Финансовое обеспечение муниципальных услуг дошкольного образования и его совершенствование. Финансово- хозяйственный механизм доу Основные финансово экономические методы регулирования дошкольного образования

Дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего образовательные программы дошкольного образования различной направленности. В нем обеспечивается воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В соответствии с этим дошкольные образовательные учреждения делятся на следующие виды: детский сад; детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психологическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекция и оздоровления всех воспитанников.

В отношении дошкольных образовательных учреждений финансовое обеспечение ложится на местный бюджет. В тех случаях, когда речь идет о реализации программ дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях, часть расходов возлагается на бюджет субъекта Российской Федерации, который финансирует расходы на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды.

Таким образом, финансируются расходы на образование, но не на содержание ребенка в общеобразовательном учреждении. Расходы на содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в той их части, в какой они осуществляются публичной властью, должны производиться из местных бюджетов, а при недостаточности собственных источников финансирования - за счет бюджетов вышестоящего уровня. Модель нормативного долевого финансирования, включающая систему разделения оплаты услуг по содержанию и обучению детей в дошкольных образовательных учреждениях, учитывает также нормы законодательства о местном самоуправлении в Российской Федерации.

Переход от сметного к нормативному долевому финансированию, включающему систему разделения оплаты услуг по содержанию и обучению детей в дошкольных образовательных учреждениях. Механизм нормативного долевого финансирования различных видов реализуемых основных общеобразовательных программ дошкольного образования обуславливает прозрачную конкуренцию образовательных учреждений.

Таким образом, действующее законодательство устанавливает:

нормативный подход в области финансирования учреждений общего образования;

долевой способ финансирования образовательных учреждений, в т. ч. ДОУ (муниципалитет финансирует затраты на содержание собственности, субъект РФ - затраты на реализацию общеобразовательных программ в форме субвенции).

Предлагаемое долевое нормативное финансирование ДОУ осуществляется следующим образом.

Органы государственной власти субъектов РФ, планируя бюджет на очередной период, определяют нормативную потребность в средствах на финансирование реализации образовательных услуг ДОУ. Данные средства законодательно закрепляются за муниципалитетами для ДОУ через объемы субвенций, субсидий. До учреждений они доводятся муниципалитетами на нормативной основе. Возможно финансирование ДОУ субъектом РФ на правах со учредительства.

Средства на финансирование социальных услуг муниципалитет выделяет совместно с родителями, используя систему адресной социальной помощи, а также целевое финансирование из местного или регионального бюджета в рамках социальных программ данной местности.

Финансирование затрат на содержание материальной базы осуществляет собственник. Если ДОУ находится в собственности муниципалитета, то необходимый объем затрат предусматривается за счет бюджета соответствующих органов местного самоуправления.

При финансировании муниципальных ДОУ используются три канала:

государственный бюджет - в виде субвенций, субсидий, или непосредственно в качестве соучредителей;

муниципальный бюджет - на нормативной основе;

родительская плата, часть которой муниципалитет может возмещать родителям в виде социальной помощи.

Вышеперечисленные источники дифференцируются:

по видам затрат;

способам или механизмам доведения ресурсов ДОУ.

Рассматриваемая модель долевого нормативного многоканального финансирования строится с учетом ведущих принципов, которые можно сформулировать следующим образом:

признание необходимости финансирования образовательных услуг в рамках реализации основных государственных образовательных программ дошкольного образования за счет возможностей консолидированного бюджета субъекта РФ;

финансирование затрат на содержание материальной базы муниципалитетом как собственнику учредителем;

оплата родителями социальных услуг в объеме, не превышающем 20% от общих затрат ДОУ. Оставшиеся 80% средств на реализацию социальных услуг, а также возмещение, частично или полностью, затрат на эти цели родителей, отнесенных к льготным категориям, выделяется муниципалитетом;

дифференцирование затрат родителей в зависимости от их материального достатка в соответствии с нормативно-правовой базой субъектов РФ и муниципальных образований. Оказываемая в таком случае социальная помощь родителям определяется на заявительной основе;

планирование и реализация финансирования ДОУ на нормативной основе.

Для реализации такого механизма долевого нормативного финансирования необходимо выполнить первоначальные условия:

придать всем ДОУ статус юридического лица;

открыть счета в кредитных учреждениях (казначействах), обеспечить бухгалтерское обслуживание ДОУ.

Основным элементом, приводящим в действие данный механизм, являются нормативы финансирования.

Механизм финансирования ДОУ основывается на следующих принципах:

деятельность ДОУ финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними;

финансирование ДОУ осуществляется на основе нормативов субъекта РФ, определяемых в расчете на одного воспитанника по каждому типу, виду и категории ДОУ, и местных устанавливаемых затрат;

органы государственной власти субъектов РФ в пределах собственных средств определяют нормативы финансирования для региона;

государственный норматив финансирования применяется при расчете субвенций и субсидий местным бюджетам и объемов прямого финансирования ДОУ в случае со учредительства;

органы местного самоуправления в пределах собственных средств устанавливают местные нормативы финансирования путем применения повышающих местных коэффициентов к региональным нормативам, а также посредством определения объема затрат на дотацию родительской платы за социальные услуги и финансирование содержания и развития материальной базы ДОУ.

Образовательные услуги, оказываемые ДОУ, включают в себя расходы по следующим статьям:

  • 211 Заработная плата (оплата труда по ЕТС всех сотрудников ДОУ, учитывая тарифный и надтарифный фонд, выходное пособие);
  • 212 Прочие выплаты (методическая литература, компенсация льгот за содержание детей в ДОУ, командировки и служебные разъезды, повышение квалификации педагогических работников);
  • 221 Оплата услуг связи;
  • 226 Прочие услуги;
  • 310 Увеличение стоимости основных средств (учебное оборудование; мебель; приобретение наглядных пособий, игрушек и спортинвентаря; учебные расходы: канцелярские товары, приобретение методической литературы);
  • 340 Увеличение стоимости материальных запасов (приобретение продуктов питания, медикаментов, строительных материалов, ГСМ, канцтоваров, запчастей к оборудованию).
  • 211 Заработная плата;
  • 213 Начисления на оплату труда;
  • 223 Коммунальные услуги;
  • 225 Услуги по содержанию имущества;
  • 290 Прочие расходы;
  • 340 Увеличение стоимости материальных запасов (частично приобретение продуктов питания, расходы на приобретение медикаментов, прочие расходные материалы и предметы).

Органы местного самоуправления вправе осуществлять дополнительное финансирование ДОУ в соответствии со своими решениями и нормативными актами.

Социальные услуги за счет средств муниципального бюджета:

  • 222 Транспортные расходы;
  • 310 Увеличение стоимости основных средств (приобретение мягкого инвентаря, оборудования);

Социальные услуги за счет средств родителей:

  • 222 Транспортные расходы;
  • 310 Увеличение стоимости основных средств (приобретение мягкого инвентаря, оборудования);
  • 340 Увеличение стоимости материальных запасов (продукты питания и пр.).

Данный порядок формирования ассигнований является стандартным в условиях казначейского исполнения бюджета, так как предусматривает возможность раздельного учета в расходовании средств по статьям расходов.

Анализ направлений расходов ДОУ свидетельствует о том, что необходимо установить комплекс нормативов, включающий в себя:

  • * норматив финансирования ДОУ субъекта РФ на реализацию образовательных услуг, предоставляемых ДОУ;
  • * местный норматив на содержание и развитие материально-технической базы ДОУ;
  • * порядок расчета местных затрат на финансирование ДОУ;
  • * порядок расчета и взимания оплаты с родителей за социальные услуги, предоставляемые ДОУ.

Справочник руководителя дошкольного учреждения. 2007. № 15. С. 25-28

Оплата труда педагогических работников дошкольного образования.

В рамках внедрения системы разделения оплаты услуг по содержанию и обучению детей в дошкольных образовательных учреждениях активизирована работа по совершенствованию оплаты труда работников системы дошкольного образования. Новые формы оплаты и нормирования труда работников дошкольного образования основываются на новых профессионально-квалификационных группах (ПКГ) с учетом разделения оплаты труда на базовую, компенсационную и стимулирующую части. Эти принципы оплаты труда заложены в методику расчета нормативов затрат на оказание услуг по содержанию и обучению детей с учетом специфики предоставляемых услуг и региональных особенностей деятельности дошкольных образовательных учреждений.

При определении затрат на оплату труда педагогических работников дошкольного образования учитываются коэффициенты уровня образования, квалификации, стажа работы, а также выплаты ежемесячной денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию и периодические издания. Затраты на выплаты компенсационного и стимулирующего характера определяются на основании соотношения фактической величины компенсационных выплат педагогическим работникам ДОУ и фактических затрат на оплату труда по должностным окладам (ставкам заработной платы) педагогических работников за предыдущий отчетный период.

В соответствии с приказом Федерального агентства по образованию от 17 ноября 2008 года №1600 учреждение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников самостоятельно определяет размеры должностных окладов, а также размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования без ограничения их максимальными размерами. Размеры должностных окладов по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп (ПКГ) работников образования устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности. Размеры должностных окладов определяются с учетом сложности и объема выполняемой работы путем умножения размера минимального (базового) оклада (ставки заработной платы) по соответствующей ПКГ на величину повышающего коэффициента по соответствующему квалификационному уровню ПКГ.

В соответствии со статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ размеры минимальных окладов (ставок заработной платы) работников по соответствующим ПКГ должны устанавливаться не ниже действующих на период введения новых систем оплаты труда тарифных ставок (окладов), установленных на основе единой тарифной сетки.

Штатная численность педагогических работников определяется ДОУ самостоятельно в соответствии с количеством часов учебного плана образовательной программы, реализуемой в дошкольном образовательном учреждении, количеством групп воспитанников, режимом работы ДОУ. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (статья 32), Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (пункт 46) ДОУ самостоятельно устанавливает штатное расписание и должностные обязанности работников. Штатное расписание ДОУ утверждается руководителем ДОУ и включает в себя все должности работников данного учреждения.

Порядок установления выплат компенсационного характера педагогическим работникам ДОУ определяется с учетом разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 года №822. Выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента Российской Федерации. Размеры и условия осуществления выплат компенсационного характера конкретизируются в трудовых договорах работников.

Стимулирующие выплаты педагогическим работникам учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, устанавливаются в соответствии с положением об оплате труда работников ДОУ.

Стимулирование осуществляется с учетом:

  • -результатов аттестации и государственной аккредитации ДОУ, соблюдения лицензионных условий;
  • -динамики физического и психического здоровья воспитанников (по результатам мониторинга);
  • -обеспечения благоприятного психологического микроклимата (по результатам мониторинга);
  • -результатов участия ДОУ в районных (городских), областных и всероссийских мероприятиях, результативность участия и др.;
  • -степени удовлетворения родителей воспитанников качеством оказываемых ДОУ услуг по обучению воспитанников.

Таблица 3 - Финансовое обеспечение всех дошкольных учреждений

Как станет:

Бюджетные ассигнования на содержание бюджетных учреждений предусмотрены законами (решениями) о бюджете (ст. 69.1 БК РФ)

Бюджетные ассигнования на субсидии бюджетным учреждениям будут предусмотрены законами (решениями) о бюджете (ст. 69.1 БК РФ)

Первоначальные нормативы затрат на оказание бюджетным учреждением услуг физическим или юридическим лицам определяются федеральным органом исполнительной власти в отношении подведомственных ему учреждений исходя из размера бюджетных ассигнований, выделенных бюджетному учреждению в 2010 году (п. 8 ст.31 83-ФЗ).

При сохранении объема оказанных учреждением услуг размер финансирования учреждения из бюджета не уменьшится, изменится лишь способ доведения денег - не по смете, а через субсидию на гос. задание.

Новый финансово-экономический механизм

финансовое обеспечение в форме предоставления субсидии из бюджета на основании статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ

Виды субсидий

  • 1. Субсидия на выполнение государственного задания на оказание государственных услуг.
  • 2. Целевые и иные субсидии

Определены нормативы финансового обеспечения на одного воспитанника по каждой из услуг (обучение, воспитание и развитие и уход и присмотр) в зависимости от возраста воспитанников:

Таблица 4 - Нормативы финансового обеспечения на одного воспитанника (тыс. руб.)

Нормативы финансового обеспечения на одного воспитанника в группах кратковременного пребывания (18 часов в неделю).

На примере условного детского сада приведем пример расчета госзадания.

Детский сад наполняемостью 138 детей из них 2 группы раннего возраста - 42 ребенка; 2 младшие - 50 детей; 2 средние группы - 50 детей; 1 старшая - 25 детей; 1 подготовительная - 28.

Для определения контингента условное деление на группы не важно. Необходимо четко распределить контингент по возрастам норматива.

Анализ выявил следующие группы контингента по нормативу

От 1,5 до 3,0 - 49 человек х 110 000 = 5 390 000

От 3,0 до 5,0 - 78 человек х 115 000 = 8 970 000

От 5,0 до 7,0 - 68 человек х 120 000 = 8 160 000

ИТОГО стоимость госзадания детскому саду = 22 520 000

Этапы перехода на новую систему финансирования ДОУ:

I этап с 01.10.11 по 31.12.2011г. - изменение типа дошкольных учреждений (вводится финансовое обеспечение в форме предоставления субсидий)

(с 01.10.2011г. Часть учреждений перейдет на НСОТ)

II этап с 01.01.2012г. - переход на новую систему оплаты труда (НСОТ)

Государственное задание

это комплексный план, определяющий обязательства государства по предоставлению населению данной территории образовательных услуг за счет бюджета:

объем финансовых ресурсов, выделяемых на выполнение гарантий,

условия и порядок оказания образовательных услуг;

требования к эффективной деятельности ОУ (операционально зафиксирован конечный результат) ;

не использованные до конца финансового года остатки субсидий, предоставленных бюджетному учреждению на выполнение госзадания, остаются в распоряжении бюджетного учреждения (п. 10 ст. 19 Закона № 83-ФЗ).

Государственное задание устанавливает требования Учредителя к составу, качеству и объему, условиям, порядку и результатам оказания услуг.

Задание должно содержать :

показатели, характеризующие качество и (или) объем (состав) оказываемых услуг, результаты их оказания;

порядок оказания услуг;

предельные цены (тарифы) на оплату услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если действующим законодательством предусмотрено оказание соответствующих услуг на платной основе, либо порядок их установления;

порядок контроля за выполнением задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;

форму отчета о деятельности учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества

Порядок определения объема субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания :

  • 1) Субсидии на финансирование государственных услуг
  • - затраты на оплату труда работников учреждения с учетом отчислений по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в части деятельности этих работников по оказанию государственных услуг в соответствии с заданием;
  • - затраты на оплату товаров, работ и услуг, включая оплату приобретения расходных материалов, необходимых для оказания государственных услуг в соответствии с заданием.

Определяются с учетом утвержденных уполномоченным органом соответствующих нормативов затрат

2) Субсидии на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества

исходя из затрат, необходимых на оплату:

  • - текущего содержания и ремонта зданий и сооружений;
  • - текущего содержания и ремонта особо ценного движимого имущества;
  • - налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество.

Определяются на основе требуемых объемов расходов, подтвержденных учреждением соответствующими расчетами.

Государственный заказ предполагает проведение конкурса на предоставление услуг определенного вида и объема и выделение средств учреждению победителю.

Новая система оплаты труда ДОУ.

Принципиальное отличие данного подхода состоит в том, что задание на поставку социальных услуг размещается на договорной основе, а не принудительно.

Договор заключается по результатам конкурса, т. е. в условиях конкуренции за доступ к бюджетным ресурсам. Размещение бюджетных средств на конкурсной основе призвано стимулировать рост качества предоставляемых услуг.

Алгоритм деятельности по формированию и размещению задания (заказа):

  • 1. Анализ потребности в услугах дошкольного образования. Многоплановая работа, в ходе которой данные собираются и обрабатываются результаты социологических исследований, статистики, инициируется деятельность переговорных площадок по формированию гражданского заказа. Результатом анализа должны стать данные об объеме и формах услуг, уровне удовлетворенности их качеством.
  • 2. Анализ ресурсов системы дошкольного образования. Определение ресурсоемкости сети, ее специфических характеристик (типологии и объемных показателей сети, форм территориального распределения, кадрового потенциала, материально-технических и финансовых ресурсов, нормативно-правового и программно-методического обеспечения). Данные анализа используются для формирования обоснованного задания, с одной стороны, и для принятия управленческих решений по развитию сети - с другой.
  • 3. Формирование критериев отбора и размещение задания для подведомственных учреждений и публичного заказа на услуги дошкольного образования. В публичном конкурсе могут участвовать все имеющие лицензию на этот вид услуг образовательные учреждения, вне зависимости от организационно-правовых форм.

В проекте интегрированного закона "Об образовании", предусмотрены условия для создания частных детских садов, в том числе семейных и маленьких - на 40 - 45 детей. Обновленные СанПиНы как раз это и учитывают. Ожидается, что после принятия закона появится не меньше 12 - 15 тысяч мини-детсадов, которые помогут разгрузить огромную очередь и дать толчок развитию малого и среднего бизнеса в этой сфере.

Всего в России открыто 47 213 учреждений дошкольного образования. Из них 98 процентов - муниципальные и государственные. На долю частного бизнеса и общественных организаций, в том числе религиозных, приходится всего 2 процента.

Специфика финансирования дошкольного образования заключается в том, что можно выделить финансирование как непосредственно обучения и воспитания детей, так и расходов на их содержание. В случае, когда речь идет о получении начального, основного и среднего общего образования, все расходы по содержанию учащегося в образовательном учреждении несут родители (законные представители) ребенка. В случае же с дошкольным образованием в качестве дополнительной гарантии родителям и иным законным представителям ребенка дошкольного возраста большую часть расходов на его содержание в учреждении принимает на себя соответствующий бюджет. Родители же в форме родительской платы несут лишь незначительную долю в размере до 20% этих расходов и с последующей компенсацией от 20 до 70% уплаченных ими средств. Финансирование предоставления дошкольного образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с рядом нормативных правовых актов, устанавливающих правила финансирования образовательной деятельности в Российской Федерации. Нормы, содержащиеся в таких нормативных правовых актах, определяют общие требования к механизмам формирования нормативов затрат на содержание и обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях, источники финансирования (бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, оплата физических и юридических лиц), формы финансирования и порядок расходования бюджетных средств и средств, полученных из внебюджетных источников. В таблице 5 представлена динамика финансовых затрат бюджетов Российской Федерации по финансированию системы дошкольного образования.

Нормативное долевое финансирование дошкольного образования базируется на следующих принципах:

  • -деятельность дошкольного образовательного учреждения финансируется его учредителем на основе муниципального задания;
  • -финансирование дошкольного образовательного учреждения осуществляется на основе ведомственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного воспитанника по каждому виду программ дошкольного образовательного учреждения;
  • -нормативы финансирования должны учитывать специфику предоставляемых услуг и региональные особенности деятельности дошкольных образовательных учреждений и быть достаточными для покрытия текущих расходов, связанных с образовательным процессом в дошкольном образовательном учреждении и эксплуатацией зданий, сооружений, оборудования и обустройством участков дошкольного образовательного учреждения;
  • -схема финансирования муниципальных дошкольного образовательного учреждения определяется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих видов.

Основным показателем заданий учредителя дошкольному образовательному учреждению, на основании которого определяются финансовые средства, необходимые для выполнения этого задания, является объем (состав) оказываемых услуг. Остальные показатели - качество, условия и порядок оказания услуг - являются крайне важными, но дополнительными составляющими задания. Невыполнение этих показателей свидетельствует о неготовности учреждения оказывать услуги в соответствии с требованиями, отраженными в этих показателях, и, как следствие, ставит и перед учреждением, и перед органом управления образованием вопрос о возможности функционирования учреждения, не обеспечивающего должного качества и условий предоставления услуг. Для обеспечения указанных показателей, возможно, требуются дополнительные средства на модернизацию (ремонт, техническое оснащение и т.п.) учреждения, повышение квалификации его сотрудников. Но эти средства, как правило, должны выделяться не на выполнение задания, а на развитие учреждения (финансирование мероприятий по развитию, утвержденных учредителем).

Функции учредителя дошкольного образовательного учреждения выполняют муниципальные органы управления образованием, которые и должны выдавать задания. В то же время каждое дошкольное образовательное учреждение должно принять ребенка в пределах численности, установленной в лицензии. Демографический прогноз по детям в возрасте рождения до восьми лет и оценка перспективной вместимости ДОУ представлена в таблице 6 и на рисунке 2 соответственно.

Рисунок 2 - Демографический прогноз до 2050 г.


Рисунок 3 - Оценка перспективной вместимости ДОУ

Задание должно обеспечивать увязку показателей объемов и качества предоставляемых образовательными дошкольными учреждениями услуг с размерами направляемых на эти цели средств муниципального бюджета.

Частью 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, однако, ни Законом об образовании, ни Конституцией Российской Федерации не предусмотрено бесплатное содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях. То есть государственные финансовые обязательства распространяются на образовательные услуги и не касаются услуг по уходу и присмотру за детьми (социальные услуги). За содержание детей в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, несут обязательства муниципальные власти и родители.

Учитывая данный принцип субсидиарной ответственности, система финансирования ДОУ, стимулирующая развитие сети и увеличение охвата детей дошкольным образованием, должна основываться на следующих принципах:

1. За счёт государства (средств бюджета субъекта РФ) финансируются образовательные услуги в объёме государственного образовательного стандарта вне зависимости от организационной формы ДОУ (государственное, муниципальное учреждение, автономное учреждение, негосударственное учреждение, автономная некоммерческая организация и пр.), типа и вида учреждения.

Органы государственной власти, планируя бюджет на очередной период, определяют нормативную потребность в средствах на финансирование реализации дошкольных образовательных программ. Эти средства законодательно закрепляются за муниципалитетами для ДОУ через объёмы субвенций. До учреждений эти средства доводятся муниципалитетами на основе конкурса. В этой схеме участвуют все учреждения реализующие программы дошкольного образования и имеющие лицензию независимо от их принадлежности.

  • 2. Финансирование социальных услуг муниципалитет осуществляет совместно с родителями.
  • 3. Родители оплачивают социальные услуги (в размере, не превышающем 20% от общей стоимости содержания ребёнка в ДОУ), а также дополнительные образовательные услуги, выходящие за рамки государственного образовательного стандарта.

Расходы родителей дотируются за счёт средств муниципалитетов, используя заявительный порядок и систему адресной социальной помощи, а также целевое финансирование из местного бюджета на основании социальных программ.

  • 4. Финансирование затрат на содержание материальной базы осуществляет балансодержатель (собственник). Если ДОУ находится на балансе муниципалитета, то необходимый объем затрат предусматривается за счет бюджета соответствующих органов местного самоуправления.
  • 5. Финансирование ДОУ планируется и организуется учредителем на основе нормативов подушевого финансирования.

Итак, механизм финансирования ДОУ предусматривает:

деятельность ДОУ финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними;

финансирование ДОУ осуществляется на основе нормативов субъекта федерации и местных нормативов, определяемых в расчете на одного воспитанника по каждому типу, виду и категории ДОУ;

органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах собственных средств устанавливают нормативы, определяющие минимальные затраты на финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования, включая затраты на оплату труда работников ДОУ, приобретение учебного оборудования, пособий;

норматив финансирования субъекта федерации применяется при расчете субвенций и субсидий местным бюджетам;

органы местного самоуправления в пределах собственных средств устанавливают местные нормативы финансирования путем применения повышающих местных коэффициентов к региональным нормативам, а также устанавливая дополнительный объем затрат на дотацию родительской платы за социальные услуги, финансируют содержание и развитие материальной базы ДОУ;

за счёт средств учредителя оплачиваются расходы по развитию и содержанию материальной базы;

родители оплачивают социальные услуги (в размере, не превышающем 20% от общей стоимости содержания ребёнка в ДОУ), а также дополнительные образовательные услуги, выходящие за рамки государственного образовательного стандарта;

расходы родителей могут дотироваться за счёт средств муниципалитетов на адресной основе в зависимости от материального благосостояния семьи;

финансирование ДОУ планируется и организуется на нормативной основе.

Вводимый механизм отвечает следующим требованиям:

прозрачность финансовых потоков;

целевой характер финансирования финансируются не затраты учреждения как элемента сети, а образовательная услуга;

нормативный способ планирования и исполнения бюджета;

обоснованная дифференцированная оплата родителями услуг ДОУ, как один из элементов повышения доступности;

возможность контроля целевого прохождения и использования средств;

финансово-хозяйственная самостоятельность ДОУ.

Основные направления совершенствования финансово-экономического механизма функционирования образовательных учреждений:

Внедрение нормативного подушевого принципа финансирования образовательных услуг

Расширение прав ДОУ в сфере финансово-хозяйственной самостоятельности

Внедрение принципов формирования государственного задания на оказание услуг

Разработка отраслевой системы оплаты труда, ориентированной на конечный результат

Итак, модели финансирования дошкольного образования способствуют повышению разнообразия форм предоставления дошкольного образования, внедрению новых педагогических и здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании. В нормативы включается финансирование развития кадрового потенциала, поддержка повышения квалификации, внедрение механизмов стимулирования качества педагогического труда. Повышение охвата детей программами дошкольного образования может осуществляться за счет развития сети образовательных учреждений, интеграции и кооперации ДОУ с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, развитие домашних и семейных форм. Для этого предусматривается внести изменения в законодательство об образовании и предоставить доступ к бюджетным ресурсам всем дошкольным учреждениям, организациям и индивидуальным предпринимателям независимо от формы собственности. Несомненно, остается крайне важной задачей развитие механизмов софинансирования капитальных расходов за счет всех уровней бюджетной системы, поиск адекватных форм частно-государственного партнерства в дошкольном образовании, а также адресная социальная поддержка детей из малообеспеченных семей за счет компенсации части родительской платы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Изучение механизмов финансирования образовательных учреждений. Анализ бюджетных и внебюджетных средств МОУ. Анализ баланса, сметы доходов и расходов, учет финансовых результатов деятельности. Калькулирование себестоимости платных образовательных услуг.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2015

    Принципы и механизм системы финансирования дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) согласно законодательству Российской Федерации. Составление сметы и расчет расходов для открытия детского сада в арендованном помещении площадью 400-500 кв. м.

    контрольная работа , добавлен 27.07.2010

    Особенности налогообложения образовательных учреждений. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности автономного образовательного учреждения: порядок получения и расходования бюджетных средств, порядок уплаты налогов и анализ налоговой нагрузки.

    дипломная работа , добавлен 26.09.2010

    Единый порядок налогообложения прибыли коммерческих и некоммерческих организаций. Правовой статус бюджетного учреждения. Предоставление платных и бесплатных образовательных услуг. Противоречие налогового и бюджетного законодательства.

    реферат , добавлен 19.09.2006

    Уровни бюджетной системы РФ. Содержание образовательных учреждений федерального ведения. Осуществление федеральных образовательных программ. Образовательные субвенции. Процент использования запланированных бюджетных средств на примере Алагирского района.

    реферат , добавлен 25.02.2009

    Совершенствования механизма финансирования платного сектора образовательных услуг. Поиска бюджетных и внебюджетных источников финансирования. Оптимизация налогообложения образовательным учреждением. Финансовый потенциал ВУЗов.

    реферат , добавлен 19.09.2006

    Порядок и особенности финансирования образовательных учреждений, изучение правил их работы на низшем (школы) и районном (отдел образования) уровнях. Анализ и пути улучшения финансирования образовательных учреждений Колпинского района С-Петербурга.

    дипломная работа , добавлен 12.02.2010

1. Источники финансирования деятельности ДОУ и механизм их использования.

2. Смета – основной финансовый документ ДОУ.

3. Виды дополнительных источников финансирования ДОУ.

Основные положения о порядке финансирования образования представлены в Законе РФ «Об образовании». Рассмотрим их подробнее.

Прежде всего, напомним, что права юридического лица у образовательного учреждения в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности возникают с момента его регистрации, а права на включение его в схему централизованного государственного финансирования возникают у образовательного учреждения с момента его государственной регистрации.

В разделе 4 «Экономика системы образования» ст. 39. Отношения собственности в системе образования определяется, что «за образовательным учреждением учредитель закрепляет объекты собственности (землю, здания, сооружения, оборудование и т.д.) (п.1).

Объекты собственности находятся в оперативном управлении этого учреждения. (п.2)

Ст.40 «Государственные гарантии приоритетности образования».

2. Государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее десяти процентов национального дохода

3. Образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части их уставной непредпринимательской деятельности освобождаются от уплаты всех видов налогов, включая плату за землю.

Ст. 41. «Финансирование образовательных учреждений».

Деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними.

Финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчёте на одного обучающего, воспитанника по каждому типу и виду образовательного учреждения.

Федеральные нормативы финансирования утверждаются ежегодно Верховным Советом РФ одновременно с принятием Закона о государственном бюджете РФ.

Схема финансирования государственного, муниципального образовательного учреждения определяется Типовым положением о соответствующем типе и виде образовательного учреждения.

Теперь коснёмся непосредственно «Типового положения о ДОУ». Основы финансовой деятельности ДОУ представлены в 4 разделе «Имущества и средства учреждения». В п. 45 указаны источники формирования имущества и финансовых ресурсов ДОУ: собственные средства учредителя, бюджетные и внебюджетные средства, имущество, закреплённое за ДОУ собственником, средства родителей, добровольные пожертвования и целевые взносы других физических и юридических лиц, в том числе и иностранных, кредиты банков и других кредиторов, другие источники в соответствии с законодательством РФ.

П. 51. ДОУ имеет самостоятельный баланс и осуществляет финансово- хозяйственную деятельность в пределах бюджетных и внебюджетных средств.

Так как деятельность ДОУ финансируется его учредителем в соответствии с учредительным договором между ними необходимо рассмотреть Учредительный договор между ДОУ и учредителем, в соответствии с которым учредитель обязуется:

«передать ДОУ в полное оперативное управление объекты собственности; принимать на себя расходы на содержание основных фондов, используемых непосредственно на образовательные цели; на текущий и капитальный ремонт ДОУ; выделять денежные средства ДОУ согласно смете: финансировать ДОУ на основе государственных и местных нормативов, принятых в расчёте на одного ребёнка по данному виду учреждения; оплачивать затраты на проведение экспертизы ДОУ на получение лицензии на право ведения образовательной деятельности; оплачивать ежегодное медицинское обследование работников ДОУ; осуществлять подготовку и переподготовку педагогических кадров ДОУ за счёт собственных средств; обеспечить ДОУ за счёт бюджетных средств оборудованием, транспортом, бланками отчётности.; выделять дополнительные ассигнования.

Основным финансовым документом, на основании которого осуществляется текущая финансовая деятельность и контроль за её использованием является смета доходов и расходов. Смета – основной финансовый документ, определяющий объём, целевое направление и распределение финансовых средств, предназначенных на содержание ДОУ.

Смета состоит из двух частей: доходы и расходы. В доходах указываются объем и источники поступления финансовых средств из различных источников, в расходах – все затраты ДОУ

Учет операций исполнения сметы расходов по бюджету по простой системе бюджетным учреждением ведется в следующих бухгалтерских книгах: книга текущих счетов и расчетов, книга материалов, продуктов питания и основных средств.

В каждой бухгалтерской книге до начала записей нумеруются все листы. На обороте последнего за подписями руководителя учреждения и счетного работника делается запись: «В настоящей книге пронумеровано... (прописью) листов». Подписи скрепляются круглой печатью учреждения. На переплете (обложке) бухгалтерской книги обязательно указываются наименование учреждения; название данной книги и номер её формы; отчётный год, на который книга открыта.

Записи операций в книгах должны производиться чернилами не позднее следующего дня после совершения операции, за исклю­чением списания отпущенных со склада (кладовой) материалов и продуктов питания в тех случаях, когда они с разрешения выше­стоящей организации списываются 1 раз в месяц. Книги следует вести аккуратно, без помарок и подчисток, а также без приписок над и под строками и в пробелах между записями.

Записи операций в книгах производятся только на основании надлежаще оформленных документов: счетов организаций и учреж­дений, авансовых отчетов подотчетных лиц, ведомостей на выдачу заработной платы педагогическому и обслуживающему персоналу, требований на отпуск ма­териалов и продуктов питания идр.

Бухгалтерские документы должны быть тщательно проверены как со стороны их полноты и правильности составления, так и по существу произведенных операций, т.е. их законности и соответ­ствия расходов утвержденной смете.

Предъявляемые к оплате счета организаций за приобретенные учреждением материалы и инвентарь или за выполненные работы должны содержать: а) наименование и адрес организаций, пред­ставившей счет; б) год, месяц и число составления счета; в) указа­ние, за что именно предъявлен счет (с перечислением материалов, инвентаря, их количества, цен и суммы или наименованием выпол­ненных работ); г) причитающуюся по счету сумму (цифрами и про­писью); д) подпись руководителя и штамп организации, предста­вившей счет.

При выплатах работникам ДОУ денежных средств за выполненную работу в составляемых ими счетах указывается: а) фамилия, имя, отчество и адрес лица, выполнившего работу; б) серия, № паспорта, кем и когда репорт выдан; в) год, месяц и число составления счета; г) под­робное перечисление выполненных работ; д) причитающаяся по счету сумма (цифрами и прописью); е) подпись лица, выполнившего работу.

В счете за приобретенные материалы и инвентарь должна быть расписка материально-ответственного лица в получении их, а в счёте за выполненные работы - подтверждение принятия работ, сделанное заведующим хозяйством детского учреждения. На оплаченных счетах должна быть также расписка получателя с указанием полученной им суммы (прописью) наличных денет и даты получения.

Министерство образования и науки РФ считает необходимым осуществить переход на нормативное финансирование ДОУ в соответствии с их видом и категорией. Дифференцированное финансирование ДОУ в зависимости от вида и категории позволяет учредителю перераспределять имеющиеся денежные ресурсы, направляемые на финансирование ДОУ, в соответствии с результатами государственной аккредитации.

Ежегодно финансирующие организации сообщают ДОУ контрольные цифры для составления сметы, где указывается контингент детей, количество дето-дней, вид ДОУ, продолжительность работы и примерные суммы по статьям. В соответствии с этими данными централизованная бухгалтерия составляет по установленной типовой форме смету на определённый период времени (год, квартал)

Смета составляется по статьям. В настоящее время финансируются следующие стать сметы:

1)заработная плата;

2)13- заработная плата;

4) выслуга лет;

5) расходы на питание;

6) учебные, хозяйственные и канцелярские расходы, приобретение оборудования и инвентаря;

7) отчисления на государственное социальное страхование (соцстрах, пенсионный фонд, медстрахование, фонд занятости населения);

8) прочие расходы.

В статье «Заработная плата» рассчитываются расходы по оплате труда педагогов, тренеров, психологов, логопедов и других специалистов, которые определяются из расчёта стоимости одного часа каждого работающего, а также оплата труда управленческого и обслуживающего персонала.

К прочим расходам относятся: расходы за коммунальные услуги, электроэнергию, автотранспорт, хозяйственные товары, вывоз мусора, медикаменты, дезработы и т.д.

Для каждой статьи сметы имеется свой расчет. Так, например, чтобы определить, сколько средств понадобится в год для выплаты зарплаты сотрудникам, надо установить число штатных единиц, а также размеры оплаты их труда.

Зарплата воспитателей зависит от их образования, стажа работы, вида дошкольного учреждения; зарплата поваров - от paзряда; зарплата музыкальных руководителей, заведующих увеличивается в зависимости от количества групп и т. д. Иначе говоря, работники должны быть тарифицированы. С этой целью составляется тарификационный список, который прилагается к смете. Для спискадолжны быть представлены копии документов об образовании; нотариально заверенные, произведен точный подсчет трудового cтажа и др. При установлении оклада воспитателям учитывается не только образование, но и педагогическийстаж, категория, разряд.

При планировании расходов по питанию используются установленные денежные нормы питания в день и числа дней питания одного ребенка в год, квартал.

Планируя расходы на приобретение игрушек, пособий и материалов для занятий с детьми (бумагу, краски, карандаши, нитки и пр.) и на проведение детских утренников, необходимо точно придерживаться количества ясельных и дошкольных групп, так как суммы на эти нужды различны в зависимости от возраста детей.

Финансовая деятельность ДОУ осуществляется централизованной бухгалтерией, которая выполняет следующие функции:

1) ведение бухгалтерского учёта;

2) составление сметы;

3) контроль за исполнением смет;

4) произведение расчётов;

5) участие в инвентаризации;

6) проверка правильности ведение финансовой документации.

В условиях перехода к рынку образовательные учреждения оказались слабо защищёнными в экономическом отношении, несмотря на государственную поддержку. Установленный размер государственного финансирования даёт образовательным учреждениям лишь вполне определённые шансы выжить, но этого недостаточно, образовательному учреждению заниматься постоянным развитием. Для того, чтобы выйти из создавшегося положения государство включило в Закон РФ «Об образовании» положения, разрешающие образовательным учреждения использовать дополнительные источники финансирования, а затем закрепило их в отдельных законодательно-нормативных документах.

Вернёмся сначала непосредственно к самому Закону РФ «Об образовании». В ст.41 Финансирование образовательных учреждений п.8 указывается, что «образовательное учреждение независимо от его организационно-правовой формы вправе привлекать в порядке установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые, в том числе и валютные ресурсы за счёт предоставления дополнительных образовательных и других предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг.

П.9 Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечёт за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования из бюджета учредителя.

Какие же дополнительные источники финансирования может использовать ДОУ (как и другое образовательное учреждение)?

Деятельность ДОУ по привлечению и использованию внебюджетных средств подразделяется на основную и неосновную.

К основной деятельности относится:

реализация образовательных программ;

научно-методическая деятельность;

обеспечение и обслуживание образовательного процесса.

Неосновная деятельность – это разрешённая деятельность, приносящая доходы и не относящаяся к основной деятельности.

Виды основной деятельности, позволяющей получить внебюджетные средства:

Дополнительные образователь­ные услуги:

обучение по дополнительным об­разовательным программам (за пре­делами государственных образова­тельных стандартов);

обучение на курсах по отдельным дисциплинам;

углубленное изучение отдельных дисциплин сверх образовательных программ;

дополнительное образование, включая кружки, секции, клубы, кол­лективы и др.;

прочие образовательные услуги.

Научно-методическая деятель­ность:

создание научной (научно-методи­ческой) продукции, объектов интел­лектуальной собственности;

выполнение научно-исследователь­ских работ на конкурсной основе, включая гранты.

Деятельность по обеспечению об­разовательного процесса:

учебно-производственная деятель­ность, реализуемая учебными и учеб­но-производственными мастерскими, предприятиями и подразделениями об­щественного питания, предприятиями по оказанию услуг и др.;

услуги библиотек, транспорта, спортивных сооружений, вычислитель­ной техники,оргтехники;

предоставление информационно-коммуникационных услуг в рамках основной деятельности;

проведение культурных, спортивно-оздоровительных мероприятий и вы­ставок.

К неосновной деятельности можно отнести:

изготовление товаров народного потребления;

долевое участие в деятельности других учреждений и организаций;

приобретение акций, облигаций, сертификатов и иных ценных бумаг, включая выпуск собственных и получение доходов по ним (дивидендов, процентов и пр.);

вложение денежных средств на депозитные счета;

предоставление ресурсов образовательного учреждения - помещений, оборудования, земельных участков, юридического адреса - в аренду (субаренду), пользование;

взносы юридических и физических лиц - благотворительные и попечительские, целевые благотворительные и другие, а также пожертвования, подарки и т.п.

При определении направления внебюджетной деятельности ДОУ необходимо учесть следующие факторы:

Профессионализм каждого члена коллектива;

Наличие внутренних нормативных актов, позволяющих минимизировать финансовые и материальные потери;

Характер взаимоотношений в коллективе (необходима максимально благоприятная обстановка, заинтересованность сотрудников в увеличении доходов, стабильность финансовых отношений между руководством и педагогическим персоналом);

Внешние условия: демографическую ситуацию, уровень благосостояния населения, состояние экономики региона и ее специализацию, потреб­ность населения в образовательных услугах, социальную активность насе­ления, наличие конкурирующих обра­зовательных учреждений;

Состояние учебного оборудования;

наличие новых методик препода­вания, методическую базу ДОУ;

состояние материально-техничес­кой базы (оргтехника, компьютеры,
выход в Интернет и др.);

наличие свободных помещений.

Рассмотрим подробнее механизм использования одного из видов основной деятельности - дополнительных платных образовательных услуг.

Платные дополнительные образовательные услуги – это дополнительные услуги, оказываемые образовательными учреждениями по дополнительным образовательным программам за счёт внебюджетных средств.

Услуги, оказываемые в рамках ос­новных образовательных программ и государственных стандартов, направ­ленные на совершенствование обра­зовательного процесса, не рассматри­ваются как дополнительные платные образовательные услуги.

Механизм привлечения внебюджет­ных доходов с помощью платных дополнительных образовательных услуг - это ряд последовательных действий:

Проведение маркетинговых ис­следований (анкетирование, письмен­ный или устный опрос жителей мик­рорайона, в котором расположен ваш
детский сад).

Анализ имеющихся ресурсов.

Создание условий для оказания платных дополнительных образователь­ных услуг, гарантирующих охрану жиз­ни, безопасность и здоровье детей.

Указание в уставе образовательного учреждения перечня планируе­мых платных дополнительных образовательных услуг и порядок их предо­ставления (или получение лицензии на дополнительные платные образо­вательные услуги).

Обеспечение кадрами, оформле­ние трудовых отношений.

Разработка положения об орга­низации платных дополнительных об­разовательных услуг и должностных инструкций, доведение их до сведения
каждого сотрудника под подпись.

Составление расписания занятий с указанием помещения, где они бу­дут проводиться, графика работы со­трудников.

Составление сметы на каждый вид услуг (или на комплекс услуг), после
того как будет определено количество детей.

10. Оформление договора с ро­дителями (заказчиком) на оказание
платных дополнительных образова­тельных услуг. (В договоре указывается характер оказываемой услуги, срок её действия, размер и сроки оплаты и другие необходимые условия.)

В ДОУ могут быть организованы следующие виды дополнительных услуг:

Оздоровительные услуги, направленные на охрану и укрепление здоровья детей.

Медицинские услуги – профилактические и лечебные мероприятия, коррекция физического развития.

Развивающие услуги – различные формы и методы специального обучения (в том числе и коррекция психического здоровья).

Организационные услуги – улучшенные условия пребывания и питания.

Профессиональная подготовка в качестве дополнительных образовательных услуг в общеобразовательных школах всех видов при наличии лицензии на данный вид деятельности.

Репетиторство.

Неосновная деятельность и её виды, перечисленные нами выше – это предпринимательская деятельность ДОУ. Предпринимательской является деятельность, если получаемый от неё доход не реинвестируется непосредственно в данное ДОУ и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (включая заработную плату) в данном ДОУ. Осуществляя предпринимательскую деятельность ДОУ приравнивается к предприятию и попадает под действие законодательства РФ в области предпринимательской деятельности. Учредитель или органы местного самоуправления может приостановить предпринимательскую деятельность, если она идёт в ущерб уставной деятельности образовательного учреждения.

Вопросы для обсуждения.

  1. Какие гарантии даёт государство гражданам для получения образования?
  2. Какие преимущества получают образовательные учреждения при реализации их финансовой деятельности?
  3. Из каких основных источников складывается финансовая деятельность ДОУ?
  4. Что включает в себя смета доходов и расходов ДОУ?
  5. По каким статьям распределяются финансовые средства ДОУ в соответствии со сметой?
  6. Какие обязанности выполняет централизованная бухгалтерия?
  7. Что относится к дополнительным источникам финансирования?
  8. Что входит в основную деятельность ДОУ по использованию дополнительных источников финансирования?
  9. Что входит в неосновную деятельность ДОУ по использованию дополнительных источников финансирования?

Ксендзова, Галина Федоровна

Организация финансово-экономической деятельности в образовательных учреждениях в новом организационно-правовом статусе (бюджетное и автономное учреждение) : учебно-метод. комплект / Г.Ф. Ксендзова; Ин-т развития образования и повышения квалификации. – Якутск: Изд-во ИРО и ПК, 2011. – … с.

Агентство СIР НБР Саха

Учебно-методический комплект подготовлен с учетом новых государственных стандартов для курсантов очной формы обучения по направлениям 521600 – «Экономика», 522000 – «Коммерция», 060400 – «Финансы и кредит», 060500 – «Бухгалтерский учет».

В настоящий период одной из важных задач является подготовка специалистов, обладающих знаниями управления финансами. Данный модуль знакомит курсантов с основополагающими положениями финансово-экономической деятельности образовательных учреждений. Курс построен на основе систематизированной концепции современного финансового менеджмента в условиях рыночной экономики.

Утверждаю:

Директор ИРО и ПК

__________________

Г.И. Алексеева

«___»________ 2011 г.

Программа

Цель: обеспечение качественного методического оснащения УВП.

Раздаточный материал:

1) бумажный носитель: распечатка программного материала.

2) электронный носитель: диски, флешкарты.

Используемое оборудование: проектор, интерактивная доска, ноутбуки.

Презентационный материал по следующим темам: «Финансово-экономический менеджмент», «Маркетинг образовательных услуг».

КИМ: диагностирование, анкетирование, шкалирование и т.д.

Наименование темы Всего часов Форма проведения Ответственный Место проведения
Лекция Ксендзова Г.Ф., к.п.н.
Лекция Ксендзова Г.Ф., к.п.н.
Лекция Ксендзова Г.Ф.. к.п.н.
Маркетинговая деятельностью ОУ в условиях рынка образовательных услуг Лекция Ксендзова Г.Ф., к.п.н.
Маркетинг в ДОУ Деловая игра Ксендзова Г.Ф., к.п.н.
Деловая игра Ксендзова Г.Ф., к.п.н.
Мастер - класс Ксендзова Г.Ф., к.п.н.
Практическое задание на дом Ксендзова Г.Ф., к.п.н.
Практическое занятие Ксендзова Г.Ф., к.п.н.
Практическое задание Ксендзова Г.Ф., к.п.н.
ИТОГО:

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем Всего часов В том числе по видам занятий
Лекции Мастер-класс Практические занятия Семинары Диагностирование, тестирование Деловая игра Круглый стол Учебно – практическая конференция Дискуссии Стажировка Письменные работы Групповые консультации Использование ТСО и ВТ Формы контроля (без часов) Примечание
Организационно-финансовый механизм функционирования муниципальных дошкольных учреждений
ДОУ в условиях финансово-экономической и хозяйственной самостоятельности
Управление финансовыми ресурсами в новом организационно-правовом статусе
Маркетинг в ДОУ
Современный руководитель, каков он?
Составляем бизнес-план финансово-экономической деятельности ДОУ
Характеристика модели автономного ДОУ
Тестирование по базовым понятиям темы
Написание рефлексивного отчета
Всего:

Учебное пособие

ПУТЬ К САМОФИНАНСИРОВАНИЮ - ОСНОВНОЙ МЕХАНИЗМ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Новые условия и факторы развития, а также сохранение существующей сети дошкольных учреждений объективно требуют изменения организационно-финансового механизма функционирования муниципальных и ведомственных дошкольных образовательных учреждений.

Под влиянием экономических реформ произошла реструктуризация системы дошкольного образования. Удельный вес ведомственных дошкольных учреждений в Республике Саха (Якутия) снизился на 20% от общего числа, продолжается муниципализация системы дошкольного образования.

По данным Госкомстата в Республике Саха (Якутия) на конец 2010 года функционируют 795 дошкольных образовательных учреждений, в которых воспитываются 65 тысяч детей. По сравнению с 2000 годом число дошкольных учреждений снизилось на 26%, численность посещающих их детей почти на 50%.

Показатель охвата детей дошкольными образовательными учреждениями снизился на 5,6%. Но снижение охвата детей дошкольными образовательными учреждениями происходило в республике не такими быстрыми темпами, как в целом по Дальневосточному региону, где показатель за этот период снизился на 16,8%, но выше, чем в целом по России. Однако, количество неудовлетворенных заявлений остается по-прежнему высоким. Поэтому задача дальнейшего расширения сети дошкольных образовательных учреждений остается весьма актуальной.

На сохранение дошкольных образовательных учреждений повлияли, с одной стороны - демографические факторы (снижение численности детей в возрасте 1-6 лет), с другой стороны - нестабильность экономического положения несовершенство этих взаиморасчетов, они выгодны в современных условиях, так как дают дополнительное финансирование из внебюджетных средств.

Таким образом, мы рассмотрели организационно-финансовые механизмы совершенствования системы дошкольного образования в условиях формирования рыночной экономики в Республике Саха (Якутия).

Становление рыночных отношений в Республике Саха (Якутия), как и в других регионах России, идет с большими трудностями: продолжается спад производства, растет безработица, снижается уровень жизни населения.

Российская модель рыночных отношений значительно отличается от действующей в других странах. Негативные социально-экономические последствия рыночных реформ в значительной мере вызваны тем, что при их проведении не учитывались специфические особенности организации экономической и общественной жизни, которые должны были оказать существенное влияние на будущую модель рыночных отношений.

Исходные позиции для перехода к рыночной экономике, сложившиеся к концу 80-х гг. в России, в целом были неблагоприятными по следующим объективным факторам:

Крайне высокий спад производительности, даже для стран с административно- командной системой;

Длительное функционирующая экономика не связано с рынком, что ослабляло хозяйственную инициативу большинства населения и породило преувеличенное представление о социальной роли государства;

Крайне искаженная структура национальной экономики, где ведущую роль играл промышленный комплекс, а роль отраслей, ориентированных на потребительский рынок, была принижена;

Кризис конкурентоспособности преобладающей части производства и сельского хозяйства.

Несмотря на экономические трудности, испытываемые страной в период перехода к рыночной экономике, государство должно заботиться о развитии общественного дошкольного воспитания и социальной поддержке слабо защищенных слоев населения.

В ряде высокоразвитых стран подавляющее большинство детей дошкольного возраста посещают общественные детские учреждения (Франция - 95%, Финляндия, Швеция - 75%). В России в связи с повышением платы за содержание детей в дошкольных учреждениях закрывается доступ детям из малообеспеченных семей.

Поэтому социальная политика в переходной экономике призвана сократить разрыв в доходах различных категорий населения, при этом, не подрывая заинтересованности в труде, включая предпринимательскую деятельность.

Таким образом, на развитие системы дошкольного образования в России влияют следующие социально-экономические факторы:

Снижение денежных доходов у основной массы населения;

Структура потребностей и их удовлетворение в зависимости от уровня доходов населения;

Уровень социальной защиты населения, защита трудоспособного населения от безработицы, обеспечение пособий для нетрудоспособных групп населения;

Демографические процессы в целом по стране и в каждом регионе.

Переход к рыночной экономике привел к ломке всей системы дошкольного образования. Для изменения сложившейся ситуации необходимо оценить текущий спрос потребителей и прогнозировать будущий спрос потребителей.

При прогнозировании необходимо определить факторы, которые могут повлиять на будущий спрос.

другие презентации на тему «Финансово-экономические механизмы деятельности ДОУ в условиях нормативного финансирования и автономии»

«Применение простых механизмов» - Рычаг. В технике. Проблемный вопрос: Подумайте, можно ли используя рычаг, получить выигрыш в работе? Выигрыш в силе, но проигрыш в перемещении. Музыке. А в силе? Слесарный станок. Наклонная плоскость так же широко применяется человеком. Список литературы. Технике. Живой природе. В живой природе. В быту.

«Нормативные затраты» - Затраты на коммунальные нужды. Современные технологии SaaS. Данные о показателях качества. «Современные подходы к организации расчета нормативных затрат на оказание услуг (работ) и нормативных затрат на содержание имущества». Коэффициенты. Затраты, непосредственно связанные с оказанием услуги. Преимущество технологии.

«Проектная деятельность в ДОУ» - Повестка педсовета: Выполнение решения предыдущего педагогического совета (Зам. зав. Типология проектов в ДОУ (по Е.С. Евдокимовой). Повышение мотивации, интереса к профессиональной деятельности. Вот и все». (Из наставлений Генеши). Содержание проектной деятельности. Оформление педагогом-руководителем визитной карточки проекта и папки.

«Организация защиты» - План мероприятий по защите персонала. Расчёт обеспечения и порядок выдачи СИЗ персоналу. Схема оповещения. Состав сил и средств ГО. Рекомендуемая тематика и расчёт часов учебных занятий. Постановление правительства РФ №804 от 26.11.2007 г. « Об утверждении положения о ГО РФ». Возможная обстановка на территории организации (пояснительная записка).

«Простые механизмы в физике» - «Вечный» двигатель Ф. Дж. Рисунки. Идеальный двигатель. Винт Архимеда. Вудворда. Устройство «вечного» двигателя, основанное на магните. Итог урока. «Найди ошибку». Что вы понимаете под термином «Вечный двигатель»? Силовой эксперимент. Решение задач. Рефлексия. Фронтальный опрос. Физика Опыт Работа. Цели:

«Машины и механизмы» - от начала до середины XIX века - период начала развития ТММ. 3. Информационные машины - машины, предназначенные для обработки и преобразования информации. Связь курса ТММ с общеобразовательными, общеинженерными и специальными дисциплинами. Основные разделы курса ТММ. Краткая историческая справка. Стойка - звено, которое при исследовании механизма принимается за неподвижное.

gastroguru © 2017