Свидетельство о постановке на государственный учет объекта. Уведомление о порядке и особенностях постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет. Особенности отнесения к категориям

Сейчас мы вступили в самую горячую пору для экологов — на носу отчетная кампания. И именно сейчас, когда экологи и так по горло в делах, выясняется, что есть еще одно дело, самой высокой важности, которое мы надеялись отсрочить, но надежды не оправдались, — постановка объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), на государственный учет.

Все мы ждали и надеялись, что сроки постановки на учет перенесут, т.к. согласно требованиям законодательства постановка может быть осуществлена только с использованием государственной информационной системы (далее — ГИС), а этой самой системы до конца ноября не было. Готовились поправки к перенесению сроков постановки объектов, оказывающих НВОС, на учет в виде лаконичного проекта Федерального закона :

В части 3 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» […] слова «в течение двух лет» заменить словами «в течение трех лет».

Срок постановки подходил к концу, а проект закона так и «висел» на стадии «общественные обсуждения в отношении текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза». Единственным якорем, удерживающим предприятия от паники, было отсутствие ГИС как инструмента постановки на учет.

При этом движение по заполнению заявок и попытки постановки на учет предпринимались отдельными энтузиастами среди природопользователей уже с сентября. Однако территориальные органы Росприроднадзора и органы исполнительной власти во многих субъектах Российской Федерации отказывали в приеме заявок, присылаемых различными способами — в бумажном виде, через Модуль природопользователя и т.д.

При этом о начале работы ГИС мы узнали неделей ранее, когда вышел Приказ Росприроднадзора от 24.11.2016 № 756 «Об исполнении постановления Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572» (вместе с Методическими рекомендациями по заполнению формы заявки о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, утвержденной приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554, с использованием программно-технического обеспечения учета данных объектов) (далее — Приказ № 756).

Итак, постановка на учет производится в следующем порядке:

1. Заявитель подает заявку на регистрацию объекта, оказывающего НВОС, с помощью Модуля природопользователя либо Личного кабинета природопользователя .

2. Если у заявителя есть электронная подпись (далее — ЭП), он выгружает заявку в формате XML, подписывает ее ЭП и отправляет через веб-портал приема отчетности в территориальный орган Росприроднадзора либо орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту нахождения объекта. Заявке присваивается уникальный номер и дата подачи (загрузки).

3. Если ЭП нет, заявка, заполненная в Модуле природопользователя, выгружается в формате XML и отправляется туда же. Заявитель распечатывает заявку с уникальным номером и отправляет ее с сопроводительным письмом в территориальный орган Росприроднадзора либо орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации почтой или лично . При этом дата приема заявки — дата ее представления в орган.

4. Сотрудник отделения Росприроднадзора или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации проверяет заявку и высылает заявителю свидетельство о постановке на учет объекта, оказывающего НВОС, в электронном виде через веб-портал приема отчетности либо Личный кабинет (или уведомление об отказе в постановке на учет).

На сайте Росприроднадзора появилась инструкция по постановке на учет, которая предусматривает подачу заявки через Модуль природопользователя с (без) ЭП у предприятия, через Личный кабинет природопользователя с ЭП (в этом случае необходимо зарегистрироваться в Единой системе идентификации и аутентификации и подтвердить учетную запись несколькими способами, включая ЭП). Инструкция подробно рассказывает о регистрации на портале, заполнении и отправке заявки, получении результата.

Для сотрудников Росприроднадзора 25 ноября вышло письмо № 176-08-04-41/24183 «О вводе в эксплуатацию ГИС», где напоминалось, что учет ведется сотрудниками Росприроднадзора и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (федеральный и региональный экологический надзор). Для регионального надзора необходимо назначить ответственных сотрудников органов исполнительной власти, обеспечить им допуск в ГИС и провести их инструктаж по использованию ГИС. В письме отдельно подчеркивалось, что срок постановки объектов на учет — 31.12.2016.

На первый взгляд, все ясно. Устанавливаем Модуль природопользователя или регистрируемся в Личном кабинете, отправляем заявку и получаем свидетельство. Однако при заполнении заявки сразу возникали вопросы: нужно ли вносить в заявку данные о полигоне твердых коммунальных отходов (далее — ТКО), на котором захораниваются по договору отходы предприятия? Как вносить данные об объектах, находящихся в разных субъектах Российской Федерации, но принадлежащих одному юридическому лицу?

В результате заваленный вопросами Росприроднадзор ожидаемо начал отвечать на них в любимом формате — разъяснительными письмами.

Росприроднадзор разъясняет

Наиболее информативное — письмо от 31.10.2016 № АС-09-00-36/22354 «О ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» (далее — письмо № АС-09-00-36/22354).

Строящиеся объекты и необходимость постановки их на учет. Согласно письму № АС-09-00-36/22354 такой необходимости нет, т.к. по закону на учет ставятся только те объекты, что уже введены в эксплуатацию, причем их нужно поставить на учет не позднее чем в течение 6 месяцев после начала эксплуатации.

Постановка на учет объектов, расположенных на территории нескольких субъектов. Ответ на этот вопрос был дан еще в п. 19 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 (далее — Правила ведения реестра). Объект ставится на учет по месту нахождения, и заявка подается в соответствующий территориальный орган.

Отнесение объекта к III или IV категории. Если согласно критериям отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 (далее — Критерии), отнесение к I или II категории проводится на основании сведений о сфере и объемах хозяйственной деятельности, осуществляемой на объекте, то для III и IV категорий критерии не так однозначны:

Извлечение
из Критериев

III. Критерии отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории

4. Эксплуатация исследовательских ядерных установок нулевой мощности, радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий.
5. Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в I, II и IV разделах настоящего документа и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в IV разделе настоящего документа .

IV. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории

6. Наличие одновременно следующих критериев:
а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год , при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности , радиоактивных веществ;
б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд , а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
7. Осуществление на объекте деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом "б" пункта 6 настоящего документа.
8. Использование на объекте оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов (предприятия опытного производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа.

В письме № АС-09-00-36/22354 поясняется отнесение объектов к III категории, которые не соответствуют ни одному из условий пп. 1-3, 7 и 8 Критериев. К III категории относятся только те объекты, на которых превышены уровни воздействия, указанные в п. 6 Критериев, т.е. обязательно должны быть либо выбросы свыше 10 т/год, либо радиоактивные выбросы, либо сбросы не бытовых сточных вод в канализацию, а также любые сбросы не в канализацию. Все остальные объекты относятся к IV категории либо вообще не являются объектами, оказывающими НВОС.

«Неужели даже школы, офисы и детские сады будут иметь объекты, оказывающие НВОС?» — этот вопрос сразу пришел на ум, когда только появился законопроект о категоризации объектов, оказывающих НВОС.

В письме № АС-09-00-36/22354 напоминается, что для отнесения объекта к IV категории необходимо иметь стационарные источники выбросов, выбросы более 10 т/год либо выбросы радиоактивных веществ, сбросы сточных вод, образующихся при использовании воды не для бытовых нужд.

При этом подробно рассмотрено законодательство в области водоснабжения и водоотведения, на основе чего сделан следующий вывод. Если предприятие использует воду не для производственных процессов , указанных в приложении № 4 к Правилам холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (в ред. от 14.10.2015) , и не обязано иметь локальные очистные сооружения и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.03.2013 № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов»), то оно использует воду для бытовых нужд . Соответственно, такой объект относится к III категории при соблюдении прочих условий.

Объекты, которые не подлежат постановке на учет. Если на объекте нет «не бытовых» стоков, нет стационарных источников и нет признаков из пп. 1-3, 7 и 8 Критериев, то такой объект не осуществляет НВОС и не подлежит постановке на учет.

То же касается объектов, на которых единственным воздействием на окружающую среду является образование, накопление и даже транспортирование отходов, — такие объекты не относятся к объектам, оказывающим НВОС. Критерием отнесения объектов, оказывающих НВОС, к объектам I и II категорий является деятельность по обезвреживанию или размещению (хранению и захоронению) отходов (подп. «п» п. 1, подп. «р» п. 2 Критериев).

Сбор, обработка и утилизация отходов сами по себе также не являются критериями отнесения к объектам, оказывающим НВОС. Следовательно, если предприятие, например, имеет только транспорт для перевозки отходов от места накопления к месту размещения (и не имеет больше никаких признаков отнесения к объектам, оказывающим НВОС), то такие «перевозчики» могут избежать постановки на учет.

Если у лица нет объектов, оказывающих НВОС, то оно может подать заявку о постановке на учет, но получит уведомление об отказе на основании отсутствия признаков отнесения объекта к объектам, оказывающим НВОС. Такое лицо не оказывает НВОС и в соответствии с законодательством освобождается от экологической отчетности и платы за НВОС, так же как и лица, эксплуатирующие объекты IV категории. Обратите внимание на это пояснение, т.к. впоследствии выйдет новое разъяснение, в котором позиция Минприроды России несколько изменится.

Ошибки и недостоверные сведения в заявке. Если вы предоставили недостоверные сведения , то, хотя проверка достоверности не предусмотрена Правилами ведения реестра, тем не менее при выявлении такого факта заявитель получает отказ в постановке на учет, а также привлекается к ответственности по ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. от 05.12.2016; далее — КоАП РФ). Если же это мелкие ошибки (опечатки, технические неточности), то заявку можно доработать и подать вновь в рабочем порядке.

Присвоение категории объекту. Правила ведения реестра не указывают, как поступить, если объект не соответствует заявленной категории, но согласно письму № АС-09-00-36/22354 в данном случае Росприроднадзор присваивает объекту ту категорию, которая обусловлена Критериями. Кроме того, если объект соответствует критериям сразу нескольких категорий, ему присваивается наивысшая из возможных.

Аренда объектов, оказывающих НВОС. Согласно письму № АС-09-00-36/22354 заявку подает арендатор, т.е. тот, кто непосредственно эксплуатирует объект. Если договор аренды впоследствии расторгается, нужно не забыть подать заявку об актуализации сведений об объекте в установленном порядке, иначе грозит ответственность по ст. 8.46 КоАП РФ.

Росприроднадзор уведомляет

25 ноября вышло Уведомление Росприроднадзора «О порядке и особенностях постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет» (далее — Уведомление).

Нормативные акты, регулирующие постановку на учет. В пункте 1 Уведомления приводится полный (и довольно обширный) список нормативных актов, регламентирующих постановку на учет объектов, оказывающих НВОС.

Также в Уведомлении вновь подчеркивается, что объекты, оказывающие НВОС, ставятся на учет по заявке, которую подают лица, непосредственно эксплуатирующие данный объект.

Федеральный и региональный надзор. Согласно критериям определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 № 903, объекты, оказывающие НВОС, подразделяются на объекты, подлежащие федеральному и региональному надзору. Объекты, подлежащие федеральному надзору, должны направлять заявки в территориальный орган Росприроднадзора, региональному — в местный орган исполнительной власти. Если заявка отправлена не туда, куда нужно, она переадресуется по подведомственности в течение 5 дней со дня регистрации, о чем заявитель будет уведомлен.

Определение границ объекта. Неоднократно звучал вопрос, как правильно идентифицировать объект, если он связан с другими объектами? Доходило до того, что каждый отдельный станок — это объект, оказывающий НВОС.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.02.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) объектом, оказывающим НВОС, является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Соответственно, речь не о станках и также не об отдельных земельных участках.

Фрагмент Уведомления

[…]
1.5. […]
Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, может включать несколько источников негативного воздействия (в т.ч. источники выбросов, сбросов, площадки размещения отходов) и должен удовлетворять требованию территориальной связанности . В случае, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность на 2 и более производственных территориях, удаленных друг от друга на значительное расстояние и не связанных трубопроводами, железными дорогами или иначе (технически), необходимо ставить на государственный учет два и более производственных объектов с соответствующим представлением заявки на каждый объект.
Согласно п. 19 Правил, в случае если объект расположен в пределах территории 2 и более субъектов Российской Федерации, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие на данном объекте хозяйственную и (или) иную деятельность, направляют заявку о постановке объекта на учет в один из территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции по месту размещения такого объекта по своему усмотрению.
Вместе с тем, при постановке на учет линейных объектов НВОС Росприроднадзор рекомендует определять границы объекта НВОС в рамках муниципальных образований , а не субъектов Российской Федерации в целом.
[…]

Говоря про линейные объекты, Росприроднадзор, видимо, в первую очередь имеет в виду трубопроводы. Правда, не совсем ясно, каким образом определять границы в рамках муниципальных образований и, главное, зачем?

Например, газовый трубопровод проходит через всю область, по территории десятков муниципальных образований, значит, его необходимо разделить на десятки отрезков — объектов, оказывающих НВОС? А заявки по объектам так или иначе подавать в орган Росприроднадзора по субъекту, т.к. такой объект будет подлежать федеральному надзору? Вопрос остается открытым.

Сведения о выбросах, сбросах, об отходах. Для представления в заявке достоверных данных Росприроднадзор рекомендует пользоваться статистической отчетностью предприятия за 2016 г. (формы № 2-ТП (воздух), № 2-ТП (водхоз) и № 2-ТП (отходы)), а также данными производственного экологического контроля и отчетностью по плате за НВОС.

Размещение отходов предприятия. Данный вопрос уже освещался в письме № АС-09-00-36/22354. С введением в Модуле природопользователя постановки на учет вопрос возник вновь, т.к. в программе есть вкладка «Объект размещения отходов» и поначалу многие пытались заполнить именно ее, выбирая объектом тот полигон, куда они по договору передают свои отходы для захоронения.

Согласно Уведомлению этой вкладкой надо пользоваться только в том случае, если у предприятия есть собственный объект размещения отходов (внесенный в ГРОРО), т.е. если на балансе числится полигон отходов, шламохранилище и т.д. Если вы просто образуете и накапливаете отходы, как мы уже говорили ранее, не нужно указывать это в заявке. Если же у вас есть такой объект, то необходимо представить в заявке сведения о проведении мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.

Мониторинг не проводится только в том случае, если объект: выведен из эксплуатации; расположен на территории, где размещение таких объектов запрещено; является спецобъектом для радиоактивных отходов; является скотомогильником; используется для размещения медицинских отходов.

Координаты местонахождения объекта. В соответствии с п. 2.6 Указаний координаты угловых точек объекта приводятся в формате десятичных градусов, в проекции WGS 84 , точность — 6 знаков после запятой. Рекомендуется для получения координат пользоваться либо имеющейся документацией на объект , либо, в случае ее отсутствия или использования в ней местной системы координат, — публичной кадастровой картой .

Для точечных объектов указывается одна точка; для площадных — не менее трех точек, при этом должны указываться поворотные точки в порядке их следования по периметру объекта; для линейных — не менее трех точек, при этом точки должны указываться в порядке их следования. Линейными объектами являются трубопроводы, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Имеющаяся документация на объект — это правоустанавливающая документация (свидетельство о праве собственности и пр.), кадастровая выписка или иная справка из Росреестра. Как правило, у крупных предприятий такие сведения есть в наличии, для небольших же предприятий, особенно у тех, кто арендует объекты, оказывающие НВОС, таких данных может не быть, в этом случае придется пользоваться публичной кадастровой картой. В некоторых регионах прямо советуют пользоваться картами Google, Яндекс и т.п.

Наилучшие доступные технологии. Разъяснения по этому вопросу актуальны для предприятий, у которых есть объекты I и II категорий.

СЛОВАРЬ

Наилучшая доступная технология (далее — НДТ) — это технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения.

Сведения о НДТ нужно брать из специальных справочников, которые можно найти в свободном доступе на сайте Росстандарта. Если для вашей технологии справочник еще не разработан, сведения о НДТ в заявке не указываются.

Росприроднадзор информирует

В начале декабря появилась информация Росприроднадзора «Кто не должен подавать заявку о постановке на государственный учет объектов негативного воздействия».

Помимо уже известной информации о земельных участках и отдельном оборудовании, которое не может быть признано отдельным объектом, оказывающим НВОС, в письме дается перечень условий, при которых у предприятия не определяется объект, оказывающий НВОС: предприятие образует и накапливает отходы, но не осуществляет деятельность по размещению отходов самостоятельно и не оказывает иных видов воздействий на окружающую среду, указанных в Критериях (наличие стационарных источников выбросов, выбросы свыше 10 т/год, выбросы радиоактивных веществ, не бытовые сбросы и все виды воздействия, указанные в пп. 1-3, 7 и 8 Критериев). Постановка объектов, не отнесенных Критериями к какой-либо категории, не предусмотрена.

Однако как быть предприятиям, у которых нет объектов, оказывающих НВОС? В письме Росприроднадзор уточняет, что вопросы исчисления и взимания платы за НВОС не связаны напрямую с определением объекта, оказывающего НВОС, поэтому подготовка соответствующих отчетов и внесение платы осуществляется в соответствии с п. 1 ст. 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ и требованиями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду

1. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее — лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории .
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
[…]

Таким образом, от платы освобождены лишь те предприятия, у которых есть объекты IV категории. Однако получается, что предприятия, которые не оказывают НВОС, обязаны за него платить? А IV категория, воздействие от которой хоть и минимальное, но есть, ничего не будет платить и не будет составлять экологическую отчетность. Кстати, похоже, что отчетность на таких «безобъектных» предприятиях тоже остается. Однако, если все, за что предприятие может заплатить, — это размещение ТКО, то от этого платежа по закону предприятие тоже избавится: за ТКО теперь платит региональный оператор по обращению с ТКО. Это не касается других видов отходов, которые не относятся к ТКО, правда, на сегодняшний день четкого перечня, какие отходы относятся к ТКО, а какие — к промышленным, не существует.

СЛОВАРЬ

Твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В итоге мы имеем немного иную точку зрения. IV категория однозначно освобождается от платы за НВОС, а вот предприятия без определенных объектов, оказывающих НВОС, в случае, если у них будут образовываться и накапливаться отходы, не являющиеся ТКО, будет платить за НВОС и, скорее всего, представлять экологическую отчетность.

Мы рассмотрели последние новости, рекомендации и разъяснения в глобальной кампании постановки на государственный учет объектов, оказывающих НВОС, которая, надеемся, исполнит свою функцию по упорядочиванию и структуризации данных о природопользователях.

Предпринимательские объекты при налаживании своего функционирования обязательно проходят различные типы регистрации, кроме основного – налогового. Это связано с тем, что предпринимательская деятельность касается не только наполнения государственного бюджета посредством налогов, но и еще и общего экономического значения, а также имеет связь с другими сферами государственной организации. Объекты, которые относятся к предпринимательским, проходят регистрацию в Росприроднадзоре.

Зачем необходима регистрация

Процесс регистрации всего предпринимательства является значимым в анализе и составлении общей экономической картины государства. Кроме статистических данных, регистрация помогает государственным контролирующим органам вести учет предпринимательских объектов, включая и такие, которые негативно влияют на экологическую картину.

Процесс регистрации сопровождается , оказывающим негативное воздействие,что обусловливает уровень выплачиваемых этими объектами компенсаций государству. Именно регистрация позволяет собрать все необходимые данные для ведения учета и контроля предпринимательства, а в случае с экологическими проблемами – выявлять их причину и возлагать на виновного ответственность.

Кроме того, процесс компенсирования убытка, нанесенного природе, сопровождается обязательной отчетностью и уплатой денежных сумм, для контроля которых, собственно, и необходимо ведение учета предпринимательских объектов.

Как проходит регистрация

Регистрация объектов негативного воздействия на окружающую среду сопровождается подачей от этого объекта заявки установленной формы. Она заполняется на основании компьютерного обеспечения, такого как модуль природопользователя, например. Содержит в себе полные сведения как по самому объекту, так и по выбросам, которые он осуществляет, описании природной сферы этих выбросов, а также отображает получение всех необходимых для действий предпринимательского объекта документальных разрешений.

Постановка на гос. учет объектов, оказывающих негативное воздействие, может сопровождаться внесением данных в федеральный и региональный реестр в зависимости от масштабов деятельности. Производится это в течение десяти дней после положительного решения о регистрации. В том случае, если заявка подана в объект региональной местной власти и принято решение перенаправить ее в федеральный реестр, предприниматель получит уведомление в письменной форме.

Постановка на государственный учет объектов негативного воздействия может и не состояться. Например, по причине не полностью отображенных в заявительных документах данных. Тогда предприниматель через пять дней после подачи заявки может получить уведомление об отказе с указанием причины.

Постановка объектов НВОС на государственный учет считается успешной, если через десять дней после подачи заявительных документов предприниматель получил свидетельство о постановке на учет.

Пример оформления регистрации смотрите в видео:

Суть категорий

В процессе подачи заявки о постановке на учет объектов НВОС в ней отображаются все необходимые сведения, которые нужны Росприроднадзору для осуществления категорирования предпринимательского объекта.

Этот процесс имеет своим результатом присвоение определенной категории опасности, которая будет влиять на размер материальных компенсаций, уплачиваемых предпринимательским объектом в счет государства. Всего существует четыре категории, подразделяющиеся в зависимости от того, насколько предпринимательская деятельность угрожает окружающей среде:

  • Первой категорией объединяются те предпринимательские объекты, которые наносят существенный вред окружающей природной среде, а значит, требуют применения в этой сфере наилучших доступных защитных технологий.
  • Вторая категория предназначена для предпринимательских объектов, негативное воздействие которых можно отнести к умеренным.
  • Третья категория объединяет те предпринимательства, негативное действие которых можно признать незначительным.
  • Четвертая категория применяется относительного того предпринимательства, которое в минимальной мере негативно воздействует на экологию.

Постановка на учет НВОС не просто сделает известной категорию, но и определит размер взносов, которые будут применяться для данного предпринимательского объекта, а оплачивать необходимо на регулярной основе авансовым методом.

Итак, постановка на учет объектов НВОС Росприроднадзором осуществляется на базе заявительных документов, которые содержат подробную информацию о предпринимательской деятельности, определяющую категорию, к которой контролирующие органы данную деятельность отнесут. Стоит отметить, что осуществление выплат может производиться не только на базе категории, но и на основании типа выбросов, которые производятся объектом.

Законодательство о регулировании степени влияния предприятий на окружающую среду изобилует противоречиями и нередко вызывает вопросы. В этой статье мы разберем порядок процедуры постановки объектов негативного воздействия на государственный учет и представим образец заявки.

Из статьи вы узнаете:

Что является объектом НВОС

Определение объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), можно найти в «Об охране окружающей среды». Из него следует, что это капитальный, либо другой объект или они вместе, имеющие единое назначение, физически либо технологически связанные и находящиеся на одной или нескольких земельных площадках. Как видите, формулировка получилась достаточно неопределенной.

В том же законе попытались разъяснить, что следует понимать под негативным влиянием на среду. Под ним подразумевают «воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным ».

Практика показала, что все эти определения нуждаются в уточнениях, которые внес "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Для систематизации объектов НВОС используются два документа:

В соответствии с этими нормативными актами, предусмотрены 4 категории:

Для того чтобы разобраться в том, придется внимательно изучать вышеуказанные постановления. К примеру, нефтедобывающее предприятие всегда соответствует 1-й категории, нефтепровод – 2-й. Учреждение, НВОС которого ограничивается только коммунальными отходами, вообще выпадает из этой системы. Однако если ему принадлежит котельная, то .

Упомянутые законы позволяют обозначить предприятия, которые не считаются источниками пагубного влияния на экологическую ситуацию и не подлежат особому учету. Они должны иметь следующие признаки:

  • отсутствие стационарных источников выбросов;
  • осуществление исключительно «бытовых» сбросов;
  • не оказывают на среду другого влияния, помимо формирования, накопления либо транспортировки отходов .

Порядок постановки на учет

Разобравшись с предметом постановки на государственный учет, мы переходим к рассмотрению самой процедуры.

Из-за сложности действующего законодательства этот процесс может вызвать немало проблем, решить которые предлагают специализированные компании, обладающие необходимыми лицензиями. Часто они не ограничиваются вопросами экологии, предлагая услуги в сферах промышленной, пожарной безопасности , охраны труда, обучении и аттестации работников.

Цель постановки объектов негативного воздействия на государственный учет – внести их в единый реестр. В зависимости от того, где располагается ваше предприятие, заявку нужно подавать в местный территориальный орган Росприроднадзора. Так же надо действовать и в том случае, когда объекты НВОС, относящиеся к одному предприятию, располагаются в разных субъектах РФ.

Работа этой огромной базы данных организована в соответствии со следующими нормативными документами:

Обязанность по постановке на учет

Обязанность подавать заявку о постановке на госучет прописана в законе №7-ФЗ (статья 69.2). Соблюдение порядка этой процедуры избавляет от серьезных штрафов, позволяет снизить отчисления за негативное влияние на среду. К тому же, объекты 4-й категории, как правило, совсем освобождены от этих платежей.

Важно помнить, при подаче ложных данных организации грозит штраф в соответствии со .

Заявку подавайте в 6-месячный срок с момента ввода в строй. Таково требование закона «Об охране окружающей среды». Если документ заполнен с ошибками или содержит недостоверные сведения, то вам могут отказать в постановке на учет. В течение 5 рабочих дней после подачи заявки РПН пришлет уведомление об этом с указанием причин отказа.

Если терподразделение Росприроднадзора не имеет претензий к поданной заявке, то заносит данные в реестр. Как правило, это занимает 5-10 дней. После этого выдается свидетельство о том, что объект взят на госучет.

Заявка о постановке на госучет объектов, оказывающих НВОС

Заявление о внесении вашего объекта в единый реестр можно подготовить несколькими способами. Все они подразумевают использование интернета или специализированного программного обеспечения. Заявку можно заполнить и отправить:

  • В личном кабинете на сайте https://lk.fsrpn.ru . Для этого вам дополнительно понадобится подтвержденная учетная запись в ЕСИА , а также сертификат Электронной подписи (ЭП).
  • В Модуле природопользования - свободном ПО, которое можно скачать с сайта Росприроднадзора .
  • с помощью стороннего ПО, которое использует формат XML.

Образец заявки о постановке на учет объекта негативного воздействия

  • мероприятиях по снижению выбросов;
  • технических средствах по обезвреживанию вредных химических веществ;
  • средствах по очистке сбросов загрязняющих веществ;
  • технологиях безопасного хранения отходов 1-5 классов опасности.

Изменения в природоохранном законодательстве обязывают природопользователей поставить на государственный учет объекты, оказывающие негативное влияние на окружающую среду, представив соответствующую заявку. Кто должен представлять такие заявки, и есть ли утвержденная форма? Что будет, если заявка на представлена в установленный срок? Отвечает на эти и другие вопросы, которые волнуют организации и предпринимателей М.С. Мухин , президент ООО «Центр налоговых экспертиз и аудита» (г. Санкт-Петербург).

С 01.01.2016 в законодательство введена новая обязанность природопользователей - направлять органам государственного экологического надзора информацию об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в целях их государственного учета (ст. 69 и 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», далее - Закон № 7-ФЗ). При этом нельзя не отдать должное изобретательности законодателей, предложивших природопользователям сочетание «кнута и пряника».

Обязанность по постановке объекта на учет и последствия ее неисполнения

Подчеркнем: речь идет о постановке на учет не самих организаций и индивидуальных предпринимателей, а используемых ими объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Положениями статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ установлены:

а) обязанность природопользователей подавать заявки о постановке объектов на учет в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ (п. 1).

Показательно, что практически все комментарии по данному вопросу указывают на необходимость подавать заявки в Росприроднадзор. Действительно, пунктом 5.5 (10) Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 на данное ведомство возложена функция по ведению федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. Последнее, крайне важное, обстоятельство нередко упускается из виду.

Между тем, критерии, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору», позволяют отнести к таким объектам весьма ограниченное их количество.

Подавляющее большинство объектов негативного воздействия, принадлежащих «безвредным» природопользователям (офисы, магазины и т. п.) подлежит региональному экологическому надзору. Соответственно, заявки о постановке объектов на учет должны направляться органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Подчеркнем: обязанность природопользователя подать заявку о постановке на государственный учет объекта, который оказывает негативное воздействие на окружающую среду, обусловлена самим фактом наличия такого объекта и не зависит от того, обязан ли природопользователь вносить плату за негативное воздействие окружающую среду.

б) срок подачи заявки о постановке объектов на учет (в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации объекта) (п. 2).

Помимо установления указанного срока, законодатель определил и общий срок для постановки на учет объектов негативного воздействия, использовавшихся на момент вступления в силу рассматриваемых поправок в Закон № 7-ФЗ.

Данный срок установлен пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он составляет два года со дня вступления в силу указанного закона (01.01.2015). Подробный комментарий экспертов 1С .

Позволим себе не согласиться с Росприроднадзором и авторами многочисленных комментариев, утверждающими, что объекты негативного воздействия должны быть поставлены на учет не позднее 31.12.2016 года (письмо Росприроднадзора от 28.04.2016 № АС-03-04-36/7884). Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 1 ст. 191 и ст. 193 ГК РФ). То есть, в данном случае срок для постановки объекта на учет истекает 09.01.2017. Однако необходимо учитывать, что постановке на учет предшествует подача соответствующей заявки, для рассмотрения которой также установлен срок (см. ниже).

в) порядок утверждения формы заявки о постановке на учет (п. 3).

Полномочия по утверждению формы заявки предоставлены уполномоченному Правительством РФ федеральному органу исполнительной власти. Таким органом является Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды России), которое уже приняло соответствующий нормативный акт - приказ от 23.12.2015 № 554. Важно отметить, что данный приказ вступил в силу только 05.07.2016 (с момента вступления в силу Постановления Правительства РФ от 23.06.2016 № 572).

Введение в действие нормативного акта, утвердившего форму заявки о постановке объекта на учет, создало основу для практического исполнения положений статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ, дав природопользователям возможность подавать заявки в уполномоченные государственные органы. В связи с этим озвученное Росприроднадзором в письме от 28.04.2016 № АС-03-04-36/7884 предложение о переносе срока окончания учета на 31.12.2017 с соответствующим внесением изменений в действующее законодательство, вероятнее всего, утратило свою актуальность.

г) срок исполнения заявки (постановки объекта на учет) (п. 4).

Уполномоченный орган обязан осуществить постановку объекта на учет и выдать соответствующее свидетельство в течение 10 дней с момента подачи заявки.

Соотнеся срок рассмотрения заявки со сроком исполнения обязанности по постановке на учет объектов, использовавшихся на дату вступления в силу статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ, можно сделать вывод, что заявка должна быть получена уполномоченным органом не позднее 30.12.2016.

д) обязанность природопользователей представлять сведения, необходимые для актуализации имеющейся информации (п. 6) и срок для исполнения данной обязанности (п. 7).

Природопользователи обязаны подавать такие сведения в срок не позднее чем через 30 дней со дня государственной регистрации соответствующих изменений.

Данная обязанность, не будучи примечательной сама по себе, ставит перед участниками рассматриваемых отношений весьма трудноразрешимую задачу:

Кто обязан подавать заявку: собственник объекта или его арендатор?

К сожалению, ни Закон № 7-ФЗ, ни подзаконные акты не дают прямого ответа на этот вопрос. Согласно пункту 1 статьи 69 данного закона объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах. Абсолютно очевидно, что в контексте данной нормы речь идет о реализации правомочия пользования объектом, что позволяет рассматривать в качестве обязанного лица пользователя объекта (арендатора).

Данный вывод, казалось бы, подтверждается положениями пункта 6 статьи 69 Закона № 7-ФЗ, в котором необходимость актуализации сведений связывается с заменой юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте. Как видим, о смене собственника объекта речь не идет.

Однако в пункте 7 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ говорится о представлении сведений в течение тридцати дней со дня государственной регистрации изменений, указанных в абзацах втором и третьем пункта 6 этой статьи. Таким образом, законодатель связывает необходимость актуализации имеющейся информации не просто с «заменой» (термин достаточно сомнительный сам по себе) природопользователя, использующего объект, а с заменой, предполагающей осуществление государственной регистрации данного факта.

В соответствии с пунктом 2 статьи 651 ГК РФ государственная регистрации договора аренды здания или сооружения является обязательной лишь в том случае, если такой договор заключен на срок не менее года. Как разъяснил Президиум ВАС РФ в информационном письме от 01.06.2000 № 53, данное правило применяется и к договорам аренды нежилых помещений.

Таким образом, смена арендатора нежилого помещения (в частности, офиса в бизнес-центре) не влечет за собой обязанность актуализировать сведения об объекте, ранее поставленном на учет. Соответственно, лишена смысла сама постановка на учет объекта арендатором, пользующимся этим объектом на основании договора краткосрочной аренды (до одного года).

Не претендуя на абсолютную истину, возьмемся предположить, что обязанность подавать заявку о постановке на «экологический учет» объекта, используемого на основании договора аренды, возлагается на:

  • арендодателя (если договор аренды не подлежит государственной регистрации);
  • арендатора (если договор аренды подлежит государственной регистрации)

Ответственность за невыполнение обязанности по своевременной подаче заявки о постановке на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, а также сведений для актуализации учетной информации, установлена статьей 8.46 КоАП РФ. Для организаций и индивидуальных предпринимателей штраф составляет от 30 до 100 тыс. руб.

Следует подчеркнуть, что ответственность установлена не за невыполнение обязанности по постановке объекта на учет, а за неподачу в срок соответствующей заявки. То есть, наказуемым является несовершение обязанным лицом начальных действий вне зависимости от их результата.

Экономическое стимулирование «экологического учета»

Как отмечено выше, законодателю удалось совместить административное принуждение природопользователей к постановке объектов на учет с экономическим стимулированием их к выполнению данной обязанности. Это нашло нормативное оформление в пункте 1 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ, введенной в действие с 01.01.2016. Согласно данной норме субъектами платы за негативное воздействие на окружающую среду не являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Пожалуй, впервые в отечественном законодательстве столь определенно заявлено об отсутствии фискального интереса в сфере природопользования к лицам, не оказывающим сколько-нибудь значительного воздействия на окружающую среду.

Такой подход представляется абсолютно правильным - как с точки зрения формирования благоприятной бизнес-среды, так и с позиции сосредоточения усилий контролирующих органов на реальных, а не номинальных загрязнителях. Уместным следует признать и отказ законодателя от использования такого сомнительного критерия, как «субъекты малого и среднего предпринимательства», который оставляет «за бортом» природопользователей, представляющих некоммерческую сферу (школы, медицинские и социальные учреждения, органы власти и управления, общественные и религиозные организации).

Насколько удачен выбранный законодателем критерий освобождения от платы, основанный на категорировании объектов негативного воздействия? Ответ на этот вопрос даст только время. Сейчас очевидно лишь то, что к указанным категориям объектов проявляется весьма значительный интерес со стороны природопользователей.

Категории объектов негативного воздействия описаны в статье 4.2 Закона № 7-ФЗ, а критерии отнесения объекта к той или иной категории - в Постановлении Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029.

Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на учет. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

К объектам IV категории относятся объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду (п. 1 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ). Большинство специалистов полагает (и эта точка зрения представляется абсолютно верной), что к таким объектам будут относиться так называемые «безвредные природопользователи».

Отрадно, что Росприроднадзор в письме от 29.09.2016 № АА-03-04-32/20054 также акцентировал внимание на том, что «представляется целесообразным отнесение таких объектов (офисные помещения, школы, детские сады и т. д.) к IV категории объектов НВОС».

Постановка объекта на учет и присвоение ему той или иной категории оформляется соответствующим свидетельством. Типовая форма свидетельства доведена письмом Росприроднадзора от 01.09.2016 № 176-03-00-36/17836.

Обобщая изложенное, сделаем следующий вывод. Законодатель не просто возложил на природопользователей новую обязанность, а сделал крайне важный шаг, избавляющий тех, чья деятельность не причиняет сколько-нибудь существенного вреда окружающей среде, от исчисления и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, представления соответствующих деклараций.

При всех недостатках процедуры «экологического учета» его результатом должно стать существенное снижение административного давления не только на бизнес, но и на некоммерческий сектор.

От редакции

В программе «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0 поддерживается возможность формирования Заявки о постановке на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду по форме, утв. приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554. Она доступна в рабочем месте «1С-Отчетность» - вкладка «Уведомления».

Мнение экспертов 1С

Объекты негативного воздействия на окружающую среду подлежат постановке на учет (ст. 69-69.2 Закона № 7-ФЗ). Сделать это нужно в срок до 31.12 2016 года (письмо Росприроднадзора от 28.04.2016 № АС-03-04-36/7884).

Согласно пунктам 1, 2 статьи 69. 2 Закона № 7-ФЗ постановка на учет осуществляется на основании заявки, которая подается юрлицами и ИП, осуществляющими хозяйственную деятельность на подобных объектах (то есть фактически эксплуатирующими такие объекты).

Из совокупности данных норм и из отсутствия в Законе № 7-ФЗ конкретных указаний на то, что представить заявку обязан именно собственник объекта, полагаем, что случае эксплуатации объекта негативного воздействия арендатором, подать заявку в уполномоченный орган должен именно арендатор.

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду – является обязательной процедурой, в целях соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды. Сокращенно данную операцию называют - постановка на гос. учет объектов НВОС.

"Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду - объект капитального строительства и/или другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и/или неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков" (ст.1, Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ)

В соответствии с п.1, ст. 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории :

  1. Объекты I категории - объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий;
  2. Объекты II категории - объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду;
  3. Объекты III категории - объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду;
  4. Объекты IV категории - объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду.

Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих НВОС, к объектам I, II, III и IV категорий, утверждены Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2015 г. N 1029.

Постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должны осуществить все юридические лица и индивидуальные предприниматели, ведущие хозяйственную или/и иную деятельность.

Постановка на учет осуществляется посредством оформления Заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет (далее - Заявка).

Форма Заявки утверждена Приказом Минприроды России от 23.12.2015 N 554 (ред. от 27.09.2016) "Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью".

Заявку о постановке на учет подают в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ. Предварительно определив, к какому надзору относится объект.

Если объект не соответствует критериям установленным Постановлением Правительства РФ от 28 августа 2015 г. N 903"Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору ", значит этот объект относится к региональному экологическом надзору .

Заявку о постановке на учет подают юридические лица и/или индивидуальные предприниматели после введения в эксплуатацию объектов, оказывающих НВОС, это необходимо сделать в течение 6 месяцев .

Не стоит забывать, что сведения об объектах , оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений:

  1. О замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
  2. Об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
  3. Об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
  4. Об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

Актуализацию сведений необходимо произвести в срок не позднее тридцати дней со дня государственной регистрации таких изменений. После подачи актуальных сведений категория объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, может быть изменена.

Сведения для постановки на учет объектов НВОС

Для подачи заявки необходимо подготовить следующие документы:

  1. Информация о заявителе (наименование; контактный телефон; адрес (место нахождения) юридического лица или место жительства для индивидуального предпринимателя; дата государственной регистрации юр. лица/ИП; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; ОГРН и дата ее внесения в ЕГРЮЛ/ЕГРИП; должность, ФИО руководителя или его уполномоченного представителя; уведомление о присвоении кодов статистики.
  2. Общие сведения об объекте (фактическое место нахождения (полный адрес); кадастровый номер земельного участка, на котором находится объект НВОС; дата ввода объекта в эксплуатацию (в формате ДД.ММ.ГГ); ОКВЭД; наименование и объем производимой продукции, реализации товара, вид хозяйственной или иной деятельности на объекте (в соответствии ОКПД 2), проектная мощность; декларируемая категория объекта; уровень государственного экологического контроля (федеральный, региональный); применяемые технологии на объектах 1 категории; применение оборотного водоснабжения в производстве; координаты (координаты приводятся в формате десятичных градусов, в проекции WGS 84, точность - 6 знаков после запятой):
  • угловые (в т.ч. поворотные) координаты участка;
  • стационарных источников выбросов (при наличии стационарных источников);
  • выпусков в водные объекты (при наличии выпусков);
  • объектов размещения отходов (при наличии ОРО на территории предприятия).
  • Степень воздействия объекта на окружающую среду: (типы, количество и порядковый номер стационарных источников (из тома ПДВ); объем и физические характеристики выбросов и сбросов загрязняющих веществ; сведения о выпусках и сбросах сточных вод; наименование объекта размещения отходов производства и потребления; сведения о массе размещенных отходов производства и потребления).
  • Сведения о разрешительных документах (прохождении необходимых процедур) в области охраны окружающей среды (заключение государственной экологической экспертизы; разрешения на выбросы и сбросы; лимиты по отходам).
  • Сведения о мерах, принимаемых на объекте для обеспечения охраны окружающей среды (наличие программы производственного экологического контроля; план мероприятий по снижению НВОС; информация о технических средствах по обезвреживанию сбросов и выбросов; информация о консервации, ликвидации объекта с негативным следом).

  • Обращаем Ваше внимание на то, что больше всего отказов в постановке на учет идет из-за неправильно определенных координат (объектов, стационарных источников, выпусков в водные объекты, ОРО). Для точного определения координат можно воспользоваться одним из следующих ресурсов: Публичная кадастровая карта, Яндекс карта, Карты Google.

    Подача заявки постановки на учет объекта НВОС

    Заявку можно оформить и подать несколькими способами:

    1. Через Личный кабинет, используя авторизацию через сайт госуслуги . Для оформления и подачи Заявки необходима Электронная подпись (ЭП). Важно , чтобы ИНН Электронной подписи совпадал с ИНН регистрируемого предприятия. При подписании Заявки Электронной подписью подтверждение в бумажном виде не требуется.
    2. Если на предприятии нет ЭП, то Заявку можно оформить с помощью бесплатного программного обеспечения "Модуль природопользователя" . Выгрузить Заявку в формате XML и подать через Личный кабинет. В таком случае дополнительно подается Заявка на бумажном носителе, подписанная руководителем.

    Вне зависимости от способа, при выгрузке в Личный кабинет Заявке присваивается уникальный номер .

    При подаче Заявки на бумажном носителе необходимо оформить сопроводительное письмо в соответствии с приказом Росприроднадзора от 24.11.2016 № 756 "Об исполнении постановления Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572".

    Ответственность

    Не стоит забывать, что неподача или несвоевременная подача Заявки о постановке на учет или актуализации данных об объекте, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5-20 тысяч рублей ; на юридических лиц - 30-100 тысяч рублей (КоАП ст. 8.46).

    Важные разъяснения Росприроднадзора по постановке на учет

    1. Кому не нужно подавать заявку о постановке объекта НВОС на учет?

    По существующему законодательству образование и накопление отходов не являются критериями отнесения объекта к объекту одной из четырех категорий НВОС, а непосредственно в самой заявке о постановке объекта НВОС на учет предусмотрены только сведения о размещении отходов на объекте НВОС. В связи с этим выделилась группа организаций, которым вообще не нужно подавать данную Заявку . Для этого должны выполняться одновременно 2 условия :

    1. Предприятие образует отходы, но не осуществляя деятельность по размещению отходов самостоятельно (на собственных местах размещения отходов).
    2. Не оказывает иных видов негативного воздействия на окружающую среду, указанных в Критериях, в ходе осуществления хозяйственной и/или иной деятельности.

    К таким предприятиям могут быть отнесены: отдельные офисы, школы, детские сады, магазины и пр., такие организации не учитываются как объекты НВОС. (статья 69 Закона №7 ФЗ.).


    2. Вопрос о постановке на гос. учет как объектов НВОС строящихся объектов.

    Внесение в реестр строящихся объектов и объектов, не введенных в эксплуатацию, не предусмотрено . (письмо Росприроднадзора от 31.10.2016 № АС-09-00-36/22354).

    Не лишним будет напомнить, что при строительстве объектов необходимо соблюдать природоохранные требования, включая получение разрешительной документации в области обращения с отходами (разработать паспорта отходов, разработать ПНООЛР и получить лимиты или сдавать отчетность СМСП) и в области выбросов в атмосферный воздух (разработать проект ПДВ и получить разрешение на выброс) , а также выполнение предусмотренных проектной документацией природоохранных мероприятий (письмо Минприроды России от 28.10.2016 № 12-50/8692-ОГ).

    По всем вопросам, в том числе, если Вам требуется помощь или Вы хотите заказать постановку на учет объектов НВОС пишите нам - наши Контакты .

    От деятельности каждой организации вне зависимости от величины образуются отходы производства и потребления. По закону для каждого отхода должны быть разработаны и согласованы паспорта отходов , также предприятие должно разрабатывать ПНООЛР , либо ежегодно сдавать отчетность СМСП (отчетность по отходам для малого и среднего предпринимательства).

    Для многих организаций требуется разрабатывать проект ПДВ и получать разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Чтобы понять нужно ли это вам, переходите на страницу

    gastroguru © 2017