Примеры по теме скорость движения денег. Денежные обороты: скорость обращения денег. Вопрос для размышления

Основные характеристики, присущие денежной массе

Определение 1

Денежной массой называют количество денег, которые есть в наличии у экономических субъектов страны.

В состав денежной массы входят:

  • наличные деньги (денежные купюры, банкноты);
  • безналичный расчет (деньги на счетах в банке).

Наличное обращение денег возможно благодаря наличию специальных денежных знаков. На территории РФ существуют такие формы денежных знаков как банкноты и металлические монеты. Выпуском банкнот и монет занимается Центральный Банк Российской Федерации.

Безналичное денежное обращение – это движение денег между счетами без участия наличных денежных знаков. Безналичные расчеты производятся за счет чеков, кредитных карточек и т.д.

Составными элементами денежной массы являются ее агрегаты. Среди денежных агрегатов, которые на сегодняшний день действуют на территории Российской Федерации можно выделить:

  1. $M_0$, или наличные деньги в обращении. В него входят наличные деньги, которые Банк России выпустил в обращение на территории государства. Однако, в их состав не входят наличные денежные средства, которые находятся в кассах отделений Банка России и других кредитных организаций.
  2. $M_1$, или деньги. В его состав входят наличные деньги, которые находятся в обращении, за исключением банковской системы (другими словами это агрегат $M_0$), а также деньги, которые находятся на различных видов счетах до востребования резидентов РФ (населения, а также финансовых (за исключением кредитных) и нефинансовых организаций).
  3. $M_2$, или денежная масса в национальном определении. В его состав входят денежный агрегат $M_1$, а, следовательно, и агрегат $M_0$, а также денежные средства, которые были привлечены за счет срочных депозитов от резидентов РФ.
  4. $M_2X$ или денежная масса по методологии денежного обзора. Включает агрегат $M_2$ и депозиты в иностранной валюте.

Расчет скорости обращения денежной массы

Определение 2

Скорость обращения денег – это движение денежных масс, как наличных, так и безналичных, в процессе выполнения своих функций.

Скорость обращения зависит от двух показателей: количество оборотов денежной массы; продолжительность оборота денежной массы.

Количество оборотов денежной массы – это величина, которая показывает сколько раз одна и та же денежная единица используется на внутреннем рынке за некоторый временной интервал (зачастую год). Рассчитать данный показатель можно по формуле:

Продолжительность оборота денежной массы – это показатель, который демонстрирует через какой промежуток времени одна и та же денежная единица будет использована во второй раз за отчетный период. В виде формулы записывается в следующей виде:

  • где Д – количество дней в отчетном периоде;
  • $V$ – количество оборотов денежной массы за отчетный период.

Рассмотрим применение этих двух показателей на примере.

Пример 1

Согласно статистике, ВВП государства А. составил в 2015 году – 3590 млн. ден. ед., в 2016 году – 3870 млн. ден. ед. Так же известно, что объем денежной массы в обращении составляет соответственно 910 и 955 млн. ден. ед. Рассчитайте количество и продолжительность оборота денежной массы в государстве А.

Известно, что на скорость оборота денег влияют количество оборотов денежной массы и продолжительность оборота денежной массы.

Количество оборотов денежной массы вычисляется по формуле:

Подставляем данные из условия в формулу и получаем:

$V2015=3590/910=3,95$

$V2016=3870/955=4,05$

Учитывая эти данные, а также тот факт, что отчетный период составляет 1 год, т.е. 365 календарных дней в 2015 году и 366 дней в 2016 году (поскольку год високосный), можно вычислить продолжительность оборота:

Подставляя необходимые значения получаем:

$t2015=365/3,95≈92$

$t2016=366/4,05≈90$

Зачастую високосный год не используется. Вместо этого берется стандартное количество календарных дней – 365. Также, в зависимости от ситуации, может устанавливаться определенный срок отчетного периода, например, квартал – 90 дней и т.д.

Скорость обращения денег характеризует частоту, с которой каждая единица имеющихся в обороте денег (гривна, доллар и т.п.) используется в среднем для реализации товаров и услуг за определенный период (год, квартал, месяц) .

Исходя из известного уравнения обмена И. Фишера, величину скорости обращения денег можно определить по формуле:

где V- скорость обращения денег;

Р средний уровень цен на товары и услуги;

Q - физический объем товаров и услуг, реализованных в определенном периоде;

М средняя масса денег, которая находится в обороте за определенный период.

Таким образом, величина скорости обращения денег прямо пропорционально связана с номинальным объемом изготовленного национального продукта (Р х 0) и обратно пропорционально -с объемом массы денег, имеющихся в обороте.

Охарактеризует прежде всего интенсивность использования запаса денег в обороте (М) для оплаты товаров и услуг, реализуемых, то есть этот показатель связан преимущественно с денежным обращением. Поэтому величина V зависит прежде всего от частоты и объемов товарных операций каждого субъекта денежного оборота. Однако нетоварные платежи (фискально-бюджетные, кредитные) тоже влияют на показатель скорости обращения. Особенно заметен этот влияние в показателе средней продолжительности одного оборота гривны. Она состоит из продолжительности хранения денег в распоряжении непосредственных покупателей на рынках продуктов, а также по продолжительности пребывания в распоряжении фискально-бюджетных учреждений, банков и других финансово-кредитных институтов, через которые распределяется и перераспределяется часть национального дохода как главного источника формирования платежного спроса на рынках. Если эта вторая группа субъектов оборота задерживает деньги в своем распоряжении, несвоевременно осуществляет платежи по своим обязательствам, то будет увеличиваться продолжительность этой части оборота денег и будет уменьшаться вся скорость их обращения.

Показатель скорости обращения денег можно определять:

o по средней частоте использования денежной единицы в оплате доходов населения, то есть в формировании национального дохода;

o по средней частоте использования денежной единицы в осуществлении всех видов платежей;

o по частоте прохождения наличных через кассы банков.

Первый из этих показателей может быть определен делением объема национального дохода на массу денег в обороте. Количественно он почти совпадать с показателем V, определенным ВВП. Второй из них может определяться делением общего объема денежного оборота на М. Этот показатель существенно отличаться от показателя V, определенного по ВВП, потому что в нем будут учтены все нетоварные платежи (фискально-бюджетные, кредитные, спекулятивные и т.п.). Поскольку официальная статистика общего объема денежного оборота не определяет, рассчитать этот показатель V практически невозможно. Третий показатель может определяться делением общего объема кассовых оборотов всех коммерческих банков за год на среднегодовую сумму наличности в обороте.

Скорость обращения денег находится под влиянием многих факторов с разнонаправленным характером действия. Всех их можно разделить на две группы:

=> Те, что действуют на стороне платежеспособного спроса;

=> Те, что действуют на стороне предложения товаров и услуг.

Среди факторов первой группы главными являются:

> Изменение спроса на деньги;

> Развитие структуры потребления;

> Культурные потребности населения и тому подобное. Основные факторы второй группы:

> Общественное производство;

> Рыночные отношения;

> Инфраструктура рынка и тому подобное.

Изменение спроса на деньги оказывается в изменении желания экономических субъектов иметь в своем распоряжении определенный запас денег как высоко-ликвидных активов. Если такое желание увеличивается, то расходование денег будет менее интенсивным, чем их поступления и денежный оборот замедлится. И наоборот, если спрос на деньги уменьшается, то расходование их будет более интенсивным за поступление, и денежное обращение ускорится. Поэтому скорость обращения денег и спрос на деньги можно рассматривать как два взаимосвязанных показателя с обратной зависимостью.

Влияние на скорость обращения денег со стороны товарного предложения определяется главным образом интенсивностью тех экономических процессов, которые он обслуживает: изменениями объема, структуры и эффективности общественного производства, величины и скорости товарных потоков на стадии обмена, развитием рыночных связей, сбалансированностью рынка и др. Рост эффективности общественного производства сокращает период накопления стоимости для целей воспроизводства, ускоряя возврат в оборот денег, обслуживающих цели накопления в пределах отдельных индивидуальных капиталов. Большое значение в преодолении сдерживающего влияния денежных накоплений на обращение денег имеет развитие кредитных отношений и банковской системы. Благодаря ему даже незначительные по объемам накопления денег снова направляются в сферу обращения, ускоряя свое движение в пределах оборота всего общественного капитала.

Определенное влияние на скорость денежного обращения оказывает развитие экономической инфраструктуры: транспорта, торговли (оптовой и розничной), банковского дела (в частности автоматизации безналичных расчетов), рынка ценных бумаг и т. Улучшение дел на каждом из этих направлений способствует ускорению доставки товаров от продавца к покупателю и передачи денег от плательщика к их получателя.

Скорость обращения денег, как и их масса, влияет на экономические процессы не своей абсолютной величине, а ее изменением в течение определенного периода - ускорением или замедлением.

Изменение скорости обращения денег имеет существенные экономические последствия: увеличивает или уменьшает предложение денег в обращении и этим влияет на платежеспособный спрос и на издержки обращения; усложняет или облегчает регулирование денежного обращения; дает обобщающее отображение изменения интенсивности экономических процессов, составляющих основу денежного обращения. Изменение скорости обращения денег влияет на платежеспособный спрос прямо пропорционально: при ее увеличение при условии постоянства товарооборота платежеспособный спрос относительно увеличивается, и наоборот. Ускорение обращения денег компенсирует их массу, может иметь положительное значение в условиях увеличения объемов товарооборота, когда растущая потребность в деньгах будет удовлетворяться без дополнительного их выпуска. Однако при условии разбалансированности экономики, когда платежеспособный спрос опережает товарное предложение, ускорение денежного обращения становится дополнительным инфляционным фактором.

Замедление денежного обращения расширяет емкость его сферы, то есть увеличивает спрос на деньги и уменьшает платежеспособный спрос, что положительно влияет на его состояние даже при неизменности объема товарооборота. Поэтому меры по замедлению денежного обращения всегда входят в анти-инфляционных программ как их составляющая, а экономическая ситуация, характеризующаяся замедлением обращения денег, является благоприятной для реформирования денежной системы страны.

Скорость обращения денег - явление объективное, чрезвычайно сложное, его трудно прогнозировать и регулировать. Поэтому практика не выработала Действующих инструментов оперативного регулирования скорости обращения денег для влияния на конъюнктуру рынка. Будучи связанной обратной зависимостью со спросом на деньги, скорость обращения денег так же чувствительна к изменению процента, как и спрос на деньги. Поскольку уровень процента постоянно и существенно колеблется, скорость обращения денег, по Кейнсу, тоже постоянно и непредсказуемо меняется. М. Фридман - основатель современной монетаристской теории - вслед за Кейнсом признал способность скорости обращения денег в колебания. Однако он не согласился с Кейнсом относительно невозможности их прогнозировать, что дало ему основания восстановить приоритетную роль монетарной политики в государственном регулировании экономики. Предвидения изменения V дает возможность нейтрализовать ее влияние на экономику путем адекватного изменения массы денег в обороте.

Интенсивный кругооборот денег в стране обусловлен изобилием сделок купли-продажи. Скорость обращения денег - показатель среднегодового количества денежных оборотов, обусловленных использованием средств на приобретение услуг, готовых товаров.

Скорость обращения денег: расчет

Скорость обращения денег (V) рассчитывается как отношение годового ВВП (Y) к среднегодовой массе денег (M): V=Y/M.

В краткосрочной перспективе показатель скорости является постоянным, в долгосрочном периоде - это изменчивая величина, которую можно регулировать. На скорость денежного обращения влияет:

  • банковская инфраструктура страны;
  • техническое оснащение учреждений, участвующих в денежных схемах;
  • экономическая активность.

Чем совершеннее спутниковые, компьютерные связи, техническое оснащение банковских структур, тем интенсивнее оборачиваются деньги и меньше их требуется для стабильного функционирования хозяйства.

Денежная масса, необходимая для платежных операций, зависит от востребованности денег, предложения банками.

Денежные обороты: изменение скорости обращения денег

Изменение скорости обращения денег обусловлено увеличением либо снижением объемов производства - при наращивании производства скорость растет, при сокращении - замедляется. Косвенно обращение денег зависит от фаз экономического цикла. Так, в кризис оборот денежной массы снижается.

При условии стабильности цен в стране может прослеживаться:

  • замедление денежных оборотов - признак снижения ВНП;
  • ускорение оборачиваемости денег - критерий подъема ВНП.

При ускорении инфляции денежные обороты равнозначно увеличиваются.

Существенное изменение показателя интенсификации движения денежной массы может быть вызвано качественным преобразованием системы обращения денег.

Скорость обращения денег: факторы движения

Для исчисления оборачиваемости денег в экономике используется показатель, определяющий скорость обращения денег. Факторы , влияющие на коэффициент скорости:

  1. Общеэкономические. Условия - циклическое развитие экономики, движения цен.
  2. Монетарные:
  • изменение структуры платежного кругооборота;
  • развитие кредитных сделок;
  • интенсивность взаимных расчетов;
  • уровень процентных ставок;
  • темпы развития производственных объемов;
  • экономическое положение в РФ.

Ускоряет денежный кругооборот развитие платежных, расчетных систем. Показатель интенсификации денежной массы отображает уровень инфляции.

При экономическом подъеме оборачиваемость денег будет снижаться.

Скорость обращения денег заключается в интенсивности их движения. Для правильного анализа скорости денежного оборота нужно обратить внимание на некоторые нюансы этого понятия современной финансовой сферы. Наряду с этим термином употребляют крепко связанный с ним термин «денежная масса». В этом разрезе деньги рассматриваются как средства достижения определенных целей. По этому показателю измеряют количество сделок. Соответственно, что в этих сделках непосредственной действующей единицей являются деньги. За временной отрезок необходимо брать не менее года. Высокая скорость денежного оборота – это показатель относительно быстрого расхода средств и высокой конъектуре рынка (рыночная активность). Так же высокая скорость обращения снижает необходимость дополнительной эмиссии (печать новых денег). Но существует и отрицательная причина высокой скорости денежных оборотов – недоверие к национальной валюте и стремительное желание участников рынка избавится от нее. Медленное обращение денежной массы свидетельствует о низком коэффициенте размещения национально продукта. Но может быть и позитивная причина медленного оборота денежных средств – это стремление участников рынка к сбережению денежной массы в долгосрочных банковских вкладах. Что в свою очередь вызвано доверием к национальной валюте и к ее стоимости. Количество денежной массы обратно пропорционально денежному обращению. Ниже формулы будет рассмотрены методы регулировки скорости денежного оборота. С развитием экономического прогресса благодаря электронным платежам скорость обращения денег стала более стабильная, чем была ранее. Товар был всегда привязан к деньгам, а расстояние одних и тех же торговых путей было относительным. Например, торговые корабли при наличии хорошего попутного ветра могли пройти расстояние за неделю, которое нужно плыть месяцами при обычных погодных условиях. На суше также часто препятствовали войны и погодные условия. В те времена намного чаще колебались показатели скорости оборота денежной массы. В истории известны факты, когда после торговли в портах целые города оставались без наличных монет. Их нельзя было негде занять под любые проценты.

Формула для вычисления скорости в денежном обращении

Понятие денежного обращения подразумевает количество оборотов всей массы денежных ресурсов за год. Эта величина часто вычисляется не прямым методом: суммарное количество транзакций разделено на объем денежной массы в обороте. Для определения скорости в государственном денежном обращении потребуется формула:

  1. Количество Оборотов, созданное денежным обращением:
    • КО = ВВП / M (Масса денежная);
  2. средняя Продолжительность Оборота денежной массы:
    • ПО = М: ВВП / Д (Дней календарных);
  3. полученные показатели пропорциональны:
    • КО = Д/ПО или ПО = Д/КО.

В скорости обращения денег, можно выделить ее главные показатели. В эту группу относят:

  1. Скорость национального валютного оборота в кассах центральных банков.
  2. Скорость течения наличных средств, которые находятся в обороте.

Первый показатель исходит из отношения:

  • сумм поступивших в кассы главного банка страны;
  • денежных средств на текущих банковских счетах;
  • среднего показателя за год по денежным потокам, которые находятся в обороте.

Во втором показателе отображаются величины наличных денежных потоков, которые соотносят между собой:

  • А) количество денег выданных через центральные кассы;
  • Б) среднюю годовую массу денежных ресурсов в наличном обращении.

Конечно же, такой показатель, как скорость обращения в деньгах, тщательно контролируется на государственном уровне. Ведь этот параметр предопределяет финансовые возможности того или иного государства. Без показателей скорости платежных потоков, с деньгами невозможно делать никаких предварительных финансовых расчетов на перспективу развития государства. При вычислении скорости обращения национальной валюты нельзя забывать, что это средний показатель. Значит, возможны некоторые отклонения, но незначительные. Еще один важный момент: скорость оборачиваемости денег показывает количество раз за год, когда денежная единица используется для приобретения товаров или услуг. Этот параметр в некотором роде показателен для получения реальной картины «платежеспособности» населения. Иными словами, скорость потока денег подразумевает под собой частоту использования конкретной денежной единицы за год.

Регулирование и контроль над скоростью денежной оборачиваемости

Регулируется скорость в обращения денег такими способами:

  • проведение анализа и учета банковской сферы;
  • регулярный контроль денежных потоков;
  • создаются резервные фонды банкнот и монет;
  • внедрение правил хранения, перевозки и инкассации национальной валюты;
  • регулярно проводится замену и уничтожение денежных знаков;
  • определяются и вводятся правила кассовых операций.

Регулированию государства подчиняется и эмиссия денег, а также обратный процесс - изъятия валюты из обращения. Этой сфере подчинена вся денежно-кредитная политика любой страны. Регулирование осуществляют согласно с государственным банковским законодательством. Скорость оборачиваемости денег напрямую связанна с банковской сферой. Сюда включают:

  • государственные банки;
  • территориальные филиалы центральных банков;
  • коммерческие банки государства и иностранных инвесторов.

Для упрощения контроля над скоростью оборачиваемости национальной валюты создаются территориальные расчетно-кассовые центры. Они совмещают в своей структуре оборотные кассы и резервные фонды с запасом банкнот и монет, которые еще не выпускают в оборот, а только согласно необходимости. Оборотные кассы принимают и выдают наличные деньги. Для остатков валюты существует определенный лимит. При завышенном лимите излишки поступают в резервный фонд. Эти средства уже не участвуют в обращении.

Безналичные перечисления – высокоскоростной оборот национальной валюты

Сегодня важную роль играет контроль и регулирование потоков безналичных денежных средств, которые существенно увеличивают скорость обращения национальной валюты. При перечислении платежных средств со счета одного банка на счета в другой банк транзакции проходят через межбанковские посредники – Расчетные Кассовые Центры. Все РКЦ это структурные подразделения центрального банка государства. Для перечисления безналичной национальной валюты используются разные формы:

  • платежные поручения;
  • платежные требования;
  • аккредитивы;
  • чеки;
  • операции инкассо.

Предпочтения выбора форм для безналичных перечислений определяются в зависимости от общеэкономической ситуации в государстве:

  • инфляция;
  • характер платежа;
  • финансовая репутация контрагентов.

Наибольший поток безналичной формы перечислений проходит:

  • между организациями;
  • предприятиями и банками;
  • госорганизациями и бюджетными структурами;
  • между всеми видами организаций и населением.

Эмиссировать безналичные денежные формы запрещено. Но важно понимать, что наличные и безналичные денежные средства прочно связанны между собой. Любая безналичная транзакция начинается с внесения наличной валюты на банковский счет. После они появляются на кредитных счетах контрагентов, которые могут обналичивать безналичные деньги через банки. При безналичных транзакциях используются деньги исключительно в национальной валюте. Безналичные операции в иностранной валюте внутри государства строго запрещены, по понятным причинам.

Валюту Евро изобрели для того, чтобы суммы денежных оборотов богачей выглядели скромнее в несколько раз.

Чем выше скорость обращения денег, тем больше инфляция. Если в 1990 г. значение этого показателя равнялось примерно 1,5, то затем произошло стремительное увеличение скорости денежного обращения - до 4,5 в 1994 г., 8,0 в 1995 г. и 7,0 в 1997 г. После августа 1998 г. также наблюдалось ускорение денежного обращения.
Таким образом, ставя задачу ремонетизации экономики, в ее решении необходимо предусмотреть создание блока антиинфляционной защиты, который включал бы мероприятия, направленные, с одной стороны, на уменьшение доли М0 в М2, с другой - вел бы к сокращению скорости обращения денег.
Что касается снижения удельного веса наличных денег в общей денежной массе, то эту задачу можно решить, например, следующими мерами:
запрещением использования наличных денег в обороте между предприятиями и стимулированием безналичных расчетов в народном хозяйстве;
усилением целевого характера выплат заработной платы и социальных платежей, исключающим их предварительное попадание на финансовый или валютный рынок;
прохождением бюджетных средств до их получателей и налогов в бюд-жет через систему казначейства;
использованием специальных счетов (чеков) для высокооплачиваемых работников применительно к части их дохода, которая может быть направлена только для приобретения товаров длительного пользования отечественного производства, оплаты жилищно-коммунальных услуг, жилищного и дачного строительства и т.п. или вложения в банковскую систему в виде депозита (золотого сертификата).
На ближайший период нереально ставить задачу значительного сокращения доли М0 в М2. Речь, видимо, может идти о достижении М0, равном 34%-35%. Такой незначительный сдвиг в структуре денежной массы отражает особенности (и издержки) запуска экономики на основе расширения потребительского спроса домашних хозяйств. Следовательно, необходимо перенести центр тяжести в антиинфляционной защите на сокращение скорости обращения денег. Для этого предварительно выясним, за счет каких факторов в переходной экономике России произошло 5-6-кратное увеличение значения данного показателя, чтобы блокировать их действие. В этой связи в первую очередь следует выделить роль двух факторов.
Во-первых, это завышенная доходность на финансовом рынке, которая ускоряет движение денег, а точнее, приводит к массированному бегству денежного капитала из секторов реальной экономики, лишая их достаточной финансовой поддержки. Поэтому финансовый рынок должен стать объектом экстренного и жесткого государственного регулирования, нацеленного на принудительное (хотя и поэтапное) сокращение доходности обращающихся на нем инструментов. Должны быть предусмотрены такие меры:
резкое сокращение доходности по государственным ценным бумагам, с чего и следует начинать новую политику регулирования финансовой сферы. Доходы по госбумагам должны быть не выше средней прибыльности, установившейся в сфере производства (7%-8% годовых);
ЦБ и правительство должны пойти на резкое сокращение ставки рефинансирования, отказавшись от жесткой привязки к уровню инфляции. В кризисной экономике неизбежные потери и риск должны распределяться равномерно между финансовыми и производственными агентами. Поэтому ставка рефинансирования должна сразу же резко сократиться до 20%-24%. Только в этом случае можно рассчитывать на появление доступного для производителей кредита;
переориентация финансово-банковской системы на кредитное и инве-стиционное обслуживание реальной экономики заставляет обратиться к проработке еще одной эффективной меры: ограничения участия банков в покупке акций промышленных предприятий. При этом можно сослаться на антикризисный опыт США, когда в 1933 г. президентом Рузвельтом был введен аналогичный запрет, который сохраняется вплоть до сегодняшнего дня;
для ограничения движения финансового капитала в краткосрочной форме, которое особенно инфляционно опасно, оправданно использовать дополнительные налоги в указанной сфере. Этим вносится еще один антиинфляционный якорь и обеспечивается прилив долгосрочных капвложений в экономику;
введенные ограничения на финансовом рынке, приведя к крупному снижению доходов на нем, безусловно, обернутся разорением многих коммерческих банков. По большому счету об этом не стоит особо сожалеть, поскольку значительное количество банков в течение всех этих лет фактически паразитировало на государственных финансах, нередко просто расхищая их и вывозя в другие страны и оффшорные зоны. Добавим и то, что финансово-кредитная
сфера, наряду с внешнеэкономической, превратилась в один из главных каналов «бегства капитала» из страны. Те же коммерческие банки, которые научились работать самостоятельно, выживут, только им целесообразно помогать. Остальные банки, скорее всего, разорятся; они должны перейти в руки государства, чтобы на их основе создать сеть в 100-200 региональных государст-венно-муниципальных коммерческих банков;
сокращение свободных финансовых ресурсов и необходимость создания системы доступного кредита для производителей обусловливает целесообразность вернуться к практике дозированного (законодательно устанавливаемого) объема финансирования расходной части бюджета через платные кредиты ЦБ с льготной процентной ставкой. Можно предположить, что такие кредитные ресурсы должны направляться для организации кредитной деятельности создаваемой сети государственно-муниципальных банков и с последующим использованием в целях развития системы инвестиционных банков.
Во-вторых, каналом разогрева инфляции через ускорение денежного обращения являлся фактически свободный режим функционирования валютного рынка. В условиях практически неограниченной возможности в обмене рублевой массы на иностранную валюту увеличение денежного предложения на рынке способствовало нарастанию давления на обменный курс рубля. Действовавший ранее валютный коридор и сверхвысокая доходность ГКО позволяли его временно удерживать в определенных рамках, но, как оказалось, переводя инфляцию в подавленную. И как только был снят этот коридор и рухнула пирамида ГКО, накопленный спекулятивный потенциал в валютной сфере взорвался почти трехкратным падением курса рубля с последующим скачком цен. Существовавшая конкуренция между рынком финансовых обязательств и валютным рынком, с точки зрения реальной экономики, принципиально ситуацию не улучшала. Ведь как на одном, так и другом рынке практически участвовали одни и те же игроки, которые на каком-то этапе получали свои прибыли на финансовом рынке, а потом перемещались на валютный рынок. Заметим, что политика опережающей внутренней конвертируемости рубля в условиях стагфляционной экономики была ошибочной и должна оцениваться как преждевременная (например, в ФРГ возможность обмена марок на инвалюту появилась только в конце 50-х годов).
Поэтому для того чтобы сегодня сдержать и приглушить инфляционный рост, задаваемый повышением кредитно-денежной активности государства, необходимо эту инфляционную цепочку разорвать. В этой связи можно сослаться на опыт Малайзии, которая после финансового кризиса в Азии (1997 г.) сделала ставку на жесткий контроль над потоками финансового капитала и над операциями с иностранной валютой. Такие меры, способствуя сдерживанию инфляции, одновременно закладывают основу для снижения процентных ставок по кредитам.
Вот почему в целях снижения скорости обращения денег и ограничения инфляции необходимо оставить валютный рынок в том объеме и тех границах, которые необходимы для выполнения его основной функции - обслуживания экспортно-импортных операций. Должен быть предусмотрен комплекс мер, призванный максимально сбить чисто спекулятивный спрос на инвалюту. Приведем в качестве возможных следующие действия в валютной сфере:
в условиях отказа от валютного коридора и перехода к режиму плавающего курса рубля существенно повышается роль курсовой валютной политики ЦБ. Чтобы все-таки оградить рубль от чисто спекулятивных атак, целесообразно
поэтапно восстановить предполагаемые границы его колебаний, но фиксируя их допустимые размеры не вокруг доллара, а по соотношениям в паритетах покупательной способности валют. Тем самым в политику обменного курса будет введен более надежный и точный экономический индикатор;
не исключено, что на начальном этапе придется использовать двойной курс рубля. Один должен действовать в пределах допустимых колебаний вокруг паритета покупательной способности рубля и обслуживать сферу организованной внешнеэкономической деятельности, другой - применяться с учетом рыночной конъюнктуры в других хозяйственных сферах (туризм, обменные операции для населения и т.п.);
для укрепления обменного курса рубля должны быть предусмотрены и административные меры по ограничению спекуляции на валютном рынке (обязательная продажа экспортерами большей части валютной выручки в максимально сжатые сроки, тщательный отбор банков, работающих на валютном рынке, дополнительное налогообложение валютных операций и т.п.). При критиче-ской ситуации в качестве наиболее сильных и чрезвычайных мер допустимо введение монополии ЦБ на ввоз иностранной валюты на территорию РФ, как и восстановление госмонополии на вывоз сырья и энергоресурсов;
в целях ослабления заинтересованности КБ в операциях с валютой целесообразно устанавливать для них более высокую норму резервирования по валютным счетам.
Таковы возможная логика действий и отдельные меры, призванные сформировать блок антиинфляционной защиты. Вместе с тем отметим, что для реализации политики ремонетизации российской экономики имеется еще один сценарий, отличный от ранее описанного. Он связан с возможностью выпуска специальных расчетных денег (безналичного рубля), посредством которых могла бы функционировать система платежей, по крайней мере, в государственном секторе. Данный вариант альтернативен первому варианту, логично дополняет идею разделения потоков бюджетных и коммерческих денег, восстанавливая в новом виде советский опыт двухканального денежного обращения. В этом случае предполагается создание единого расчетного центра, который выполнял бы постоянную функцию обеспечения безналичных взаиморасчетов, своевременно оплачивал государственные заказы и позволял осуществлять обязательные платежи в бюджет. Одновременно использование специальных расчетных денег должно исключать их перевод в наличные рубли и особенно в иностранную валюту. Одним из главных возражений по поводу целесообразности использования таких денег и самой операции взаимозачетов является то, что они не позволяют проводить жесткую денежно-кредитную политику и ухудшают возможность пополнения доходной части бюджета «живыми деньгами». Также трудно сохранить взаимонепроницаемость двух денежных каналов, что ослабляет эффект антиинфляционной защиты. Сами такие деньги трактуются как «суррогатные», подрывающие эффективность использования выпускаемых ЦБ законных денежных знаков.
Однако заметим, что денежная масса в нормально работающей рыночной экономике в еще большей степени характеризуется сложным составом. В нее входят денежные агрегаты с разной степенью ликвидности - от М0 до М3 и L. Такое фактическое многообразие видов денег как раз придает денежной системе гибкость, одновременно позволяя расширять необходимую для нормальной работы экономики денежную базу с минимальными последствиями для усиления
инфляционных тенденций. В частности, в денежный параметр L входят разного рода казначейские обязательства, векселя, банковские акцепты и т.п.
Можно считать, что решением об отмене использования в 1998 г. любых платежных форм в оплате федеральных налогов, кроме денежных, правительство сделало выбор в пользу преодоления кризиса неплатежей по первому варианту. Как уже отмечалось, сам по себе выбор далеко не бесспорен и к этому вопросу, не исключено, еще придется обращаться. Поэтому вариант с введением параллельной расчетной денежной единицей (безналичного рубля) не следует вообще исключать, рассматривая его как запасной.
Итак, в экономическом арсенале имеются способы сдерживания инфляции даже при проведении более активной кредитно-денежной политики. При этом наиболее опасным является не сам по себе механизм денежной эмиссии, особенно если он необходим для нормальной работы экономики, а то, на какие цели и как используются дополнительные порции денег. За счет снижения скорости обращения денег (до 5,5-6 оборотов в год), если оно обеспечивается надежным режимом изоляции растущего предложения денег от финансово-валютной сферы, появляется возможность удержать инфляцию на относительно приемлемом уровне (до 50% в год) и одновременно преодолеть катастрофический дефицит кредитных ресурсов в реальном секторе экономики России. Это означает, что при таком развитии событий появляется реальный шанс для запуска экономического роста. В таблице 2 приведены основные макроэкономические параметры при инерционном сценарии развития, на который, судя по всему, была ориентирована деятельность правительства Примакова, и при антикризисной программе развития.
Таблица 2
Макроэкономические параметры при инерционном и антикризисном вариантах проведения экономической политики Показатели 1998г. - оценка 1999 г. - инерционный вариант 1999 г. - антикризисный ВВП (в % к пред. году) 94-95 97-92 102-104 Инфляция (в % к пред. году) 180-185 130 150 М2 - млрд. руб. 370 460 790-840 М0 - млрд. руб. 155 180 285-300 М2: ВВП в % 10-10,5 12-12,5 19-21 Денежные доходы на-селения (в % к пред. году) 120-125 150-160 …

gastroguru © 2017