Выбор читателей
Популярные статьи
Экономические законы, будучи законами жизни общества, как и законы природы, объективны, т. е. не зависят от воли и сознания людей.
Они действуют в течение определенного исторического периода, уступая свое место новым законам. Каждому способу производства присуща своя система экономических законов. Среди них обычно выделяют три группы: общие, т. е. действующие при всех способах производства; особые - свойственные лишь некоторым способам производства; специфические - присущие одному способу производства.
Чем глубже разделение труда в обществе, тем более актуальна проблема взаимосвязи между производителями и согласования их деятельности. Способ такого согласования в условиях разделения
I руда называется экономической системой. Существуют три ос-новных типа экономических систем, соответственно различают традиционную, централизованную (командную) и рыночную жономику. В некоторых развивающихся государствах Азии, Африки и Латинской Америки существуют все типы экономических систем в определенных сочетаниях. Они получили общее название смешанной экономики.
Традиционная экономика доминировала в течение длительною периода истории человечества. Проблемы, стоящие перед жономической системой (что, как и для кого производить), ре-шились исходя из обычаев (традиций), т. е сегодня полагалось пос I упать так же, как раньше.
Многовековая традиция позволяла достичь высокого уров1П1 мастерства, но технический прогресс был запрещен, и по
этому производительность труда ремесленника оставалась не-изменной.
При централизованной (командной) экономике решения о том, что и как производить, кому распределять, принимаются государственными органами. Поскольку согласование деятельности различных производителей при централизованной экономике происходит посредством планирования, ее называют также плановой. При централизованной экономике работники подчинены тому или иному государственному чиновнику.
Он, в свою очередь, исполняет команды более высокого чиновника - и так далее вплоть до наиглавнейшего в государстве лица. Экономика, построенная в нашей стране после Октябрьской революции и существовавшая до последнего времени, представляла собой ярко выраженную командную модель.
Рыночная экономика зиждется на том, что производители свободны от власти «традиций» и не подчинены государственным органам. Каждый решает, что производить, как и в каком коли-честве, исходя при этом из одной цели - личного интереса, по-вышения собственного благосостояния. В условиях разделения труда и личной свободы производитель изготавливает продукт не для своего потребления и не по приказу начальника, а для обмена. Продукт, произведенный специально для обмена, называется товаром. Только обменяв его, производитель может получить то, в чем нуждается для удовлетворения своих потребностей.
Взаимосвязь людей при рыночной экономике очень велика. Обменять товар на товар непросто. Для этого необходимо согласие обоих товаровладельцев. Общепризнанным товаром для обмена на произведенные товары в натуральной форме являются деньги - особые бумаги и монеты, выпускаемые государственным банком каждой страны. Никакой самостоятельной ценности в хозяйстве деньги не имеют, а ценность им придает авторитет стоящего за ними государства. Обмен товара на деньги называется его продажей, обмен денег на товар - покупкой. Количество денег, которое можно выручить при продаже товара, называется его ценой.
Экономическая система, которая состоит из свободных това-ропроизводителей, связанных между собой отношениями купли-продажи, и является рыночной. При рыночной экономике для производства выбирается самый выгодный продукт, за который можно выручить цену, в наибольшей степени превышающую за-
траты, поэтому и технология производства выбирается самая эф-фективная.
Производители при рыночной экономике, стремясь к выгоде, конкурируют друг с другом, т. е. изготавливают продукт, ценимый в обществе. В результате, словно невидимая рука подталкивает производителей к общественному благу.
Основные принципы рыночной экономики:
1. Свобода выбора видов и форм деятельности, мобильность рынка.
2. Равноправие субъектов с разными формами собственности.
3. Саморегулирование деятельности.
4. Принцип договорных отношений.
5. Свобода ценообразования.
6. Децентрализация управления и самостоятельность.
7. Экономическая ответственность.
8. Государственное регулирование.
9. Конкуренция и механизм социальной защиты.
Главный принцип рыночной экономики - свобода выбора
видов и форм деятельности - декларирует право любого хозяй-ствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности в любой допускаемой законом форме. Под видами экономической дея-тельности подразумеваются производство разнообразных видов продукции, товаров; оказание платных услуг; торгово-посредни-ческая, финансово-кредитная, научно-информационная, управ-ленческая деятельность.
Один из основополагающих принципов рыночной экономики - равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности - предусматривает, что права каждого субъекта в экономической деятельности, а также ограничения, налоги, льготы, санкции должны быть равноправными (адекватными) для всех субъектов. Плюрализм форм собственности в рыночной экономике, их экономическое равноправие порождают многообразие этих форм, не присущее обычно централизованной (командной) экономике.
Свойственные рыночной экономике процессы саморегулиро-вания, дополняющие и заменяющие государственное управление, в полной мере проявляются и при создании предприятий. Пре-доставление лицам, группам, коллективам права образования новых предприятий, как изначально с нуля, так и на основе подразделений действующих предприятий, активизирует процесс демократизации управления экономикой, но не только. Это еще одно направление реализации принципа экономической свободы.
Рыночную экономику часто определяют как экономику развитых товарно-денежных отношений. С тем же основанием ее можно назвать и экономикой договорных отношений. Преимущество договора между взаимодействующими экономическими субъектами как инструмента управления хозяйственными взаимосвязями заключается в том, что он повышает экономическую самостоятельность предприятий, способствует переходу от при-нудительности к добровольности отношений, повышает надежность функционирования экономики.
Принцип договорных отношений универсален. Его действие распространяется и на взаимные поставки, и на закупки, и на обязательства.
При функционировании рыночной экономики активно действует принцип свободы ценообразования.
Цена ткем не назначается, а формируется в результате торга на основе взаимного соглашения между продавцом и покупателем.
Именно такие цены принято называть рыночными.
Одним из принципов рыночной экономики является также самофинансирование.
Введение
Тема 1.1. Основы экономики автомобильного транспорта.
Тема 1.2 . Предприятие как основной субъект предпринимательской деятельности.
Тема 1.3. Организация и структура управления на автомобильном транспорте.
Тема 1.4. Основные средства.
Тема 1.5. Оборотные средства.
Введение.
Изучив материал, Вы можете получить представление:
Проводимая в нашей стране экономическая реформа имеет своей целью поднять экономику до уровня современного цивилизованного общества. Опыт развитых стран показывает, что при активном содействии государства экономические реформы позволяют своевременно обновить производственный, научно-технический, образовательный потенциал, повысить инициативу и заинтересованность работников в росте результатов общественно-полезного труда, достичь высокого уровня экономической и социальной эффективности, благосостояния населения и его культуры.
При определении содержания экономических реформ обычно исходят из того, что они представляют собой существенное преобразование национальной экономики или ее составных частей с целью повышения качества жизни людей.
Экономические реформы не самоцель, а лишь средство решения многообразных социальных задач, поэтому, в конечном счете, они должны быть обязательно социально ориентированы. Под реформами следует понимать не всякие изменения, а только коренные преобразования, обеспечивающие эффективность национальной экономики или ее составных частей. Проведение реформ требует четкого определения целей и нахождения рациональных способов их достижения.
В качестве основных направлений рыночной экономической реформы, проводимой в нашей стране, приняты: финансово-экономическая стабилизация, крупномасштабная приватизация, развитие свободного предпринимательства, ограничение возможностей государственного вмешательства в процессы функционирования экономики.
В результате предприняты практические действия в поддержку избранного рыночного курса, сделаны заметные шаги к экономической свободе предприятий и организаций, обозначены направления коммерциализации государственных предприятий, проведена приватизация государственного имущества, осуществлено в определенной степени формирование рыночной инфраструктуры, обеспечена поддержка реформы странами внешнего мира.
Целью реформирования экономики Российской Федерации является создание всесторонне развитой, технологически совершенной и динамичной экономики, обеспечивающей удовлетворение потребностей каждого человека и страны. Для реализации единой системы перехода к экономике открытого типа необходим комплексный подход, который предполагает перестройку ценовой политики, системы налогов, финансово-кредитного механизма, внешнеэкономической деятельности предприятий, проведение приватизации и акционирования таким образом, чтобы, с одной стороны, производители продукции ощущали постоянную конкуренцию на рынке, а с другой стороны, приоритетные направления социально-экономического и научного развития получали эффективную государственную поддержку.
Ценовая политика предусматривает сближение структуры внутренних и мировых цен. Сближение внутренних цен с мировыми возможно на основе принципиально новой налоговой и дотационной политики. Важнейшая ее задача - изменение механизма распределения прибыли, максимальное его приближение к реальному состоянию нашей экономики.
При перестройке финансово-кредитного механизма предусматривается превращение денег в один из важнейших регуляторов производства, в фактор повышения его эффективности.
Промышленная политика государства предусматривает приостановление дезиндустриализации экономики, переориентацию ее структуры на ресурсосберегающие технологии, расширение конкурентоспособного сектора промышленности, способного работать на конечного потребителя. Институционные преобразования экономики предусматривают формирование среднего звена управления промышленностью. Механизм государственной поддержки определяет включение экономических рычагов государственного регулирования с целью проведения эффективной структурной политики, поддержки важных для развития экономики России перспективных исследований и разработок.
Немаловажную роль в преобразовании экономики страны играет транспортно-дорожный комплекс (ТДК), который включает в себя различные виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, водный (речной, морской), воздушный и др. В настоящее время ТДК переходит от привычной ориентации на полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках к идее адекватного реагирования перевозчиков на рыночные импульсы платежеспособного спроса. Решению этой основной задачи транспорта, в том числе и автомобильного, способствуют реформирование отношения к собственности, государственная инвестиционная политика, развитие рыночно ориентированных финансово-инвестиционных структур на транспорте, в число которых должны войти: инвестиционно-финансовая корпорация "Транспорт России", региональные транспортно-финансовые компании и фонды, страховые компании и фонды, инвестиционные и лизинговые компании.
Рыночные отношения оказывают большое влияние на экономику автомобильного транспорта, в которой за последние годы произошли существенные изменения. Резко изменилась структура собственности, причем основная часть автотранспортных предприятий из федеральной собственности перешла в собственность субъектов Российской Федерации. Предприятия общественного пассажирского транспорта в большинстве городов переданы в муниципальную собственность. Федеральные отраслевые и административные органы в регионах участвуют в государственном регулировании работы автотранспортного комплекса, но не вмешиваются непосредственно в хозяйственную деятельность предприятий автомобильного транспорта. Развитие рыночных отношений способствовало созданию многочисленных средних и малых транспортно-коммерческих частных фирм и индивидуального предпринимательства, составляющих серьезную конкуренцию крупным предприятиям автомобильного транспорта. Несмотря на большие трудности в производственно-финансовой работе, многие предприятия автомобильного транспорта сумели адаптироваться к работе в рыночных условиях благодаря успешной маркетинговой деятельности на рынке транспортных услуг, развитию дополнительных видов услуг по организации ремонта транспортных средств частных владельцев, хранению и переработке грузов с использованием для этих целей освобождающихся производственных площадей, созданию непрофильных производств и др. Решаются проблемы, связанные с различными видами перевозок. Так, в области грузовых перевозок происходит развитие терминальной системы переработки грузов, совершенствуется комплексное транспортно-экспедиционное обслуживание объектов на всех уровнях народного хозяйства, осуществляется окончательная приватизация предприятий. На пассажирском транспорте завершается переход к системе договорных взаимоотношений с заказчиками с использованием расчетных тарифов, продолжается создание совершенных автоматизированных систем оперативного управления пассажирскими перевозками. Отрабатывается система работы таксомоторного транспорта. Особое внимание уделяется вопросам установления тарифов за проезд, а также восстановления промышленного производства легковых автомобилей.
Успехи проводимой экономической реформы на автомобильном транспорте во многом зависят от уровня знаний, компетентности работников и их умения работать в новых условиях. Радикальные изменения на автомобильном транспорте находят свое отражение в системе подготовки студентов, переподготовки и повышения квалификации кадров предприятий автомобильного транспорта.
Задача курса "Экономика отрасли" - дать представление о характере хозяйственной деятельности предприятий автомобильного транспорта в условиях рынка, выработать самостоятельность в подходе к принятию решений, способность адаптироваться к быстро меняющимся условиям и требованиям производства.
Настоящая дисциплина является важной составной частью профессиональной и специальной подготовки специалистов автомобильного транспорта. Она тесно связана с другими экономическими, а также техническими дисциплинами, формирующими знания студентов в области транспортной техники, ее обслуживания и ремонта, организации перевозок и оптимизации управления технологическими процессами.
Тема 1.1. «Основы экономики автомобильного транспорта».
Изучив материал, Вы должны знать:
· роль и значение автомобильной отрасли в системе рыночной экономике, её особенности;
· экономические показатели развития отрасли.
На этапе становления рыночных отношений в России автомобильный транспорт получил новый импульс для своего развития и является в настоящее время одной из наиболее быстро меняющихся и растущих подотраслей национальной экономики России. Социально-экономические реформы обусловили радикальные структурные изменения автотранспорта как отрасли. Вместе с тем, изменение системы хозяйственных связей, развитие внутренних и международных товарных рынков поставило перед автотранспортом новые задачи и открыло перед ним большие перспективы. Процессы демократизации общества и либерализации экономики объективно способствуют раскрытию того огромного потенциала, который заключает в себе автомобильный транспорт, и который в условиях централизованной плановой экономики был раскрыт лишь в небольшой степени. Очевидно, что автомобиль становится основным фактором, обеспечивающим подвижность населения в социальной, производственной и рекреационной сферах. Массовая автомобилизация уже оказывает заметное влияние на развитие территорий и населенных пунктов, на процессы торговли и потребления, на становление предпринимательства, на весь образ жизни многих россиян. Городские автобусные маршруты по-прежнему представляют собой основной для России элемент городского и пригородного общественного транспорта. От их эффективности в нынешних непростых условиях во многом будет зависеть социальная и экономическая стабильность жизни самых широких слоев населения страны.
Грузовой автомобильный транспорт в рыночных условиях переживает период бурного развития. Как и в большинстве стран развитой рыночной экономики, развитие всех без исключения российских товарных рынков обеспечивается, прежде всего, за счет скорости, надежности, возможности прямой доставки отправок "от двери к двери", которые способен обеспечить только автомобильный транспорт. Наиболее полно эти особенности автомобильного транспорта раскрываются в сфере международных перевозок. На автотранспорте фактически ликвидирована монополия государственных предприятий. В результате акционирования и приватизации этот сектор, в основном, вышел из сферы государственного предпринимательства и является сейчас огромным "полигоном", на котором отрабатываются формы и методы эффективного развития малого и среднего предпринимательства. Реальным фактором, стимулирующим развитие автотранспорта, стала конкуренция как внутри самой отрасли, так и с предприятиями других видов транспорта.
На месте структур централизованного отраслевого управления автотранспортом постепенно формируется новая система, отвечающая требованиям рыночной экономики, основанная на механизмах лицензирования, сертификации, сочетающая административные и экономические рычаги управления. Являясь наиболее гибким и хорошо приспособленным к изменениям рыночной конъюнктуры элементом транспортной системы, автомобильный транспорт, вместе с тем, и наиболее ресурсоемкая транспортная подотрасль. На долю автомобильного транспорта приходится порядка двух третей объема всех нефтяных топлив, потребляемых транспортом. Также почти две трети всех занятых на транспорте трудятся в автотранспортной сфере. На долю автотранспорта приходится основная часть вредных экологических воздействий транспорта, как и основная часть ущерба, наносимого транспортными авариями.
Таким образом, реализация неоспоримых преимуществ автомобильного транспорта на этапе преобразований неразрывно связана и с многочисленными проблемами, решение которых потребует немалого времени и значительных усилий.
Основной стратегической целью проводимых в транспортном комплексе преобразований является создание в стране транспортных систем, ориентированных, в первую очередь, на удовлетворение потребностей граждан, грузовладельцев, общества в целом и обеспечивающих эффективное и безопасное использование национальных ресурсов России.
На современном этапе реформ в качестве наиболее важных рассматриваются следующие задачи в области автомобильного транспорта:
1. Разработка современной нормативно-правовой и нормативной базы автомобильного транспорта. Новая нормативно-правовая база должна обеспечивать эффективное и стабильное функционирование отрасли, достаточный уровень автотранспортного обслуживания для всех социальных групп и секторов экономики, эффективную защиту законных прав потребителей транспортных услуг и транспортных предприятий, безопасность транспортного процесса и охрану окружающей среды от вредных воздействий автомобильного транспорта. Ставится также задача постепенной гармонизации нормативно-правовой базы автомобильного транспорта с правовыми нормами, действующими в странах ЕС.
2. Формирование рынка автотранспортных услуг, развивающегося на основе справедливой конкуренции предприятий различных форм собственности с преобладанием негосударственной собственности. Эта задача решается на основе разгосударствления и приватизации, формирования благоприятных экономических условий для автотранспортного предпринимательства, а также создания механизмов административно-экономического регулирования рынка автотранспортных услуг.
3. Как самостоятельное направление деятельности государства рассматривается защита российских автомобильных перевозчиков, работающих на международных рынках.
4. Создание системы управления автотранспортом, отвечающей новым экономическим условиям. Предполагается, что система управления автотранспортной отраслью должна быть основана на сочетании принципов государственного регулирования (осуществляемого, прежде всего, через систему законодательных актов и экономических стимулов), административного контроля выполнения участниками автотранспортной деятельности установленных требований и отраслевого самоуправления через ассоциации и т.п. органы. Самостоятельной и весьма важной является задача определения роли и функций региональных органов управления автотранспортом, а также соотношения полномочий федерального и регионального уровней управления.
5. Создание системы целевой государственной поддержки отдельных наиболее важных видов автотранспортной деятельности. Государство полностью отказалось от прямого бюджетного финансирования автомобильного транспорта, рассматривая отрасль в целом как самостоятельную в экономическом и финансовом отношении. Вместе с тем, существуют две сферы, в которых государственная поддержка признается необходимой: городские и пригородные перевозки пассажиров автобусами (решение этой задачи требует, прежде всего, создания стабильно действующих организационно-правовых механизмов финансирования городского пассажирского транспорта) и создание объектов фондоемкой автотранспортной инфраструктуры, в первую очередь - грузовых терминалов (здесь поддержка должна носить не только финансовый характер, но обеспечивать решение вопросов землеотвода, координации интересов органов управления различных уровней и различных ведомств и т.д.).
6. Снижение количества погибших и пострадавших, а также материального ущерба в результате дорожно-транспортных происшествий. Данная задача предполагает, прежде всего, создание новой системы обеспечения безопасности движения на автотранспорте, которая должна придти на смену прежней вертикальной отраслевой системе управления безопасностью.
7. Стабилизация, а в перспективе - снижение вредного воздействия автотранспорта на окружающую среду. Указанная проблема носит комплексный характер. Решение ее предусматривает совершенствование нормативной базы и экологического законодательства, создание эффективных систем контроля, формирование новых требований к автомобильной промышленности и топливно-энергетическому комплексу и т.д. Главной трудностью на пути решения этой проблемы является потребность в значительных инвестициях в различных отраслях экономики, которая не может быть удовлетворена в нынешней ситуации.
8. Обеспечение развития кадрового потенциала отрасли и создание на автотранспорте благоприятной социально-профессиональной среды. Решение этой задачи предполагает совершенствование системы профессиональной подготовки, переподготовки и переориентации в соответствии с экономической конъюнктурой, а также формирование новой системы трудовых отношений на автомобильном транспорте. Как видно из сказанного, перечисленные направления связаны, прежде всего, с решением остро стоящих задач переходного периода и нацелены, прежде всего, на стабилизацию ситуации в отрасли.
УДК 658(075.32) ББК 65.29я723 Т86Рецензенты:
Генеральные директор УПК МОСАВТОТРАНС, заслуженный работник РФ А.С. Несов;
директор отраслевого атомобильного колледжа Б.Д. Колубаев
Туревский И.С.
Т86 Экономика отрасли (автомобильный транспорт): учебник. - М.:
ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. - 288 с. - (Профессиональное образование).
I8ВN 5-8199-0303-Х (ИД «ФОРУМ») 15ВN 5-16-002890-0 (ИНФРА-М)
В учебнике рассмотрены основные разделы программы учебного курса «Экономика отрасли (автомобильный транспорт)»: отрасль и рыночная экономика; особенности и перспективы развития отрасли; экономические показатели развития отрасли; автотранспортное предприятие (АТП и другие) как хозяйствующий субъект; формы предприятий, их производственная и организационная структура; типы производства, их характеристика;
основные производственные и технологические процессы; инфраструктура организации; основные и оборотные средства; нормирование и оплата труда; издержки производства и себестоимость продукции, услуг; ценообразование; оценка эффективности деятельности; инновационная и инвестиционная политика; внешнеэкономическая деятельность; бизнес-план; методика расчета основных технико-экономических показателей деятельности предприятий автомобильного транспорта.
Предназначен для студентов и преподавателей средних специальных учебных заведений.
УДК 658(075.32) ББК 65.29я723
^
15ВN 5-8199-0303-Х (ИД «ФОРУМ») 15ВN 5-16-002890-0 (ИНФРА-М)
© И.С. Туревский, 2006 © ИД «ФОРУМ», 2006
В конце XX столетия и в начале третьего тысячелетия в нашей стране были радикально преобразованы социальные и экономические устои общества. Изменились фундаментальные принципы хозяйственной деятельности, поистине революционным образом преобразованы отношения собственности. Реформирована система управления экономикой, изменились ее структуры и функции, возникли принципиально новые направления экономической деятельности в отрасли.
В начале 1990-х гг., когда в стране начались масштабные рыночные преобразования, специаалисты уже имели определенный опыт работы в рыночных условиях. Поэтому не случайно, что процессы разгосударствления и приватизации на автомобильном транспорте не только инициировались «сверху», но и активно поддерживались «снизу» многими руководителями предприятий, готовыми к самостоятельной деятельности на рынке и видевшими большие потенциальные возможности, которые она могла принести.
Учебная дисциплина «Экономика отрасли (автомобильный транспорт)» является важной составной частью обшепрофессио-нальной и специальной экономической подготовки специалистов автомобильного транспорта. В курсе предмета изучается экономическая деятельность автотранспортных предприятий (АТП и др.) и основы управления ими в условиях перехода к рыночным отношениям.
В современных условиях центр экономической деятельности перемещается к основному звену экономики - предприятию.
На предприятии решаются вопросы экономного расходования ресурсов, снижения издержек производства, применения современной высокопроизводительной техники. Специфика автомобильного транспорта, обусловленная высокой ресурсоем-костью транспортной продукции, усугубляет важность решения выше перечисленных вопросов.
Введение
Все это требует глубоких экономических знаний, опираясь на которые специалист сумеет верно оценить реальную экономическую ситуацию и, в конечном счете, обеспечить высокую эффективность производства в условиях перехода на новые методы хозяйствования и рыночную экономику, когда расширился спектр экономических методов управления, изменился экономический механизм деятельности предприятий.
Дисциплина «Экономика отрасли (автомобильный транспорт)» связана с рядом других изучаемых предметов.
Теоретические положения рыночной экономики рассматриваются в учебном курсе «Основы экономики»; необходимые знания о производственной деятельности АТП, технологии основных процессов студенты получают при изучении курсов «Организация грузовых перевозок и транспортно-экспедици-онной деятельности на автомобильном транспорте», «Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками» (специальность 2401), «Технического обслуживания автомобилей и двигателей» (специальность 1705). Некоторые вопросы курса «Экономика и управление предприятием» более углубленно изучаются в таких дисциплинах, как «Учет, финансирование и кредитование» (специальность 2401).
Автомобильный транспорт не только меняется сам по себе в результате структурных преобразований внутри отрасли. Он испытывает также и сильное дополнительное влияние со стороны формирующихся и развивающихся товарных рынков, деятельность которых обеспечивается автомобильным транспортом.
Несомненно, наиболее сложным и быстро меняющимся в ходе реформ компонентом работы АТП является их экономическая деятельность - комплекс функций, которые облегчают реализацию принципов предпринимательства в автотранспортной отрасли.
Развитие автомобильного транспорта напрямую зависит от качества экономического образования менеджеров и инженерно-технических работников предприятий отрасли.
В процессе изучения дисциплины «Экономика отрасли» у студентов вырабатываются навыки, которые позволяют им устанавливать, каким образом рыночные процессы направляют деятельность производителей для удовлетворения потребительского спроса, как эти процессы могут нарушаться, каким образом они
Введение
регулируются или могут быть отрегулированы так, чтобы результативность экономики была достаточно высокой.
Изучив дисциплину «Экономика отрасли» и получив представление о структуре отрасли, студент должен:
1) знать экономику размещения предприятий отрасли и уметь использовать теорию олигополистического ценообразования;
2) знать продуктивность отрасли и влияние свойств перевозочных процессов на ее технико-экономические показатели;
3) владеть профессиональными навыками в области организационно-экономических проблем, отражающих специфику автотранспортного предприятия;
4) уметь применять полученные знания для последующего успешного освоения образовательной программы по специальности.
Именно в сфере экономического руководства автотранспортных предприятий совершается наибольшее количество ошибок и промахов, а попытки опереться на «дореформенные» опыт, навыки и знания нередко приводят если не к полному провалу, то к значительным экономическим потерям.
С другой стороны, грамотно организованная деятельность на основе знаний экономических законов может позволить автотранспортному предприятию добиться замечательных успехов на рынке при достаточно скромных производственных возможностях.
Стратегический курс на переход к рыночной экономике вынудил государство и общество преобразовать формы и отношения собственности. Попытки внедрить рыночный механизм без вмешательства в сложившиеся базисные отношения собственности представляются экономически наивными, поскольку рынок - это прежде всего взаимодействие многообразных собственников, равных в реализации своих экономических прав.
Предисловие
Условия создания рыночной экономики
Рынок без развитых рыночных отношений и разнообразия форм собственности невозможен в принципе.
Во-первых, потому, что на рынке развиваются взаимоотношения именно между собственниками капитала, средств производства, имущества, рабочей силы, информационного продукта. Без собственников нет рынка.
Во-вторых, отношения собственности лежат в основе принципа подлинной заинтересованности в результатах хозяйствования. Его соблюдение позволяет обеспечить высокую экономическую эффективность деятельности каждого собственника, а в итоге и экономики в целом.
В-третьих, необходим экономичный механизм, придающий динамизм развитию экономики. Таким экономическим механизмом является конкуренция. А конкуренция зарождается естественным образом там, где есть многообразие форм собственности, конкурирующих между собой.
В-четвертых, согласно принципам рыночной экономики, определяющим из них является принцип экономической свободы хозяйствующих субъектов. В этом случае формы и отношения собственности в рыночной экономике становятся ее органичной частью, проявляясь в товарно-денежных, рыночных отношениях.
Интерес собственника подчинен одному важному закону:
объект его собственности должен использоваться эффективным образом.
В условиях рыночной экономики субъект собственности предлагает свою собственность как товар на рынке. В связи с отсутствием гарантий реализации товара он рискует денежной суммой в размере стоимости продаваемого им объекта. Но, с другой стороны, в случае успеха он получает возможность нарастить свою собственность на величину остаточной прибыли.
Предисловие
Т. е. у собственника проявляется интерес к экономическому выживанию.
Степень риска собственника и величина его дохода обычно пропорциональны доле его вклада и участия в формировании объекта собственности.
Наиболее высокая степень мотивации возникает в сфере индивидуальной собственности, где собственник рискует всем своим имуществом, тогда как участие в совместной собственности снижает степень мотивации.
Отношения собственности порождают и другие интересы и стимулы рационального хозяйствования. Подлинный собственник не руководствуется сиюминутными интересами: он прекрасно понимает, что если объект будет принадлежать ему и в будущем, то надо думать о его перспективе, износе ценностей.
Для перехода к рыночным отношениям необходимо пробудить в людях чувство хозяина или обновить его, инициировав собственнический интерес.
Достижение этой цели возможно только при условии формирования новых видов собственности в России. Данный процесс сопровождается переделом собственности, т. е. ее разгосударствлением и приватизацией.
^ Формирование новых видов собственности в России
Прежде чем разбираться в задачах, целях и необходимости приватизации и разгосударствления собственности в России, нужно рассмотреть, что означают эти два понятия.
Под разгосударствлением понимают переход от преимущественно государственно-директивного регулирования производства к его регулированию преимущественно на основе рыночных механизмов. Иными словами - это выведение государственных предприятий из-под непосредственного государственного административного управления.
Под приватизацией понимают развитие негосударственных форм собственности. Приватизация государственных и муниципальных предприятий - это приобретение гражданами, акционерными обществами, товариществами в частную собственность объектов государственной собственности (предприятий, цехов, зданий, акций, паев, лицензий).
Предисловие
«Частная собственность» в данном контексте означает всякую форму негосударственной собственности, в том числе акционерную, паевую и др.
Приватизационная кампания 1990-х г. в России явилась одним из условий формирования и установления рынка. Приватизация позволила перейти к многоукладной экономике, что, в свою очередь, предусматривало преобразование государственной собственности в России.
Вследствие этого появились и развиваются необходимые элементы инфраструктуры рынка - банки, биржи, мелкооптовые коммерческие организации для торговли, различного рода посреднические структуры и т. д. В условиях образовавшегося рынка стали реально выполняться его функции, что позволило решить широкий круг жизненно важных задач в общественном производстве, обмене и распределении.
Приватизация в естественном смысле этого слова - т. е. нормальная продажа государством своего имущества в частные руки - была в сложившихся тогда условиях невозможна по трем основным причинам.
Во-первых, такая приватизация - дело небыстрое, а реформа экономики требовалась незамедлительно.
Во-вторых, приватизация «классического» типа - дело «штучное», для которого понадобилась бы буквально армия хорошо подготовленных специалистов для представления интересов обеих сторон: и продавца, и покупателей.
Наконец, в-третьих - и это препятствие оказалось неодолимее всех остальных - в стране попросту не было достаточного количества денежных средств. Даже если бы хватило времени и экспертов, чтобы нормально продавать государственное имущество, никто не мог бы его в сколько-нибудь значимых количествах купить.
Деньги, правда можно было бы привлечь с Запада.
Однако, страны Западной Европы и США не решились на это, потому что там были хорошо осведомлены об экономической и политической обстановке в России. Да и вряд ли таким уж удачным решением было бы в одночасье продать огромную долю национального богатства иностранным инвесторам.
Три перечисленные выше препятствия и продиктовали стратегию разгосударствления российской экономики. А в условиях
Предисловие
нехватки времени это означало проведение приватизации по команде или «строем».
Конкретные программы приватизации обычно преследуют несколько целей. Во-первых, путем продажи государственной собственности облегчить бремя государственного бюджета, ликвидировав дотации предприятиям и увеличив поступления в его доходную часть. Во-вторых, создать конкурентные условия в тех отраслях, где все предприятия, будучи государственными, управлялись из единого административного центра. В-третьих, воспользоваться изменением формы собственности и провести предварительную рационализацию структуры крупных государственных корпораций до их превращения в частные. В-четвертых, осуществить приватизацию и акционирование так, чтобы контроль над крупными корпорациями попал в руки тех частных лиц или институтов, которые заинтересованы в развитии производства, а не в спекулятивной перепродаже собственности. В-пятых, воспользоваться приватизацией для максимального «распыления» акций среди рабочих и мелких служащих. Последняя мера рассматривается как составной элемент общей социальной политики, стимулирующей участие трудящихся в капитале предприятия или в управлении производством.
Проблема приватизации субъекта - пожалуй, ключевая для всего этого процесса, смысл которого - получить, в конечном счете, компетентного «хозяина», способного взять на себя ответственность за поддержание производства и повышение его эффективности. Одна только смена собственников, замена государства частным лицом или группой частных лиц не гарантирует успеха. Ведь конечная мотивация любого собственника - не производство, а прибыльность, рентабельность.
В условиях рыночной экономики главным фактором повышения эффективности отечественного народного хозяйства становятся уже не отдельные достижения науки и техники, какими бы выдающимися они ни были, а высокий научный и технологический уровень всего производства. Этот уровень определяется в первую очередь состоянием автомобильного парка и ремонтного производства как отрасли, которая удовлетворяет потребности предприятий в доставке сырья и оборудования в сроки, обеспечивающие непрерывность производственных процессов.
10 Предисловие
В условиях перехода к рыночной экономике были осуществлены реформы, которые заставили отраслевых специалистов коренным образом пересмотреть представления об основах организации деятельности предприятий любого профиля и, в частности, на предприятиях автомобильного транспорта. Стало ясно, что необходимо учитывать и их специфическую роль как связующих звеньев между сферами производства и потребления.
Раздел 1
Предприятие и предпринимательство
на автомобильном транспорте
Глава 1. Основы экономики автомобильного транспорта
^ Экономические законы, будучи законами жизни общества, как и законы природы, объективны, т. е. не зависят от воли и сознания людей.
Они действуют в течение определенного исторического периода, уступая свое место новым законам. Каждому способу производства присуща своя система экономических законов. Среди них обычно выделяют три группы: общие, т. е. действующие при всех способах производства; особые - свойственные лишь некоторым способам производства; специфические - присущие одному способу производства.
Чем глубже разделение труда в обществе, тем более актуальна проблема взаимосвязи между производителями и согласования их деятельности. Способ такого согласования в условиях разделения труда называется экономической системой. Существуют три основных типа экономических систем, соответственно различают традиционную, централизованную (командную) и рыночную экономику. В некоторых развивающихся государствах Азии, Африки и Латинской Америки существуют все типы экономических систем в определенных сочетаниях. Они получили общее название смешанной экономики.
Традиционная экономика доминировала в течение длительного периода истории человечества. Проблемы, стоящие перед экономической системой (что, как и для кого производить), решались исходя из обычаев (традиций), т. е сегодня полагалось поступать так же, как раньше.
Многовековая традиция позволяла достичь высокого уровня мастерства, но технический прогресс был запрещен, и по-
12 Раздел 1. Предприятие и предпринимательство
этому производительность труда ремесленника оставалась неизменной.
При централизованной (командной) экономике решения о том, что и как производить, кому распределять, принимаются государственными органами. Поскольку согласование деятельности различных производителей при централизованной экономике происходит посредством планирования, ее называют также плановой. При централизованной экономике работники подчинены тому или иному государственному чиновнику.
Он, в свою очередь, исполняет команды более высокого чиновника - и так далее вплоть до наиглавнейшего в государстве лица. Экономика, построенная в нашей стране после Октябрьской революции и существовавшая до последнего времени, представляла собой ярко выраженную командную модель.
Рыночная экономика зиждется на том, что производители свободны от власти «традиций» и не подчинены государственным органам. Каждый решает, что производить, как и в каком количестве, исходя при этом из одной цели - личного интереса, повышения собственного благосостояния. В условиях разделения труда и личной свободы производитель изготавливает продукт не для своего потребления и не по приказу начальника, а для обмена. Продукт, произведенный специально для обмена, называется товаром. Только обменяв его, производитель может получить то, в чем нуждается для удовлетворения своих потребностей.
Взаимосвязь людей при рыночной экономике очень велика. Обменять товар на товар непросто. Для этого необходимо согласие обоих товаровладельцев. Общепризнанным товаром для обмена на произведенные товары в натуральной форме являются деньги - особые бумаги и монеты, выпускаемые государственным банком каждой страны. Никакой самостоятельной ценности в хозяйстве деньги не имеют, а ценность им придает авторитет стоящего за ними государства. Обмен товара на деньги называется его продажей, обмен денег на товар - покупкой. Количество денег, которое можно выручить при продаже товара, называется его ценой.
Экономическая система, которая состоит из свободных товаропроизводителей, связанных между собой отношениями купли-продажи, и является рыночной. При рыночной экономике для производства выбирается самый выгодный продукт, за который можно выручить цену, в наибольшей степени превышающую за-
Глава 1. Основы экономики автомобильного транспорта 13
траты, поэтому и технология производства выбирается самая эффективная.
Производители при рыночной экономике, стремясь к выгоде, конкурируют друг с другом, т. е. изготавливают продукт, ценимый в обществе. В результате, словно невидимая рука подталкивает производителей к общественному благу.
Основные принципы рыночной экономики:
1. Свобода выбора видов и форм деятельности, мобильность рынка.
2. Равноправие субъектов с разными формами собственности.
3. Саморегулирование деятельности.
4. Принцип договорных отношений.
5. Свобода ценообразования.
6. Децентрализация управления и самостоятельность.
7. Экономическая ответственность.
8. Государственное регулирование.
9. Конкуренция и механизм социальной защиты.
Главный принцип рыночной экономики - свобода выбора видов и форм деятельности - декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности в любой допускаемой законом форме. Под видами экономической деятельности подразумеваются производство разнообразных видов продукции, товаров; оказание платных услуг; торгово-посредни-ческая, финансово-кредитная, научно-информационная, управленческая деятельность.
Один из основополагающих принципов рыночной экономики - равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности - предусматривает, что права каждого субъекта в экономической деятельности, а также ограничения, налоги, льготы, санкции должны быть равноправными (адекватными) для всех субъектов. Плюрализм форм собственности в рыночной экономике, их экономическое равноправие порождают многообразие этих форм, не присущее обычно централизованной (командной) экономике.
Свойственные рыночной экономике процессы саморегулирования, дополняющие и заменяющие государственное управление, в полной мере проявляются и при создании предприятий. Предоставление лицам, группам, коллективам права образования но-
14 Раздел 1. Предприятие и предпринимательство
вых предприятий, как изначально с нуля, так и на основе подразделений действующих предприятий, активизирует процесс демократизации управления экономикой, но не только. Это еще одно направление реализации принципа экономической свободы.
Рыночную экономику часто определяют как экономику развитых товарно-денежных отношений. С тем же основанием ее можно назвать и экономикой договорных отношений. Преимущество договора между взаимодействующими экономическими субъектами как инструмента управления хозяйственными взаимосвязями заключается в том, что он повышает экономическую самостоятельность предприятий, способствует переходу от принудительности к добровольности отношений, повышает надежность функционирования экономики.
Принцип договорных отношений универсален. Его действие распространяется и на взаимные поставки, и на закупки, и на обязательства.
^ При функционировании рыночной экономики активно действует принцип свободы ценообразования.
Цена никем не назначается, а формируется в результате торга на основе взаимного соглашения между продавцом и покупателем.
Именно такие цены принято называть рыночными.
Одним из принципов рыночной экономики является также самофинансирование.
^ 1.1. Роль и значение автомобильной отрасли в системе рыночной экономики
АТП - это хозяйственная единица, которая, как самостоятельный экономический субъект, представляющий собой юридическое лицо и имеющий собственный счет в банке, обязана осуществлять финансовое самообеспечение, т. е. самофинансирование.
Принцип децентрализации управления в рыночной экономике является производным от других принципов и вытекает из свойств этой экономической системы. Децентрализация экономики рыночного типа проявляется в отсутствии государственного плана, который устанавливается центром и подлежит обязательному выполнению. Его заменил индикативный, рекомендательный, советующий план-прогноз (бизнес-план). При децентрали-
Глава 1. Основы экономики автомобильного транспорта 15
зации управления происходит саморегулирование хозяйственной деятельности субъектов рыночной экономики. Для этого необходима разработка системы правил экономического поведения, имеющих общий характер для всех участников экономического процесса. Установление единых правил и норм экономического поведения приводит к хозяйственной самостоятельности экономических субъектов.
При рыночной экономике действует принцип экономической ответственности. Он предусматривает экономные способы, меры и средства, побуждающие нести ответственность, а также возмещение ущерба лицами и организациями, которые в нем повинны. В основу принципа ставится соблюдение договорных условий, нарушение которых обязательно карается реальными штрафами, санкциями, выплатой неустойки.
По своим обязательствам хозяйственный субъект отвечает принадлежащим ему имуществом, денежными активами. Субъект, нарушающий свои обязательства, теряет доверие и по существу лишается статуса полноценного надежного партнера, участника делового предпринимательства.
Рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования, которое проявляется в формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержке и обновлении, контроле над соблюдением;
в изъятии части прибыли, дохода через действие системы налогообложения посредством обязательных платежей в бюджет. Государственное регулирование рынка осуществляется на основе законодательства, выпускаемых правительством нормативных актов, через государственное планирование.
Одним из важных принципов развития современной экономики является конкуренция между предприятиями, организациями, предпринимателями. В западной экономической литературе конкуренция рассматривается как соперничество между товаропроизводителями за лучшие, экономически более выгодные условия производства и реализации продукции.
Для рыночной экономики характерен принцип социальной защиты населения от неблагоприятных или непредвиденных последствий. Социальная защита осуществляется через систему государственного регулирования посредством ограничений, не позволяющих рыночным эффектам достичь социально опасного уровня, и компенсаций в виде льгот, субсидий, рассрочек, пре-
16
Отрасль экономики, включающая все аспекты функционирования и развития транспорта как части сферы материального производства.
Однако это лишь самое общее представление об экономике транспорта. На самом деле она (т.е. экономическая эффективность) является синтезом достаточно сложных элементов, которые можно представить следующим образом:
В лекционном материале по ПМ.02. Основы экономики отрасли (автотранспорт)» освещены основные понятия и вопросы первого раздела учебной программы: отрасль и рыночная экономика; особенности и перспективы развития отрасли; экономические показатели развития отрасли; автотранспортное предприятие (АТП и другие) как хозяйствующий субъект; формы предприятий, их производственная и организационная структура; типы производства, их характеристика; основные производственные и технологические процессы; инфраструктура организации; основные и оборотные средства и др.
Материал составлен в полном соответствии с требованиями действующего ФГОС по специальности 190631.
Для студентов и преподавателей техникумов, колледжей, руководителей и специалистов предприятий.
Самостоятельная работа студентов СДО-13 специальности 44.02.04 «Специальное дошкольное образование» (очная форма обучения) По ПМ.02, МДК 02.05. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом.
Методические указания по выполнению курсовой работы по ПМ. 02 Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров МДК. 02.01. Оценка качества товаров и основы экспертизы
Предлагаемая разработка содержит основные положения, рекомендуемые темы, порядок оформления и защиты курсовой работы по ПМ. 02 Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров МДК. 02.01....
Экзаменационный билет по ПМ.02 «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации» по специ...
АПИМ по ПМ.02. МДК 02.01.Основы управления в Правоохранительных органах
Целью изучения дисциплины «Основы управления в правоохранительных органах» является получение обучающимися качественных теоретических знаний, развитие и закрепление практических умений и навыков, необ...
Методические рекомендации обучающимся по выполнению самостоятельных работ по ПМ.02.Организация деятельности коллектива исполнителей. МДК.02.01.Управлениеколлективом исполнителей для специальности 190631
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА по ПМ. 02.Осуществление мероприятий по реализации принятых проектных решений. МДК. 02.01. Основы строительного производства. Тема 1.1. Технология и организация строительного производства. «Проектирование стройгенпланов»
Основанием для разработки стройгенплана служит генеральный план (генплан) строящегося здания, сооружения или комплекса. Различают общеплощадочный стройгенплан, охватывающий территорию всей строительно...
Статьи по теме: | |
Как положить деньги на телефон с карты Альфа-Банка?
Новая услуга для клиентов Альфа-Банка - оплата связи и других сервисов с... Как купить телефон в рассрочку или кредит без дополнительных навязанных услуг
Невозможно представить современного человека без мобильного телефона или... К чему ведет чрезмерная диверсификация
Диверсификация – распределение инвестиционного портфеля по разным... |