупаемости;
  • вывести из-под иностранного контроля объекты, обеспечивающие экономический и политический суверенитет государства и включить их в государственный сектор;
  • обеспечить осуществление мер по экологической безопасности государства;
  • защитить потребителей от возможных злоупотреблений в условиях естественной частной монополии;
  • осуществить структурную перестройку народнохозяйственного комплекса (если это невозможно осуществить в условиях частной собственности);
  • пресечь незаконный вывод средств и прибыли из страны;
  • установить контроль в случае чрезвычайных ситуаций (экстремальных) над использованием финансовых ресурсов;
  • обеспечить реализацию основных социально-экономических государственных планов и проектов.

Основанием для национализации может послужить несколько обстоятельств. Одним из наиболее весомых аргументов является поддержание национальной экономической и политической безопасности. Именно с этой целью производят национализацию стратегически важных объектов и производств. Тесно с этой проблемой связаны и вопросы экологической безопасности. Частному капиталу не выгодно вносить дополнительные инвестиции без получения быстрой прибыли. А обеспечение общественных благ требует значительных затрат. Поэтому национализация является одним из самых оптимальных выходов.

Следующей группой оснований для национализации являются чисто экономические факторы. Если на грани банкротства оказываются предприятия производственной и социальной сферы, которые крайне необходимы обществу, то такие предприятия национализируются. Подлежат национализации предприятия, которые по ряду причин могут оказаться естественными монополистами на рынке некоторых товаров и услуг. Если перепрофилирование предприятия идет в разрез с интересами общества или если его владельцы пытаются незаконно вывести прибыли и активы за рубеж, то такие объекты также подлежат национализации.

Национализируются объекты, которые изначально должны принадлежать государству. Особенно это касается объектов на территории страны, принадлежащих представителям иностранного капитала. Могут быть национализированы те предприятия, которые ранее были приватизированы, а теперь подлежат возвращению в государственную собственность.

Условия проведения национализации

Национализация может быть проведена на различных условиях. Все они определяются государственными законодательными актами. Мировая практика знает следующие условия применения национализации:

  • как карательная мера, без возмещения стоимости (во Франции были национализированы объекты, которые принадлежали людям, сотрудничавшими с фашистами);
  • с возмещением полной стоимости объекта и убытков в процессе национализации (национализация объектов при реформировании экономики в Индии в средине ХХ века);
  • с возмещением частичной стоимости объектов (законные интересы общества требуют выплату возмещения ниже рыночной стоимости на основе Конвенции по правам человека).

Существует несколько форм возмещения стоимости и убытков. Это может быть денежная форма выплат. С согласия сторон собственнику объекта могут быть предоставлены государственные облигации на определенный срок. Кроме того могут быть применены налоговые льготы как на временной, так и на постоянной основе. Форма, размер и условия выплат компенсаций регулируется соответствующим национальным законодательством.

Национализированное предприятие в России поступает в распоряжение государственного управления предприятием на правах хозяйственного ведения. В ряде зарубежных стран национализированное предприятие может быть объявлено казенным (госбюджетным) и предано в управление соответствующему ведомству. Финансироваться оно будет из государственного бюджета.

Применяется за рубежом также практика передачи объекта публичной корпорации. Она бывает очень близка к частной фирме. Но она подотчетна правительству, хоть и обладает значительной правовой и хозяйственной автономией. Возможно также долевое участие в управлении объектом как государства, так и частных лиц.

Национализация – переход имущества в собственность государства. Представляет собой процесс, обратный приватизации. В исторической ретроспективе существовала как возмездная, так и безвозмездная приватизация.

  • национализация земли, недвижимости, производственных мощностей и финансовых учреждений в Советской России властью большевиков;
  • национализация нефтедобывающих компаний в Мексике (1938 год) и Венесуэле (1976 год);
  • национализация Суэцкого канала египетскими властями (1956 год);
  • национализация крупных ипотечных корпораций Минфином США (2008 год).

Национализация может опосредствовать:

  • выкуп имущества по гражданскому договору;
  • экспроприацию – принудительное отчуждение, которое может быть:

Безвозмездным ();

Оплачиваемым ().

Национализация в России

Гражданский кодекс упоминает национализацию в контексте оснований для принудительного прекращения прав частной собственности. Установлено, что национализацией является обращение в госсобственность имущества, находящегося во владении частных лиц. Механизм национализации должен быть выписан федеральным нормативным актом уровня закона.

В случае вступления в силу распоряжения, прекращающего , государство обязуется возместить бывшему собственнику реальную стоимость ранее принадлежащего ему имущества и другие убытки. Разрешение споров по этому поводу находится в юрисдикции судов. Национализация и другие легальные способы изъятие собственности в пользу государства в России

  • возмездное изъятие земельного участка для государственных нужд (например, для прокладки дороги, строительства социальных объектов);
  • реквизиция – платное изъятие имущества, которое понадобилось государству или муниципалитету в чрезвычайных обстоятельствах (например, авария, эпидемия, стихийное бедствие);
  • конфискация – безвозмездное изъятие таможенного конфиската; объекта или орудия административного деликта; имущества лиц, совершивших некоторые виды корыстных преступлений.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

gastroguru © 2017