Что скорость обращения денег. Скорость обращения денежной массы. Закон денежного обращения

Денежная масса - совокупность потребительских, платежных и накопленных средств, обслуживающая экономические связи и принадлежащая физическим и юридическим лицам, а также государству.

Денежная масса является важным количественным показателем денег и состоит из двух основных составляющих - активных денег, применяемых в наличном и безналичном обороте и пассивных (накопления и сбережения, резервы, остатки на счетах).

На денежную массу влияет два фактора:

  1. количество денег в обращении;
  2. скорость обращения денег.

Объем денежной массы определяется государством - эмитентом денег, его законодательной властью. Рост эмиссии обусловлен потребностями товарного оборота и государства.

В Украине главными причинами роста денежной массы являются: избыточный дефицит государственного бюджета и существенное сокращение темпов производства и товарного оборота.

Показатель массы денег в обращении (М ) имеет несколько значений (денежных агрегатов). НБУ определяет следующие агрегаты:

  1. М0 = наличные деньги в обращении;
  2. М1 = М0 + остатки денежных вкладов на банковских счетах до востребования;
  3. М2 = М1 + остатки денежных вкладов на банковских срочных счетах;
  4. М3 = М2 + средства клиентов по трастовым операциям банков.

Кроме того, НБУ определяет показатель, который называется денежной базой. Он включает агрегат М0 , наличные в кассах банков и резервы коммерческих банков на их счетах в НБУ. Эти деньги не участвуют в кредитном банковском обороте и дополнительно не увеличивают массу денег в обращении, а только служат базой для ее роста.

Каждый агрегат имеет определенное назначение в практике управления денежным оборотом, а все вместе они дают целостную картину структуры и динамики денежной массы и денежного обращения.

Скорость обращения денег и ее влияние на массу и стабильность денег

Скорость обращения денег - представляет собой интенсивное движение денег при выполнении ими функций обращения и платежа.

Для расчета этого показателя используют следующие методы:

  1. Скорость движения денег в кругообороте стоимости общественного продукта или кругообороте доходов определяется как отношение ВНП или НД к денежной массе (агрегатам М1 или М2). Этот показатель свидетельствует о связи между денежным обращением и процессами экономического развития.
  2. Оборачиваемость денег в платежном обороте определяется отношением суммы денег на банковских счетах к среднегодовой величине денежной массы в обращении. Этот показатель свидетельствует о скорости безналичных расчетов.

Кроме этого используются общеэкономические факторы, т.е. циклическое развитие производства, темпы его роста, движение цен, а также денежные (монетарные) факторы, т.е. структура платежного оборота (соотношение наличных и безналичных денег), развитие кредитных операций и взаиморасчетов, уровень процентных ставок по кредиту на денежном рынке, а также внедрение электронных систем для операций в кредитных учреждениях и использование электронных денег в расчетах.

Кроме того, значительное влияние на скорость обращения денег оказывает периодичность и равномерность выплат доходов, уровень сбережений и накоплений.

Скорость обращения денег обратнопропорциональна количеству денег в обращении, поэтому ускорение их оборачиваемости означает рост денежной массы. Увеличенная денежная масса при неизменном объеме товаров и услуг на рынке приводит к обесцениванию денег, то есть в конечном итоге является одним из факторов инфляционного процесса.

Закон количества денег, необходимых для оборота, его суть, требования и последствия нарушения требований

Чтобы обеспечить устойчивость денег, необходимо выдерживать пропорциональность между товарной массой и объемом денежных услуг населению, с одной стороны, и денежной массой в обращении - с другой. Развитие кредитных отношений и банковского дела способствовало уменьшению потребности в наличных денежных знаках. Количество денег, необходимых для обращения, определяется по формуле:

где КД - количество денег в обращении;
ЦТ - сумма цен реализуемых товаров;
К - сумма цен товаров, проданных в кредит;
П - платежи, по которым наступил срок оплаты;
ВР - взаимные расчеты;
О - число оборотов одноименной денежной единицы;
ДР - денежный резерв для сферы обращения.

Превышение количества денежных единиц в обращении над суммой товарных цен (и как результат - появление денежных единиц, не имеющих товарного покрытия) приводит к инфляции.

Проблема монетизации валового внутреннего продукта

Выполняя функции средств обращения и платежа, деньги непрерывно перемещаются от одного субъекта экономики к другому, обслуживая тем самым куплю-продажу товаров и услуг, то есть реализацию ВВП.

Процесс движения денег, обслуживающих реализацию ВВП, называется денежным обращением.

Между процессом реализации ВВП и денежным обращением существует внутренняя связь: чем больше номинальный объем реализации ВВП, тем больше будет поток денежного обращения, и наоборот.

Номинальный ВВП определяется двумя факторами: физическим объемом реализуемых товаров и услуг (Q ) и уровнем их цен (P ). А размер денежного объема определяется массой денег, находящихся в обращении (М ), и скоростью обращения денежной единицы (V ).

Упомянутые величины учитываются в уравнении обмена:

На его базе можно определить закономерности изменения основных рыночных процессов и показателей, в частности: уровня товарных цен, скорости обращения денег, массы денег в обращении.

Уровень товарных цен определяется уравнением:

Скорость обращения денег:

Массу денег в обращении характеризует уравнение:

Это уравнение часто называют законом денежного обращения.

Вопрос наполнения деньгами экономики крайне важен для Украины. Считается, что низкая (по сравнению с другими государствами) степень монетизации является едва ли не главной причиной роста задолженности и других многочисленных проблем.

Степень (уровень) монетизации экономики рассчитывается как частное от деления денег, находящихся в обращении, на объем ВВП. Оба показателя используются в натуральном выражении.

Прирост денежной массы, имеет своим источником прирост ВВП. Рост монетизации означает, что все большая и большая доля ВВП сохраняется в денежной форме и наоборот.

Таким образом, рост степени монетизации указывает на рост мобильности экономики, на рост потенциальной гибкости поведения экономических субъектов.

В статье представлены динамика и структура денежной массы с 1993 по 2015 гг. Также представлены показатели денежного обращения в РФ с 2005 по 2015 гг. и проведен анализ взаимосвязи между скоростью обращения денежной массы и различными экономическими показателями.

Денежная масса является одним из основных элементов любой денежной системы, поэтому мы посчитали актуальным провести статистический анализ денежного обращения в РФ.

Рассмотрим агрегированные показатели структуры денежной массы в РФ за 1993 — 2015 гг., являющиеся основными макроэкономическими индикаторами, на примере данных таблицы 1.

Таблица 1. Денежная масса и структура денежной массы в РФ за период с 1993 по 2015 гг.

Денежный агрегат М0

Денежный агрегат М1

Денежный агрегат М2

Денежная масса в национальном определении

За последние годы характеристики денежной массы претерпели значительные изменения. Как видно из таблицы 1, денежный агрегат М0, который представляет собой наличные деньги в обращении, с 1993 г. по 2015 г. стремительно увеличивался, что означало увеличение объема денег, выпущенных ЦБ РФ.

Как определить скорость обращения денег

Однако, в период с 2008 г. по 2009 г. и с 2014 г. по 2015 г. выявился незначительный спад данного показателя на 5, 1% и на 1, 9% соответственно.

Показатель М1 (агрегат M0 + средства предприятий в банках и т.д.) и М2 (агрегат M1 + депозиты населения в банках) имели тенденцию к увеличению в течение рассмотренных лет, но с 2010 г. до 2011 г. уменьшились на 16, 8% и на 42, 2%.

Что касается денежной массы в национальном определении, то она, равносильно М1 и М2, в период с 2010 г. по 2011 г. уменьшилась на 31, 3%, затем ситуация стабилизовалась.

Резкий скачок и падение всех показателей связано не только с уменьшением объема наличных денег в обращении, но и с сокращением объема депозитов населения, предприятий и организации на расчетных счетах в банках. Стоит отметить, что среди безналичных и наличных денег преобладают безналичные.

Рассматривая динамику денежного обращения, целесообразным будет анализ взаимосвязи между скоростью обращения денежной массы и различными экономическими показателями.

Таблица 2. Показатели денежного обращения в РФ с 2005 по 2015 гг.

Денежный агрегат М2

Наличные деньги в обращении

Скорость обращения денежной массы

Темп роста скорости обращения денег

Из таблицы 2 видно, что за рассмотренный период характеристика скорости обращения денежной массы имела тенденцию к значительному спаду. В период с 2005 по 2010 гг. и с 2011 по 2015 гг. она снизилась на 63, 5 % и 69, 6 % соответственно. Что касается темпов роста скорости обращения денег, то с 2005 по 2009 гг. показатели были скачкообразными, однако с 2010 г. произошло значительное падение на 62, 6%. Следовательно, динамика данных показателей свидетельствует о снижении оборачиваемости денежных агрегатов, т. е. снижения их ликвидности.

Некоторое снижение наличных денег в обращении в структуре денежной массы говорит о незначительном уменьшении инфляционного давления со стороны совокупного спроса. Также можно сделать вывод о том, что безналичные средства будут превышать наличные на 10-15%. Подобное нерациональное соотношение этих двух сфер отрицательно влияет на денежное обращение в целом, ведь большая часть наличных денег не участвует в банковском обороте, в отличие от безналичных средств. Это явление подрывает устойчивость банковской системы, следовательно, происходит сокращение наличных денег в кредитной сфере.

Под денежной массой понимается совокупность общепринятых средств платежа в экономике, сумма наличных и безналичных денежных средств.

Для измерения денежной массы используются денежные агрегаты: МО, Ml, M2, МЗ. Денежные агрегаты классифицируются в зависимости от степени ликвидности денежных активов.

Ликвидным называется такой актив, который может быть использован как средство платежа или превращен в средство платежа и имеет фиксированную номинальную стоимость. Состав и количество используемых денежных агрегатов различаются по странам.

Для расчета совокупной денежной массы в РФ предусмотрены следующие денежные агрегаты:

  1. МО — наличные деньги;
  2. Ml равен агрегату МО плюс расчетные, текущие и прочие счета, вклады в коммерческих банках, депозиты до востребования; показатель Ml предназначен для измерения объема фактических средств обращения, поэтому он относится к денежной массе в узком смысле слова;
  3. М2 — состоит из Ml плюс срочные вклады. При помощи показателя М2 пытаются измерить запас высоколиквидного имущества, которым владеет население и которое при определенных условиях может превратиться в деньги. Следовательно, М2 — это денежная масса в широком смысле;
  4. МЗ включает М2 плюс депозитные сертификаты и облигации государственных займов.

Скорость обращения денег — это среднегодовое количество оборотов, сделанных деньгами, которые находятся в обращении и используются на покупку готовых товаров и услуг.

По какой формуле рассчитывается скорость обращения денег, ее понятие и сущность

Скорость обращения денег равна отношению номинального валового национального продукта к массе денег в обращении:

где V- скорость обращения денег;

U- номинальный объем ВНП;

М- масса денег в обращении.

Скорость обращения денег в краткосрочном периоде является обычно величиной постоянной, а в долгосрочном меняется, но незначительно. Скорость эта вполне поддается управлению и зависит от работы банковской системы страны и от уровня технического оснащения учреждений, которые участвуют в денежных операциях.

Чем выше техническое оснащение банков, чем шире они используют современные компьютеры и спутниковые линии связи, тем быстрее оборачиваются деньги и тем меньше их надо для нормального функционирования хозяйства.

Денежная масса, которая необходима для осуществления операций обмена и платежа, зависит от спроса на деньги и от предложения денег банковским сектором.

"Денежная масса. Скорость обращения денег" и другие материалы по теме "Макроэкономика"

Вместе с тем, когда одна и та же денежная единица - например, 1 руб. - быстрее переходит из рук в руки (скорость обращения денег увеличивается), человеку требуется меньшая сумма для оплаты его сделок в течение определенного периода времени. Денежная единица возвращается к нему снова и снова, быстрее и быстрее, и его спрос на деньги сокращается.

Скорость обращения денег - это относительно стабильная величина для каждой экономики. Она определяется двумя главными факторами: частотой выплаты заработной платы работникам и особенностями потребительских покупок. Чем чаще выплачивается заработная плата - например раз в неделю, а не раз в месяц, тем быстрее денежная единица попадает в процесс купли-продажи и тем, следовательно, выше будет скорость ее обращения.

Особенности поведения потребителей также оказывают влияние на скорость обращения. Имеет значение, расходуют потребители свои доходы мелкими порциями (скорость обращения будет выше) или предпочитают делать сразу крупные покупки, оплачивают товары и услуги наличностью, чеками или пластиковыми картами, могут использовать кредит или вынуждены всегда полностью выкладывать нужную сумму. Как правило, чем выше уровень дохода в стране, тем более крупными становятся покупки типичного потребителя. Поэтому снижение скорости обращения денег можно рассматривать как косвенное свидетельство роста благосостояния жителей.

Вопрос для размышления

В стране А в обращении находятся только наличные деньги, а в стране Б люди еще пользуются пластиковыми карточками. В какой стране скорость обращения денег выше?

Кроме того, на скорость обращения денег влияет распространенность в экономике вертикальной интеграции. При вертикальной интеграции многие обменные процессы продвижения товара оказываются внутри одной и той же компании. Здесь используется меньший объем денег, поскольку внутрифирменная купля-продажа может происходить по принципу взаимозачетов, без использования наличности. Поэтому чем более развитой является сеть вертикальной интеграции в стране, тем выше в целом будет скорость обращения денег.

Задача, иллюстрирующая теорию

Известно, что денежная масса в экономике М растет на 10% в год, а номинальный ВВП PY увеличивается ежегодно на 20%. Данные об экономике представлены в таблице (в млрд ден. ед.).

A. Рассчитайте скорость обращения денег в каждом году.

Б. Рассчитайте, как изменится номинальный ВВП, если скорость обращения будет стабильной на протяжении ряда лет в размере 5 (оборотов денежной единицы в год), а денежная масса увеличится, например, с 200 млрд до 300 млрд ден. ед.

B. Что случится с номинальным ВВП, если предложение денег растет на 20% в год, а скорость обращения уменьшается на 30% за эти годы?

Решение

Скорость обращения денег определяется числом оборотов денежной единицы за известный период, так как одни и те же деньги в течение определенного периода постоянно переходят из рук в руки, обслуживая продажу товаров и оказания услуг. Денежная масса - совокупность покупательских, платежных и накопленных средств, обслуживающая экономические связи и принадлежащая физическим и юридическим лицам, а также государству. Денежная масса является важным количественным показателем движения денег, ее величина зависит от количества денег в обращении и от скорости их обращения.

Рассчитав с учетом заданных изменений значения предложения денег М и скорости обращения денег V мы получим значения номинального ВВП для каждого года. Результаты показывают, что в динамике при росте предложения денег на 20% в год и снижении скорости обращения на 30%, номинальный ВВП вначале снижается на 16% в год.

А. Определим скорость обращения денег в каждом году (количество оборотов) по формуле Фишера:

Этого же результата можно достичь непосредственно исходя из теоретической формулы. Произведем расчет изменения номинального ВВП, используя модификацию уравнения обмена:

Таким образом, на основании произведенных расчетов можно сделать вывод, что под воздействием увеличения предложения денег на 20% в год и уменьшения скорости обращения на 30%, номинальный ВВП за год уменьшится на 16%.

Итак, скорость обращения оказывается под влиянием самых разнообразных факторов, от технических условий организации производства до особенностей монетарной институциональной структуры экономики. В табл. 3.1 собраны ключевые элементы, которые необходимо принимать во внимание при оценке величины и динамики данного показателя денежного сектора.

Таблица 3.1

Факторы, оказывающие влияние на V (скорость обращения денег)

Частота выплаты заработной платы

/гt=> Vi

Традиции (привычки) оплаты покупок (наличность, чеки, банковские карты)

cash => М Т => V t

Темп инфляции

п t=> Vi

Эффект дохода (например, как фаза экономического цикла)

Y i => Vi

Финансовые инновации

cards t => V T

Текущая ставка процента

i t => M D 1 => Vi

Ожидания в отношении ставки процента (оптимистические или пессимистические)

i e *f> t => M D t => Vi

Степень вертикальной интеграции в экономике

VI i => M D i => vi

Наличие и степень развитости кредитных отношений в экономике

credit t => M D Ф => V t

Объем теневой экономики: нелегальная деятельность уклонение от налогов (степень законопослушности граждан)

Shadow-economy t => M t => V T

Эффект богатства

wi => ct => vi

Форматы покупок (expenditure patterns)

Qi => m d i => vi

Для расчета скорости обращения денег, используют два показателя:

    Скорость движения денег в кругообороте стоимости общественного продукта или кругообороте доходов:

О = ВВП или (НД) / Денежная масса (М 2 ).

Этот показатель характеризует связь денежного обращения с процессами экономического развития.

    Оборачиваемость денег в платежном обороте:

Сумма денег на банковских счетах / Среднегодовая величина денежной массы в обращении

Этот показатель характеризует скорость безналичных расчетов.

На скорость обращения денег влияют:

    общеэкономические факторы:

    циклическое развитие производства;

    темпы его роста;

    движение цен.

    денежные (монетарные) факторы:

    структура платежного оборота (соотношение наличных и безналичных денег);

    развитие кредитных операций и взаимных расчетов;

    уровне процентных ставок за кредит на денежном рынке;

    внедрение компьютеров для операций в кредитных учреждениях;

    использование электронных денег в расчетах.

Кроме того, скорость изменяется в зависимости от периодичности выплат доходов, равномерности расходования населением своих средств, уровня сбережения и накопления.

Т.к. скорость обращения денег обратно пропорциональна количеству денег в обращении, то ускорение их оборачиваемости означает рост денежной массы . Увеличение денежной массы при том же объеме товаров и услуг на рынке ведет к обесценению денег, т.е. в конечном итоге является одним из факторов инфляционного процесса.

Эмиссия наличных и безналичных денег.

Понятия “выпуск денег” и “эмиссия денег” - неравнозначны.

Под выпуском денег понимают постоянный приток денег в оборот .

Выпуск денег в оборот происходит постоянно.

Безналичные деньги выпускаются в оборот , когда коммерческие банки предоставляют ссуду своим клиентам.

Наличные деньги выпускаются в оборот , когда банки в процессе осуществления кассовых операций выдают их клиентам из своих операционных касс.

Но выпуск денег в оборот может не означать увеличение денег в обороте , так как одновременно с выпуском денег клиенты банков погашают банковские ссуды и сдают наличные деньги в операционные кассы банков. При этом количество денег в обороте может и не увеличиться.

Под эмиссией понимается такой выпуск денег в оборот, который приводит к общему увеличению денежной массы , находящейся в обороте.

Существует эмиссия наличных и безналичных денег .

В СССР и ту и другую эмиссию осуществлял Государственный банк.

В условиях рыночной экономии эмиссионная функция разделяется :

- эмиссия безналичных денег производится системой коммерческих банков;

- эмиссия наличных денег - государственным центральным банком.

Эмиссия безналичных денег является первичной , так как прежде чем наличные деньги появятся в обороте, они должны отражаться в виде записей на депозитных счетах коммерческих банков.

Цель эмиссии безналичных денег в оборот - удовлетворить дополнительную потребность предприятий в оборотных средствах , эта цель достигается путем предоставления предприятиям со стороны коммерческих банков кредитов .

Однако банки могут выдавать кредиты только в пределах имеющихся у них ресурсов (собственного капитала банка и привлеченного - средства на депозитных счетах клиентов). Этим можно удовлетворить только обычную потребность предприятий в оборотных средствах, а не дополнительную.

А с ростом производства и товарооборота, и с ростом цен на товары постоянно возникает дополнительная потребность в деньгах .

Удовлетворить такую потребность призван специальный механизм эмиссии безналичных денег.

В условиях административно-хозяйственной системы такая потребность удовлетворялась эмиссией безналичных денег на основе кредитных планов , путем расширения предоставляемых в соответствии с ними кредитов.

В условиях рыночной экономики действует другой механизм .

Чем выше скорость обращения денег, тем больше инфляция. Если в 1990 г. значение этого показателя равнялось примерно 1,5, то затем произошло стремительное увеличение скорости денежного обращения - до 4,5 в 1994 г., 8,0 в 1995 г. и 7,0 в 1997 г. После августа 1998 г. также наблюдалось ускорение денежного обращения.
Таким образом, ставя задачу ремонетизации экономики, в ее решении необходимо предусмотреть создание блока антиинфляционной защиты, который включал бы мероприятия, направленные, с одной стороны, на уменьшение доли М0 в М2, с другой - вел бы к сокращению скорости обращения денег.
Что касается снижения удельного веса наличных денег в общей денежной массе, то эту задачу можно решить, например, следующими мерами:
запрещением использования наличных денег в обороте между предприятиями и стимулированием безналичных расчетов в народном хозяйстве;
усилением целевого характера выплат заработной платы и социальных платежей, исключающим их предварительное попадание на финансовый или валютный рынок;
прохождением бюджетных средств до их получателей и налогов в бюд-жет через систему казначейства;
использованием специальных счетов (чеков) для высокооплачиваемых работников применительно к части их дохода, которая может быть направлена только для приобретения товаров длительного пользования отечественного производства, оплаты жилищно-коммунальных услуг, жилищного и дачного строительства и т.п. или вложения в банковскую систему в виде депозита (золотого сертификата).
На ближайший период нереально ставить задачу значительного сокращения доли М0 в М2. Речь, видимо, может идти о достижении М0, равном 34%-35%. Такой незначительный сдвиг в структуре денежной массы отражает особенности (и издержки) запуска экономики на основе расширения потребительского спроса домашних хозяйств. Следовательно, необходимо перенести центр тяжести в антиинфляционной защите на сокращение скорости обращения денег. Для этого предварительно выясним, за счет каких факторов в переходной экономике России произошло 5-6-кратное увеличение значения данного показателя, чтобы блокировать их действие. В этой связи в первую очередь следует выделить роль двух факторов.
Во-первых, это завышенная доходность на финансовом рынке, которая ускоряет движение денег, а точнее, приводит к массированному бегству денежного капитала из секторов реальной экономики, лишая их достаточной финансовой поддержки. Поэтому финансовый рынок должен стать объектом экстренного и жесткого государственного регулирования, нацеленного на принудительное (хотя и поэтапное) сокращение доходности обращающихся на нем инструментов. Должны быть предусмотрены такие меры:
резкое сокращение доходности по государственным ценным бумагам, с чего и следует начинать новую политику регулирования финансовой сферы. Доходы по госбумагам должны быть не выше средней прибыльности, установившейся в сфере производства (7%-8% годовых);
ЦБ и правительство должны пойти на резкое сокращение ставки рефинансирования, отказавшись от жесткой привязки к уровню инфляции. В кризисной экономике неизбежные потери и риск должны распределяться равномерно между финансовыми и производственными агентами. Поэтому ставка рефинансирования должна сразу же резко сократиться до 20%-24%. Только в этом случае можно рассчитывать на появление доступного для производителей кредита;
переориентация финансово-банковской системы на кредитное и инве-стиционное обслуживание реальной экономики заставляет обратиться к проработке еще одной эффективной меры: ограничения участия банков в покупке акций промышленных предприятий. При этом можно сослаться на антикризисный опыт США, когда в 1933 г. президентом Рузвельтом был введен аналогичный запрет, который сохраняется вплоть до сегодняшнего дня;
для ограничения движения финансового капитала в краткосрочной форме, которое особенно инфляционно опасно, оправданно использовать дополнительные налоги в указанной сфере. Этим вносится еще один антиинфляционный якорь и обеспечивается прилив долгосрочных капвложений в экономику;
введенные ограничения на финансовом рынке, приведя к крупному снижению доходов на нем, безусловно, обернутся разорением многих коммерческих банков. По большому счету об этом не стоит особо сожалеть, поскольку значительное количество банков в течение всех этих лет фактически паразитировало на государственных финансах, нередко просто расхищая их и вывозя в другие страны и оффшорные зоны. Добавим и то, что финансово-кредитная
сфера, наряду с внешнеэкономической, превратилась в один из главных каналов «бегства капитала» из страны. Те же коммерческие банки, которые научились работать самостоятельно, выживут, только им целесообразно помогать. Остальные банки, скорее всего, разорятся; они должны перейти в руки государства, чтобы на их основе создать сеть в 100-200 региональных государст-венно-муниципальных коммерческих банков;
сокращение свободных финансовых ресурсов и необходимость создания системы доступного кредита для производителей обусловливает целесообразность вернуться к практике дозированного (законодательно устанавливаемого) объема финансирования расходной части бюджета через платные кредиты ЦБ с льготной процентной ставкой. Можно предположить, что такие кредитные ресурсы должны направляться для организации кредитной деятельности создаваемой сети государственно-муниципальных банков и с последующим использованием в целях развития системы инвестиционных банков.
Во-вторых, каналом разогрева инфляции через ускорение денежного обращения являлся фактически свободный режим функционирования валютного рынка. В условиях практически неограниченной возможности в обмене рублевой массы на иностранную валюту увеличение денежного предложения на рынке способствовало нарастанию давления на обменный курс рубля. Действовавший ранее валютный коридор и сверхвысокая доходность ГКО позволяли его временно удерживать в определенных рамках, но, как оказалось, переводя инфляцию в подавленную. И как только был снят этот коридор и рухнула пирамида ГКО, накопленный спекулятивный потенциал в валютной сфере взорвался почти трехкратным падением курса рубля с последующим скачком цен. Существовавшая конкуренция между рынком финансовых обязательств и валютным рынком, с точки зрения реальной экономики, принципиально ситуацию не улучшала. Ведь как на одном, так и другом рынке практически участвовали одни и те же игроки, которые на каком-то этапе получали свои прибыли на финансовом рынке, а потом перемещались на валютный рынок. Заметим, что политика опережающей внутренней конвертируемости рубля в условиях стагфляционной экономики была ошибочной и должна оцениваться как преждевременная (например, в ФРГ возможность обмена марок на инвалюту появилась только в конце 50-х годов).
Поэтому для того чтобы сегодня сдержать и приглушить инфляционный рост, задаваемый повышением кредитно-денежной активности государства, необходимо эту инфляционную цепочку разорвать. В этой связи можно сослаться на опыт Малайзии, которая после финансового кризиса в Азии (1997 г.) сделала ставку на жесткий контроль над потоками финансового капитала и над операциями с иностранной валютой. Такие меры, способствуя сдерживанию инфляции, одновременно закладывают основу для снижения процентных ставок по кредитам.
Вот почему в целях снижения скорости обращения денег и ограничения инфляции необходимо оставить валютный рынок в том объеме и тех границах, которые необходимы для выполнения его основной функции - обслуживания экспортно-импортных операций. Должен быть предусмотрен комплекс мер, призванный максимально сбить чисто спекулятивный спрос на инвалюту. Приведем в качестве возможных следующие действия в валютной сфере:
в условиях отказа от валютного коридора и перехода к режиму плавающего курса рубля существенно повышается роль курсовой валютной политики ЦБ. Чтобы все-таки оградить рубль от чисто спекулятивных атак, целесообразно
поэтапно восстановить предполагаемые границы его колебаний, но фиксируя их допустимые размеры не вокруг доллара, а по соотношениям в паритетах покупательной способности валют. Тем самым в политику обменного курса будет введен более надежный и точный экономический индикатор;
не исключено, что на начальном этапе придется использовать двойной курс рубля. Один должен действовать в пределах допустимых колебаний вокруг паритета покупательной способности рубля и обслуживать сферу организованной внешнеэкономической деятельности, другой - применяться с учетом рыночной конъюнктуры в других хозяйственных сферах (туризм, обменные операции для населения и т.п.);
для укрепления обменного курса рубля должны быть предусмотрены и административные меры по ограничению спекуляции на валютном рынке (обязательная продажа экспортерами большей части валютной выручки в максимально сжатые сроки, тщательный отбор банков, работающих на валютном рынке, дополнительное налогообложение валютных операций и т.п.). При критиче-ской ситуации в качестве наиболее сильных и чрезвычайных мер допустимо введение монополии ЦБ на ввоз иностранной валюты на территорию РФ, как и восстановление госмонополии на вывоз сырья и энергоресурсов;
в целях ослабления заинтересованности КБ в операциях с валютой целесообразно устанавливать для них более высокую норму резервирования по валютным счетам.
Таковы возможная логика действий и отдельные меры, призванные сформировать блок антиинфляционной защиты. Вместе с тем отметим, что для реализации политики ремонетизации российской экономики имеется еще один сценарий, отличный от ранее описанного. Он связан с возможностью выпуска специальных расчетных денег (безналичного рубля), посредством которых могла бы функционировать система платежей, по крайней мере, в государственном секторе. Данный вариант альтернативен первому варианту, логично дополняет идею разделения потоков бюджетных и коммерческих денег, восстанавливая в новом виде советский опыт двухканального денежного обращения. В этом случае предполагается создание единого расчетного центра, который выполнял бы постоянную функцию обеспечения безналичных взаиморасчетов, своевременно оплачивал государственные заказы и позволял осуществлять обязательные платежи в бюджет. Одновременно использование специальных расчетных денег должно исключать их перевод в наличные рубли и особенно в иностранную валюту. Одним из главных возражений по поводу целесообразности использования таких денег и самой операции взаимозачетов является то, что они не позволяют проводить жесткую денежно-кредитную политику и ухудшают возможность пополнения доходной части бюджета «живыми деньгами». Также трудно сохранить взаимонепроницаемость двух денежных каналов, что ослабляет эффект антиинфляционной защиты. Сами такие деньги трактуются как «суррогатные», подрывающие эффективность использования выпускаемых ЦБ законных денежных знаков.
Однако заметим, что денежная масса в нормально работающей рыночной экономике в еще большей степени характеризуется сложным составом. В нее входят денежные агрегаты с разной степенью ликвидности - от М0 до М3 и L. Такое фактическое многообразие видов денег как раз придает денежной системе гибкость, одновременно позволяя расширять необходимую для нормальной работы экономики денежную базу с минимальными последствиями для усиления
инфляционных тенденций. В частности, в денежный параметр L входят разного рода казначейские обязательства, векселя, банковские акцепты и т.п.
Можно считать, что решением об отмене использования в 1998 г. любых платежных форм в оплате федеральных налогов, кроме денежных, правительство сделало выбор в пользу преодоления кризиса неплатежей по первому варианту. Как уже отмечалось, сам по себе выбор далеко не бесспорен и к этому вопросу, не исключено, еще придется обращаться. Поэтому вариант с введением параллельной расчетной денежной единицей (безналичного рубля) не следует вообще исключать, рассматривая его как запасной.
Итак, в экономическом арсенале имеются способы сдерживания инфляции даже при проведении более активной кредитно-денежной политики. При этом наиболее опасным является не сам по себе механизм денежной эмиссии, особенно если он необходим для нормальной работы экономики, а то, на какие цели и как используются дополнительные порции денег. За счет снижения скорости обращения денег (до 5,5-6 оборотов в год), если оно обеспечивается надежным режимом изоляции растущего предложения денег от финансово-валютной сферы, появляется возможность удержать инфляцию на относительно приемлемом уровне (до 50% в год) и одновременно преодолеть катастрофический дефицит кредитных ресурсов в реальном секторе экономики России. Это означает, что при таком развитии событий появляется реальный шанс для запуска экономического роста. В таблице 2 приведены основные макроэкономические параметры при инерционном сценарии развития, на который, судя по всему, была ориентирована деятельность правительства Примакова, и при антикризисной программе развития.
Таблица 2
Макроэкономические параметры при инерционном и антикризисном вариантах проведения экономической политики Показатели 1998г. - оценка 1999 г. - инерционный вариант 1999 г. - антикризисный ВВП (в % к пред. году) 94-95 97-92 102-104 Инфляция (в % к пред. году) 180-185 130 150 М2 - млрд. руб. 370 460 790-840 М0 - млрд. руб. 155 180 285-300 М2: ВВП в % 10-10,5 12-12,5 19-21 Денежные доходы на-селения (в % к пред. году) 120-125 150-160 …

Скорость обращения денег заключается в интенсивности их движения. Для правильного анализа скорости денежного оборота нужно обратить внимание на некоторые нюансы этого понятия современной финансовой сферы. Наряду с этим термином употребляют крепко связанный с ним термин «денежная масса». В этом разрезе деньги рассматриваются как средства достижения определенных целей. По этому показателю измеряют количество сделок. Соответственно, что в этих сделках непосредственной действующей единицей являются деньги. За временной отрезок необходимо брать не менее года. Высокая скорость денежного оборота – это показатель относительно быстрого расхода средств и высокой конъектуре рынка (рыночная активность). Так же высокая скорость обращения снижает необходимость дополнительной эмиссии (печать новых денег). Но существует и отрицательная причина высокой скорости денежных оборотов – недоверие к национальной валюте и стремительное желание участников рынка избавится от нее. Медленное обращение денежной массы свидетельствует о низком коэффициенте размещения национально продукта. Но может быть и позитивная причина медленного оборота денежных средств – это стремление участников рынка к сбережению денежной массы в долгосрочных банковских вкладах. Что в свою очередь вызвано доверием к национальной валюте и к ее стоимости. Количество денежной массы обратно пропорционально денежному обращению. Ниже формулы будет рассмотрены методы регулировки скорости денежного оборота. С развитием экономического прогресса благодаря электронным платежам скорость обращения денег стала более стабильная, чем была ранее. Товар был всегда привязан к деньгам, а расстояние одних и тех же торговых путей было относительным. Например, торговые корабли при наличии хорошего попутного ветра могли пройти расстояние за неделю, которое нужно плыть месяцами при обычных погодных условиях. На суше также часто препятствовали войны и погодные условия. В те времена намного чаще колебались показатели скорости оборота денежной массы. В истории известны факты, когда после торговли в портах целые города оставались без наличных монет. Их нельзя было негде занять под любые проценты.

Формула для вычисления скорости в денежном обращении

Понятие денежного обращения подразумевает количество оборотов всей массы денежных ресурсов за год. Эта величина часто вычисляется не прямым методом: суммарное количество транзакций разделено на объем денежной массы в обороте. Для определения скорости в государственном денежном обращении потребуется формула:

  1. Количество Оборотов, созданное денежным обращением:
    • КО = ВВП / M (Масса денежная);
  2. средняя Продолжительность Оборота денежной массы:
    • ПО = М: ВВП / Д (Дней календарных);
  3. полученные показатели пропорциональны:
    • КО = Д/ПО или ПО = Д/КО.

В скорости обращения денег, можно выделить ее главные показатели. В эту группу относят:

  1. Скорость национального валютного оборота в кассах центральных банков.
  2. Скорость течения наличных средств, которые находятся в обороте.

Первый показатель исходит из отношения:

  • сумм поступивших в кассы главного банка страны;
  • денежных средств на текущих банковских счетах;
  • среднего показателя за год по денежным потокам, которые находятся в обороте.

Во втором показателе отображаются величины наличных денежных потоков, которые соотносят между собой:

  • А) количество денег выданных через центральные кассы;
  • Б) среднюю годовую массу денежных ресурсов в наличном обращении.

Конечно же, такой показатель, как скорость обращения в деньгах, тщательно контролируется на государственном уровне. Ведь этот параметр предопределяет финансовые возможности того или иного государства. Без показателей скорости платежных потоков, с деньгами невозможно делать никаких предварительных финансовых расчетов на перспективу развития государства. При вычислении скорости обращения национальной валюты нельзя забывать, что это средний показатель. Значит, возможны некоторые отклонения, но незначительные. Еще один важный момент: скорость оборачиваемости денег показывает количество раз за год, когда денежная единица используется для приобретения товаров или услуг. Этот параметр в некотором роде показателен для получения реальной картины «платежеспособности» населения. Иными словами, скорость потока денег подразумевает под собой частоту использования конкретной денежной единицы за год.

Регулирование и контроль над скоростью денежной оборачиваемости

Регулируется скорость в обращения денег такими способами:

  • проведение анализа и учета банковской сферы;
  • регулярный контроль денежных потоков;
  • создаются резервные фонды банкнот и монет;
  • внедрение правил хранения, перевозки и инкассации национальной валюты;
  • регулярно проводится замену и уничтожение денежных знаков;
  • определяются и вводятся правила кассовых операций.

Регулированию государства подчиняется и эмиссия денег, а также обратный процесс - изъятия валюты из обращения. Этой сфере подчинена вся денежно-кредитная политика любой страны. Регулирование осуществляют согласно с государственным банковским законодательством. Скорость оборачиваемости денег напрямую связанна с банковской сферой. Сюда включают:

  • государственные банки;
  • территориальные филиалы центральных банков;
  • коммерческие банки государства и иностранных инвесторов.

Для упрощения контроля над скоростью оборачиваемости национальной валюты создаются территориальные расчетно-кассовые центры. Они совмещают в своей структуре оборотные кассы и резервные фонды с запасом банкнот и монет, которые еще не выпускают в оборот, а только согласно необходимости. Оборотные кассы принимают и выдают наличные деньги. Для остатков валюты существует определенный лимит. При завышенном лимите излишки поступают в резервный фонд. Эти средства уже не участвуют в обращении.

Безналичные перечисления – высокоскоростной оборот национальной валюты

Сегодня важную роль играет контроль и регулирование потоков безналичных денежных средств, которые существенно увеличивают скорость обращения национальной валюты. При перечислении платежных средств со счета одного банка на счета в другой банк транзакции проходят через межбанковские посредники – Расчетные Кассовые Центры. Все РКЦ это структурные подразделения центрального банка государства. Для перечисления безналичной национальной валюты используются разные формы:

  • платежные поручения;
  • платежные требования;
  • аккредитивы;
  • чеки;
  • операции инкассо.

Предпочтения выбора форм для безналичных перечислений определяются в зависимости от общеэкономической ситуации в государстве:

  • инфляция;
  • характер платежа;
  • финансовая репутация контрагентов.

Наибольший поток безналичной формы перечислений проходит:

  • между организациями;
  • предприятиями и банками;
  • госорганизациями и бюджетными структурами;
  • между всеми видами организаций и населением.

Эмиссировать безналичные денежные формы запрещено. Но важно понимать, что наличные и безналичные денежные средства прочно связанны между собой. Любая безналичная транзакция начинается с внесения наличной валюты на банковский счет. После они появляются на кредитных счетах контрагентов, которые могут обналичивать безналичные деньги через банки. При безналичных транзакциях используются деньги исключительно в национальной валюте. Безналичные операции в иностранной валюте внутри государства строго запрещены, по понятным причинам.

Валюту Евро изобрели для того, чтобы суммы денежных оборотов богачей выглядели скромнее в несколько раз.

gastroguru © 2017