Гражданами греческих полисов являлись. Города-государства в древней греции. Драконовские методы и реформы Солона

Архаический период $(VIII-VI$ вв. до н. э.) ознаменовался этапом формирования социально-расчлененного общества и полисного государства. Это был принципиально иной путь развития, совершенно отличный от формы государственных образований древнего Востока, Крита и Ахейской Греции, который стал неотъемлемой чертой античной жизни. Период образования полиса растянулся примерно на пол тысячелетия. Не менее длительное время занял и процесс его распада. Феномен полисной системы стал результатом длительного развития античной цивилизации, а его истоки следует искать в глубокой древности, в особенности развития сельской общины, заключающейся в эффективном взаимодействии общинного и частновладельческого хозяйства.

Предпосылки формирования полисного строя:

  1. Соблюдение принципа преемственности. В отличие от цивилизаций Древнего Востока, греками был учтен богатый исторический опыт предыдущих периодов, в особенности крито-микенской цивилизации.
  2. Освоение обработки железа, позволило вывести общество на качественно новый этап производственных отношений. Более прочные железные орудия расширяли материальные возможности греков, что создавало условия для расширения товарного производства, которое задавало быстрый темп хозяйственному и общественному развитию.
  3. Природные условия Балканского полуострова позволяли получать высокие урожаи без применения сложных гидротехнических сооружений. Тем самым, создавая благоприятные условия развития частных хозяйств, построенных на продуманной эксплуатации рабского труда с более высокой степенью доходности.
  4. Спокойная геополитическая обстановка. Греция архаического периода развивалась без вмешательства извне. Межгосударственные военные конфликты на Древнем Востоке в $I$ тыс. до н.э. препятствовали оказанию политического и культурного давления на формирующуюся античную цивилизацию.
  5. Великая греческая колонизация , ставшая одним из важнейших факторов развития полисного феномена и его распространению по всему миру. Она была эффективным инструментом для снижения социальной напряженности, обеспечивая баланс между количеством населения и обрабатываемой ими территории.

Процесс исторического развития Эллады протекал в рамках внутренне сплоченных республик, опиравшихся на гражданское общество средне зажиточных земледельцев. В подобных государственных объединениях создаются благоприятные условия для сохранения высоких темпов развития экономики, стратификации социальной структуры, появления более сложных и разнообразных учреждений, зарождения высокой культуры. Общим итогом этого процесса стало появление нескольких сотен мелких государственных образований со сходной социально-экономической структурой, принципами политической организации власти и системой духовных ценностей. Именно в раках полисного строя греки создали уникальную цивилизацию, которая обогатила сокровищницу мировой культуры и обеспечила себе достойное место в истории.

Замечание 1

Следует учитывать, что термин «полис» у греков означал и город и государство, поэтому часто к нему применяют определение - «город-государство». Это не совсем корректно, так как городское поселение существовало не везде. Например, Спарта, существовала как союз нескольких деревень, не имея городского образования.

Основные черты полиса

Каждый город-государство имел свои особенности. Но, вместе с тем, все обладали следующими сходными чертами:

  • План застройки. У полиса был единый Центр – место, откуда в любой конец государства можно было незамедлительно выслать помощь. Здесь находился рынок, храмы, место проведения народных собраний и ремесленные мастерские. Все городские поселения располагались на берегу моря либо недалеко от берега и обязательно имели гавань или порт. Городской центр мог иметь оборонительные укрепления. Здесь же проживала основная часть населения
  • Развитые торговые отношения и товарный обмен – основа экономического процветания полисного государства. Сельские жители привозили вино, масло, шерсть, взамен покупали орудия труда, ткани, одежду. Товарная экономика давала возможность быстрого обогащения и появления крупного поместного землевладения в деревне и ремесленного производства в городе.
  • Социальная структура полисов состояла из трех классов: земельная, торговая и ремесленная знать, свободные мелкие производители (ремесленники, торговцы, земледельцы), рабы и зависимые работники.
  • Противоречивый характер собственности , заключавшийся в сосуществовании таких ее форм как общественная (полисная) и частная (индивидуальная). Полис тщательно наблюдал за распределением земельного фонда, накладывая земельный максимум. Осуществлял надзор за наследованием, ограничивал право собственности и распоряжения наделом, выступал гарантом земельного владения вплоть до наделения участком безземельных граждан из резервного фонда.
  • Резкое противопоставление граждан полиса не гражданам – метекам и рабам. Формально они не включались в жизнь полисного организма, но реально обеспечивали его существование.

Определение 1

Метек – Неполноправный житель, переселенец из другого полиса.

Ядро социальной структуры составлял так называемый коллектив, полноправных граждан – коренных жителей.

Определение 2

Коренной житель полиса – гражданин, предки которого прожили на территории региона несколько поколений. Он владел земельным наделом, участвовал в народных собраниях, имел место в фаланге тяжело вооруженных гоплитов.

  1. Демократическая, республиканская форма правления, заключавшаяся в абсолютно равном соучастии граждан в политической жизни. Все они обладали земельными наделами и были равными между собой. Непосредственная связь между гражданином и государством привела к отсутствию бюрократического аппарата, либо к минимальному его присутствию в полисе. Верховная власть принадлежала народному собранию полноправных граждан, во главе которого стоял, избираемый на определенный срок Совет. Повторное избрание на должность не допускалось.
  2. Совпадение политической и военной организации. Полноправный гражданин являлся еще и воином, обеспечивающим защиту полису. Армия была всенародной, где служба была обязанностью и привилегией.
  3. Ориентация на «средний класс». Гражданский коллектив полиса был неоднороден. Бурный рост товарно-денежных отношений приводил к стремительному имущественному расслоению а, следовательно, ослаблению связей между разными социальными слоями. Полис старался поддерживать единство граждан, применяя для этого ряд мер: наделение участками безземельных граждан, введение землевладельческого максимума, который препятствовал сосредоточению земельного фонда в узком кругу знати. На богатых членов общества накладывались литургии.

    Определение 3

    Литургия – специальный налог, накладываемый на богатых граждан полиса. Существовал в виде хорегии и триерархии.

    Определение 4

    Хорегия – специальная полисная повинность для богатых граждан, которые были обязаны, в период подготовки к театральным представлениям оплачивать постановку той или иной драмы, трагедии, комедии и работу актеров.

    Определение 5

    Триерархия - специальная полисная повинность для богатых граждан, которые были обязаны, в период войны на свои средства строить для полиса боевые корабли и оплачивать службу экипажа.

    Наличие общей идеологии , где высшей ценностью определялся сам полис. Формировалось понятие гражданина как свободной личности, обладающей всей полнотой политических прав и обязанностью защиты государства от вражеских сил.

Типы полисов

В истории существует несколько типов полисов, которые античные авторы разделяли на три категории по форме правления: демократия, олигархия, тирания.

Современная наука учитывает уровень хозяйственных отношений, выделяя три группы:

  1. Аграрный характер экономики – здесь господствовала олигархия, использующая труд зависимых работников, товарно-денежные отношения были развиты слабо. Образцом такого полиса может служить Спарта.
  2. Многоотраслевой характер экономики. Эти полисы имели богатые и плодородные земли. Но нарушение баланса между величиной земли и ее плодородностью вызвали необходимость в выведении колоний и развитии торговли и ремесленного производства. Что стало следствием интенсивного развития товарно-денежных отношений, повсеместного использования рабского труда. Здесь граждане вели активную общественную и политическую жизнь. Наиболее яркий пример такого типа полиса стали Афины, Мегары, Халкида.
  3. Торгово-ремесленный характер экономики. В эту группу входили полисы с недостаточным количеством плодородных земель с самого начала архаического периода, что определило их исключительно торгово-ремесленный характер и слабость аристократии. Эти полисы активнее всех включились в процесс колонизации, здесь интенсивно развивались товарно-денежные отношения. Наиболее яркими примерами подобных образований стали Коринф, Эгина.

Основной формой экономической, социальной, политической и идеологической организации древнегреческого общества был полис, характером и особенностями которого определяется все своеобразие и неповторимость эллинской цивилизации. Полис - уникальное и принципиально новое явление древнегреческой цивилизации, ее высшее достижение. Это типично греческая социально-политическая структура обеспечила создание рациональной экономики, функционирование сложных форм социальной жизни, республиканскую, в том числе и демократическую, формы управления, непревзойденные и совершенные достижения в культурной области.

Принято считать, что полис - это особый тип общины, а именно община граждан-земледельцев; причем, в отличие от общинных структур Древнего Востока, включавших в себя исключительно сельское население, греческий полис состоял как из крестьян-земледельцев, так и из городских жителей. Сами древние греки не сомневались в том, что полисы, в рамках которых они живут, являются определенным типом объединения, некой общинной структурой, созданной для «благой жизни» граждан, ее составляющих, структурой, способной к независимому существованию и процветанию.

Главными структурообразующими элементами греческого полиса, определявшими условия его становления и развития, были следующие. Прежде всего, это экономическая основа любого полиса - т.н. античная форма собственности, в которой органически сливались собственность государственная и собственность частная, причем частная была опосредована государственной. Отсюда обязательно вытекало то, что непременной и безусловной предпосылкой права собственности на землю в полисе была принадлежность к числу граждан этого общинного объединения. В классическом полисе только его гражданин мог быть собственником земли и, соответственно, каждый гражданин должен был владеть участком земли на полисной территории. Верховное право контроля и распоряжение землей, этого основного средства производства античного времени, принадлежало коллективу граждан, самой гражданской общине.

Античная форма собственности никогда не находилась в статике, она развивалась вместе с поступательным развитием экономики Греции в направлении к полной частной собственности. В зависимости от уровня развития античной формы собственности определялось и качественное состояние всех элементов полисной структуры: от зарождения полиса в архаическую эпоху, через эпоху его расцвета в классическое время, к кризису, обусловленному ее эволюцией к полной частной собственности, при которой, в сущности, уже невозможно было четкое функционирование античного полиса и его структурообразующих составляющих.

Важнейшей неотъемлемой чертой полисной организации был институт гражданства. Население полиса состояло их полноправных, неполноправных и бесправных категорий жителей. Но только граждане, входившие в состав полисной общины, обладали всей суммой, всем набором правы - и экономических, и политических, и социальных. Именно граждане полиса являлись, таким образом, наиболее привилегированной категорией его населения.

Понятие гражданин включало в себя совокупность ряда его непременных прав и обязанностей по отношению к гражданскому коллективу полиса. Главным качеством гражданина был его статус свободного человека. Дело в том, что после отмены в Греции долгового рабства граждан они ни при каких условиях (кроме плена) не могли утратить своей свободы. В связи с этим в греческом мире постепенно складывается убеждение, что никакой эллин не может быть рабом. Позднее это положение найдет свое теоретическое обоснование в трудах Аристотеля, сформулировавшего тезис о том, что только варвары - это рабы, причем рабы «по природе».

Грек получал гражданский статус в силу своего рождения от родителей-граждан, хотя это правило во многих полисах было установлено только в последующий, классический период. Даровать гражданские права могло народное собрание полиса, но эта практика характерна уже для времени кризиса полиса. В олигархических государствах наличие статуса гражданина могло предполагать некоторые условия - имущественный ценз, наличие земельной собственности, способность иметь комплект тяжелого вооружения.

Одним из главных прав и непременной чертой гражданского статуса полита было его право на земельную собственность. Сельское хозяйство, труд на земле образовали экономическую основу полиса. Землевладение, а значит, земледельческий труд долгое время оставались одной из главных привилегий гражданина полиса. Именно земельная собственность, с которой человек был связан либо наличием собственного участка, либо через систему общественного землевладения, делала его членом гражданского коллектива. Поскольку крестьянское хозяйство самодостаточно и полис мог существовать без обращения к внешним связям, так как он с точки зрения земли как основного средства производства являлся совокупностью крестьянских замкнутых хозяйств.

Считалось, что экономическая независимость как отдельного гражданина, так и всего гражданского коллектива была необходимой предпосылкой свободы для полиса и политической и экономической свободы для граждан-сочленов, его составляющих. В связи с этим меньшим престижем, особенно в период становления основ полисной системы, пользовался труд ремесленников и торговцев, извлекающий доходы отнюдь не от землевладения. К этим видам деятельности допускалось население полисов, не обладавшее гражданскими правами.

Если иметь в виду недостаток плодородных и возделываемых земель в Греции, существование института гражданства предусматривало стабильность и замкнутость коллективов землевладельцев, составлявших полисные организации. При этом численные рамки сочленов таких коллективов должны были жестко контролировать. Важно отметить, что полис как коллектив граждан-земледельцев и земледельцев всегда выступал в роли и верховного собственника земли, и в качестве гаранта земельной собственности своих сочленов. Именно полис, и только он мог вмешиваться в отношения собственности своих сограждан. Таким образом, государство в Греции рождалось и существовало как аппарат принуждения не над совокупностью общин его подданных (как это было на Древнем Востоке), а как бы вырастало из отдельной общины ее граждан-сочленов, выполняя свои регулирующие и властные функции в интересах, как отдельных членов гражданской общины, так и всего коллектива граждан, ее составлявших.

Следующая характерная черта полисной организации древних греков - это отношение граждан к военной организации полиса. Важнейшим правом и одновременно обязанностью каждого гражданина было его личное участие в защите своего полиса. Учитывая то, что в классическом полисе регулярная армия отсутствовала, все его граждане являлись потенциальными воинами, членами гражданского ополчения, призываемого к окружению по мере появления военной угрозы. Дело в том, что греческие полисы, как относительно небольшие политические образования, не могли содержать постоянную армию, как это было, например, в древневосточных государствах, и защита своего полиса от внешней угрозы целиком ложилась на плечи мужчин-граждан.

В архаическое время в связи с развитием экономике греческих полисов и ростом благосостояния значительной части их граждан, тяжелое вооружение, ранее доступное только представителям аристократии, получает более широкое распространение. Теперь основной фигурой полисного войска становится гоплит - представитель среднего класса крестьянства, воин, имевший комплект оборонительного (панцирь, шлем, поножи и щит) и наступательного (копье и небольшой меч) вооружения. Роль аристократической конницы сходит на нет. Благодаря тому, что появляется возможность вооружить значительный по числу отряд ополченцев, рождается новый тип боевого построения войска - т.н. греческая фаланга.

В отличие от системы боевых единоборств аристократов, ранее определявших исход сражений, фаланга, состоящая из нескольких сотен, иногда и тысяч воинов, являлась неким единым целым, сметавшим, как мощный таран, боевые порядки противника. Именно в монолитности построения, в одновременности действий гоплитов, составлявших фалангу, заключались ее сила, наступательные и оборонительные возможности. От фалангиста вовсе не требовались индивидуальная отвага, личная храбрость или какие-либо профессиональные навыки бойца. Его главная обязанность в бою - это мужество и дисциплина, полное доверие гоплитов друг другу. В этом боевом построении успех определялся умением не только не только не испугаться врага, но и поддержать своим самообладанием и смелостью соседа. Поэтому важным качеством, которому учила фаланга, была не только уверенность гражданина полиса в себе, но и полное доверие к своим согражданам-воинам.

Особые формы самоуправления в гражданском коллективе - это еще одна неотъемлемая черта греческого полиса. Народное собрание, объединявшее исключительно граждан, - важнейший институт полисного управления, благодаря которому учитывалось волеизъявление каждого гражданина, обязательно входившего в его состав. Другие органы политического управления - совет, суд, разветвленная сеть полисных должностей, осуществлявших исполнительную власть, - также были в руках гражданского коллектива.

В полисном обществе складывались особая система отношений между властью и отдельным гражданином. Здесь источником правовых норм становится закон, выработанный гражданами на народном собрании, являвшемся высшим законодательным органом. Участие в принятии законов или решений, касающихся интересов всего населения, было его неотъемлемым правом. Политическая безучастность считалась недостойной статуса гражданина.

Никто, кроме граждан полиса, не имел права владеть землей на его территории, а также права распоряжения (через решения всего коллектива граждан) общественными землями, принадлежавшими всему коллективу граждан-политиков. Никто, кроме граждан полиса, не имел права участия в его военной и политической организации. Поэтому в классическом греческом полисе имело место характерное триединство облика члена его гражданского коллектива: одновременно он являлся и гражданином, непременным участником политической жизни своей гражданской общины, и собственником, и воином.

Еще одно важное обстоятельство, гражданский коллектив полиса являлся совокупностью свободных, политически равноправных, экономически независимых граждан-земледельцев.

Полис являлся совокупностью города и окружавшей его сельской территории (хоры). Экономическое единство граждан (либо неграждан, как это было в Спарте), занимающихся сельским хозяйством и ремеслом, было необходимо для осуществления принципа полисной автаркии. Городской центр становиться местом сосредоточения ремесленного производства, причем в идеале мелкого производства, рассчитанного на непосредственный товарообмен с земледельцами, на удовлетворение нужд сельского населения.

Типичный греческий полис был очень небольшим по своей территории, занимая площадь, как правило, от 100 до 200 кв.км. в таком полисе проживало от 5 до 10 тыс. человек, из которых лишь меньшая часть. Примерно 1-2 тыс. человек, имели права гражданства. Такую территорию можно было пересечь, используя тогдашние примитивные виды транспорта, за несколько часов. Однако в Греции были и более крупные полисы, например Спарта, имевшая территорию 2500 кв.км.

Каждый греческий полис являлся суверенным государством, имевщим свое гражданство, свои законы, органы власти и управления, а также все внешние обязательства архитектурные атрибуты такого рода гражданской общины - храмы полисных богов, комплекс общественных сооружений, театр, площадь для заседания народного собрания, палестры, стадионы, общественные водозаборные сооружения и т.п.

Греческая цивилизация по сути своей была цивилизацией городского типа. поэтому город являлся составляющей любого греческого полиса (может быть за исключением Спарты, являвшейся объединением пяти сельских поселков). Город был, прежде всего, и укрепленным пунктом, под защиту стен которого могло укрыться все население полиса, (включая и жителей сельской округи), и центром ремесленного производства и торговли, культуры, религиозной и политической жизни.

Таким образом, члены полисной гражданской общины, как горожане, так и сельские жители, составляли сплоченный, весьма замкнутый коллектив, строго хранившийся и контролировавший все права и привилегии своих сочленов.

Древняя Греция всегда поражала даже воображение соотечественников, не говоря уже об ученых-историках нашего времени. Их цивилизация, которая берет свое начало от простых рыбаков и скотоводов, вскоре стала одной из самых могущественных в Древнем Мире. Греков почитали как выдающихся (и чрезвычайно хитрых) политиков, прекрасных мореходов и воинов.

Немалых высот они достигли и в механике: некоторые их приборы по сложности не уступают механическим часам 19 века. Греки ведали об энергии пара, создали первые прообразы паровых машин в виде игрушек.

Однако все эти и многие другие достижения были бы невозможны без тщательно выверенного социального устройства государства, которое могло дать своим гражданам образование, защитить их от врагов. Так как основным «винтиком» древнегреческой цивилизации был полис, об этом явлении следует поговорить отдельно.

Что такое древнегреческий полис?

Вообще-то, полисом назывался отдельный город. Но здесь следует сделать важное уточнение: в те годы города зачастую были фактически отдельными государствами. Та же Финикийская империя была, в современном понимании этого слова, конфедерацией, образованной отдельными странами, которые могли выйти из ее состава в любое время. Кроме того, основная часть населения полиса была политически активной: любой свободный человек считал своим долгом участвовать в голосовании, в принятии важных государственных решений.

Все это зачастую выливалось в ожесточенные споры и даже драки прямо на улицах, отчего современники считали греков «взбалмошными и крикливыми людьми». Таким образом, полис следует считать отдельной, особой формой политического и социального устройства. Территория такого образования ограничивалась не только городскими стенами, но и теми землями, которую основная часть населения полиса (то есть люди, состоявшие на государственной службе) могла защищать и возделывать.

Как вообще возникли города-государства?

Полис уникален тем, что возник в переломный момент древней истории, при переходе от родового и общинного строя к первым «протогосударствам». В те далекие годы началось расслоение общества: предпочитали становиться ремесленниками и продавать результаты своего труда, а не отдавать даром создаваемые ими блага. Появились купцы, умеющие продавать ремесленные изделия другим племенам, жестко обособилась «каста» воинов, которые защищали тех самых купцов и общее благополучие всех членов этой «предтечи государства».

Вообще, практически все города-полисы Древней Греции имели неплохую армию, а потому в случае необходимости могли за себя постоять.

Разумеется, все эти люди предпочитали жить не в голом поле. Начали быстро возникать и развиваться крупные города. За счет того что в их стенах жили ремесленники и землевладельцы, купцы и воины, ученые и политики, они были полностью самодостаточными. Так и возникли полисы.

Но каким же было социальное устройство столь удивительных (по современным меркам) «городов»? Как ни странно, но основная часть населения полиса греческого образца была представлена свободными людьми, гражданами. Они участвовали как в производстве всего необходимого (скотоводы, аграрии, ремесленники), так и в защите своей земли. Воинское сословие защищало населенные пункты от не слишком опасных угроз, в то время как во времена вражеских набегов на защиту стен полиса выходили всего его жители.


Ибо хорошо управляемый город есть величайший оплот; в нём всё заключается и, пока он сохраняется, всё цело, а погибает он, и всё гибнет.

Вообще, πόλις - это просто «город» с греческого. Однако города древней Греции значительно отличались от всех прочих городов все других времён. Наиболее они схожи разве что с городами Италии времён Возрождения.

Полисы появились после Тёмных веков Древнего мира. Когда-то в Греции существовала очень развитая крито-минойская цивилизация, но она развивалась скорее в азиатском направлении. Это было мирное общество с матриархатом, где доминировали искусства, торговля и мореходство. Оно пало под натиском вторгающихся ахейцев, которые были неграмотны, зато были воинственны и обладали крепким бронзовым оружием. Цивилизация разрушилась, практически вернулось первобытное состояние. Ахейцы верили, что эти огромные постройки явно соорудили боги.

Однако деградация Греции в итоге позволила зародиться такому уникальному явлению, катим являются полисы. Это были города-государства, но форма устройства у них была уникальной. Существовала крупная масса граждан, которые могли влиять на политическую жизнь общества. Кроме них в полисе жили свободные неграждане, которые обладали чуть меньшими правами - не голосовали, но и не несли военную службу, в остальном же всё у них было то же - они владели землёй, их защищали законы. Наконец, в полисах жили рабы, у которых прав не было.

Хотя сперва в полисах правили цари, их вскоре заменило олигархическое правление. Олигархи, видя, что граждане вот-вот начнут требовать власти для себя, возглавили их; олигархии кое-где стали властью царей и геронтов (Спарта), где-то стали полноценными демократиями (Афины).

Признаки, которые должны быть у города, чтобы он мог называться полисом:

Независимость, самоуправление (город-государство);
Агора - большое открытое пространство, расположенное в центре города, где люди встречаются для общения и торговли.
Акрополь - крепость, в которой вместо храма находится дворец или зал собраний.
город должен быть составлен по плану Гипподама Милетского: множество зданий для публичных встреч, храмов, а также домов, выстроенных, согласно канонам греческой архитектуры;
Храмы и алтари, священные места, посвящённые покровителю (или нескольким) города (например, Афине в Афинах); священники не должны формировать церковь или иметь особенные права, но быть просто рядовыми членами общества;
Гимнасии, школы, где учатся премудростям и занимаются гимнастикой;
Театры;
Стены, выстроенные вокруг города;
уникальные монеты, выковываемые самим городом;
колонии, основываемые городом;
активная политическая жизнь;
публичное освящение государственных дел: оглашение принятых законов, декретов, расходов;
поглощение городом прилегающих деревень и пригородов;
расслоение на классы: граждан, свободных неграждан, приезжих, рабов;

Рабство было очень важно в полисах. Оно, однако, тормозило развитие наук: зачем изобретать вентилятор, если раб может стоять и махать опахалом? Греки, однако, не могли стать рабами, по крайней мере, с какого-то момента; туда был открыт путь только варварам.

В этой статье мы поговорим о Древней Греции. Точнее, постараемся найти ответ на вопрос о том, в Древней Греции.

В 8-9-м веке до н. э. Греция не являлась единственным государством, как, например, государства Древнего Востока во время своего расцвета. Греция была страной полисов.

Полис в Древней Греции - это община граждан, коллектив земледельцев и скотоводов, которые вместе живут и вместе защищают свою землю. Постепенно полис видоизменялся, приобретая черты государства. Его центром становился окруженный стенами город, с торговой площадью - агорой, храмом, посвященным различными домами и тому подобное. Вокруг города селились земледельцы и пастухи. Вся пригодная для земледелия земля, угодья и природные богатства считались собственностью общины.

Владельцем земли мог быть только гражданин. Все граждане были членами ополчения, которые брались за оружие во время военной угрозы. Народному собранию принадлежала вся власть в полисе. Участвовать в нем имели право только граждане селения. Существовали разные типы полисов в Древней Греции.

Их насчитывались десятки. Могущественными были полисы Древней Греции. Названия их - Афины и Спарта. Самым богатым был город Коринф. Каждый полис имел свое правительство, войско и казну, чеканил монету.

Афины

Отвечая на вопрос о том, что такое полис в Древней Греции, первое государство, которое следует рассмотреть, - это Афины. Территория Афинского полиса занимала весь полуостров Аттика в Центральной Греции. Сами Афины расположены в центре плодородной равнины в 5 км от моря.

Господствующее положение в новом государстве принадлежало родовой знати. Главные правительственные должности занимали аристократы. Высшая власть принадлежала ареопагу, состоящему из представителей родовой знати, и архонтам - государственным чиновникам (голове, верховному жрецу, главнокомандующему, шести общественным судьям).

Постепенно бедные члены общины распахивались и были вынуждены брать займы у богачей. На земле заемщиков ставили долговой камень. Когда же они не могли вернуть долг с процентами, то теряли землю. Принимающие землю в аренду оставляли себе лишь шестую часть урожая, а остальное отдавали владельцу земли. Крестьяне скудели, становились должниками, впоследствии превращаясь в рабов.

Реформы Солона

В 8-7-м веке до н. э. определенная часть демоса - купцы, владельцы мастерских и кораблей, зажиточные крестьяне - разбогатела. Теперь они стремились участвовать в управлении полисом, однако были лишены этого права. Именно они развернули и возглавили борьбу демоса с аристократией.

В разгар смуты граждане обратились к афинскому политику Солону, который возглавлял полис в Древней Греции - это привело к осуществлению нескольких реформ. Прежде всего он отменил долги афинян и запретил долговое рабство. Земельные участки вернули должникам. Афиняне, которые попали в рабство за долги, получили свободу. Отныне ни один афинянин не мог быть рабом!

Солон ввел разделение граждан на четыре разряда - самые богатые, состоятельные, среднего достатка и бедняки - в зависимости от размера их имущества и доходов. Граждане разных разрядов имели разные права и выполняли различные обязанности перед государством.

Преобразования, которые совершил Солон в афинском обществе, переориентировали Афины на путь развития демократии.

Тирания в Афинах

Прошло 20 лет с начала правления Солона, и в Афинах снова начались смуты. Родственник Солона, полководец Писистрат, в 560 году до н. э. захватил власть и стал править в Афинах единолично, силой обеспечив в Афинском полисе мир и согласие. Так в Афинах была установлена тирания.

Земли аристократов, покинувших страну, распределили между крестьянами. Для них тиран ввел налог (десятую часть урожая), чем обогатил государственную казну.
Писистрат пытался способствовать развитию земледелия, ремесел, торговли, кораблестроения. Он начал большое строительство в Афинах: по его приказу воздвигались храмы, пути и водопроводы. В город приглашались и поэты, были написаны «Илиада» и «Одиссея», которые к тому времени передавались устно. Собственно, именно в период правления Писистрата Афины превратились в культурный центр Греции. С тех пор берет начало и их морское могущество.

Завершение формирования Афинского полиса

Тирания пала вскоре после смерти Писистрата (поскольку его наследники правили жестоко), и первым архонтом был избран законодатель Клисфен. Всю территорию Афинского государства он разделил на 10 округов, каждый из которых состоял из трех равных частей - приморской, сельской и городской. Гражданство теперь определялось принадлежностью не к роду, а к определенному округу. Ранее территории страны делились по родовому признаку. Этой реформой Клисфен «перемешал» граждан и дал всем им одинаковые права. Таким образом, влияние родовой знати в управлении государством было уменьшено.

Все граждане теперь считались равными независимо от имущественного положения: даже бедняки могли занимать любые государственные должности. Так, в Афинах власть снова оказалась в руках народа.

Спарта

Могущественным полисом в Древней Греции называли Спарту. В 9-м веке до н. э. на полуострове Пелопоннес, в области Лаконика, дорийцы основали несколько поселений. Впоследствии они окончательно покорили местные ахейские племена. В 7-м в. до н. э. дорийцы присоединили к своим владениям соседнюю область Мессению. Во время двух Мессенских войн и сложилось получившее название Лакедемон (Спарта).

В статье мы ищем ответ на вопрос о том, что такое полис в Древней Греции. Поэтому подробнее остановимся на государственном устройстве Спарты.

Государственное устройство

Граждане Спарты жили по законам, которые, по преданию, ввел мудрец Ликург. Ведущую роль в управлении спартанского государства играл совет старейшин. Решение совета старейшин утверждало народное собрание. Участие в нем принимали только граждане-воины, которые достигли 30 лет.

Ликург позаботился о том, чтобы все граждане Спарты имели равные права, чтобы среди них не было ни бедных, ни богатых. Спартанские семьи получали во владение одинаковые земельные участки, их нельзя было продавать или дарить, поскольку вся земля в Спарте считалась собственностью государства.

Спартанцам запрещалось заниматься ремеслом, торговлей, единственным их занятием было военное дело. Оружие и ремесленные изделия изготавливали для них периэки. Земельный надел спартанца обрабатывали илоты. Спартанцы не могли продать, уволить или убить илота - семьи илотов, как и земля, принадлежали государству.

Быт спартанцев

Анализируя вопрос о том, что такое полис в Древней Греции, расскажем коротко о быте спартанцев.

Спартанцы были храбрыми, выносливыми воинами. Они носили грубую одежду, жили в одинаковых одноэтажных деревянных домах. Имели определенные формы причесок, бород и усов. При строительстве разрешалось использовать топор, и только при изготовлении дверей - пилу. С 16 лет и до старости спартанец был обязан служить в армии. В 30 лет он считался совершеннолетним и имел право получить участок земли и жениться.

Так жили и развивались государства-полисы Древней Греции.

gastroguru © 2017