Общая характеристика системы налогов и сборов. Общая характеристика системы налогов и сборов РФ. Основы налогового федерализма. Порядок и сроки уплаты

Налоговое право. Конспект лекций Белоусов Данила С.

Лекция 18. Общая характеристика федеральных налогов и сборов

18.1. Основные положения

Налоговый кодекс РФ устанавливает три уровня налоговой системы: федеральный, субъектов Федерации и местный. Ст. 13 НК РФ к федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) налог на дарение;

8) водный налог;

9) сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;

10) государственная пошлина.

Налоговое законодательство Российской Федерации построено на основе принципа единства финансовой политики государства, проявляющегося, в частности, в установлении закрытого перечня налогов, действующих на всей территории страны. Каждый вид налога отнесен к тому или иному уровню исходя из объема функций и полномочий, реализация которых возложена на государство в целом, государственные органы субъектов Российской Федерации или муниципальные образования. Следует отметить, что независимо от закрепления налогов за определенным уровнем бюджетной системы принимать решение по конкретным вопросам налогообложения соответствующие законодательные (представительные) органы могут только в пределах своей компетенции.

Уровни налоговой системы не совпадают со звеньями бюджетной системы: если в бюджет Российской Федерации зачисляются только федеральные налоги, то в региональные и муниципальные бюджеты могут поступать отчисления от федеральных или региональных налогов соответственно.

Федеральные налоги устанавливаются законами Российской Федерации и подлежат взиманию на всей ее территории. Льготы по ним закрепляются только федеральными законами, но органы представительной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления вправе вводить дополнительные льготы в пределах сумм, зачисляемых в их бюджеты. По общему правилу ставки федеральных налогов определяются Федеральным Собранием, однако ставки налогов на отдельные виды природных ресурсов, акцизов, минерального сырья и таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ.

Таким образом, в соответствии с законодательством к федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; налог на прибыль (доход) организаций; налог на доходы от капитала; налог на доходы физических лиц; налог на пользование недра-ми; налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; лесной налог; водный налог; экологический налог.

Кроме основной массы налогов в структуре федеральных обязательных платежей выделены:

сборы (взносы в государственные социальные внебюджетные фонды; сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; таможенные сборы; лицензионные сборы);

пошлины (государственная пошлина; таможенная пошлина).

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Всё об УСН (упрощенной системе налогообложения) автора Терехин Р. С.

4.2.25. Суммы налогов и сборов Имеются в виду суммы, уплаченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за исключением суммы единого налога, уплаченной в соответствии с применением УСН. Эти платежи могут быть учтены в составе расходов при

Из книги Налоговое право автора Микидзе С Г

20. Система налогов и сборов РФ Система налогов и сборов РФ – это совокупность определенных налогов и сборов, которые образуют группы и тесно связаны между собой. Законодательство РФ о налогах и сборах устанавливает правила и порядок их взимания.В соответствии с гл. 2 НК

Из книги Налоговое право автора Микидзе С Г

35. Понятие срока уплаты налогов (сборов) и порядок их установления. Изменение срока уплаты налогов и сборов Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в

Из книги Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

113. Понятие налогов и сборов Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных

автора Гартвич Андрей Витальевич

Классификация налогов и сборов Налоги и сборы можно классифицировать по следующим основаниям: уровень территориального устройства Российской Федерации, в чью пользу уплачивается налог; укрупненный объект налогообложения; налоговый

Из книги «Упрощенка» с нуля. Налоговый самоучитель автора Гартвич Андрей Витальевич

Уплаченные суммы налогов и сборов В составе расходов признаются уплаченные суммы налогов и сборов, за исключением налога, уплачиваемого при применении УСН.Подробнее эти налоги и сборы рассматриваются в главе «Прочие налоги и платежи в

автора Смирнов Павел Юрьевич

7. Сборщик налогов и (или) сборов и лица, контролирующие правильность исчисления и полноту уплаты налогов. Общие положения Налоговый кодекс РФ (НК РФ) вводит понятие «сборщик налогов и (или) сборов».В ст. 25 НК РФ предусмотрено, что в ряде случаев, предусмотренных НК РФ, прием

Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

28. Сроки уплаты налогов и сборов Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору ст. 57 НК.Они определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено,

Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

31. Порядок уплаты налогов и сборов Порядок уплаты налогов и сборов определен ст. 58 НК.Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства.Уплата производится в наличной или

Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

54. Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов физических лиц, признанных судом безвестно отсутствующими, недееспособными. Исполнение обязанности по уплате налогов реорганизованных и ликвидированных организаций Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов

Из книги Механизм уплаты налогов при многоуровневой структуре организации автора Мандражицкая Марина Владимировна

2.1. Уплата федеральных налогов Федеральные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на территории всей Российской

Из книги Налоговое право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

6. Система налогов и сборов «Налоговая система» и «система налогов» – не тождественные понятия. Они соотносятся как род и вид, то есть как общее и часть. Налоговая система охватывает все общественные отношения, так или иначе связанные с налогообложением. Таким образом,

Из книги Налоговое право. Конспект лекций автора Белоусов Данила С.

Лекция 5. Правовые основы системы налогов и сборов 5.1. Система принципов налогообложения Принцип построения системы налогов и сборов представляет собой исходное положение, лежащее в основе налоговой системы государства, предопределяющее возможность норм налогового

Из книги Бухгалтерский управленческий учет. Шпаргалки автора Зарицкий Александр Евгеньевич

104. Экономическое понятие налогов и сборов, виды налогов Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или

Из книги Микроэкономика: конспект лекций автора Тюрина Анна

ЛЕКЦИЯ № 1. Общая характеристика рыночной экономики 1. Спрос: его факторы и закон Функционирование рынка и экономики в целом обеспечивается уравновешенными отношениями купли-продажи. В связи с этим на рынке действуют покупатели и продавцы как самостоятельные

Из книги Планирование на предприятии: конспект лекций автора Маховикова Галина Афанасьевна

Лекция 4 Общая характеристика текущего технико-экономического планирования Технико-экономическое планирование является средством реализации стратегического плана, заключается в краткосрочном планировании деятельности предприятия в целом и его бизнес-единиц,

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК и обязательны к уплате на всей территории РФ.

НДС. облагается реализация товаров, работ и услуг, в том числе реализация предметов залога, передача товаров для собственных нужд, ввоз товаров на территорию РФ, выполнение работ для собственного потребления. Налоговой базой является стоимость этих товаров (работ, услуг). Налоговые ставки - 0% для: товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта; - работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита;- услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации; прочих операций, предусмотренных международными соглашениями по устранению двойного налогообложения. . 10% для: - продовольственных товаров по перечню, - товаров для детей по перечню, - периодических печатных изданий и книжной продукции, за исключением изданий рекламного или эротического характера;- медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню. 18%(остальные операции). Налоговый период - квартал. Налоговые вычеты предусмотрены в размере сумм налога, предъявленного налогоплательщику поставщиком и в суммах, уплаченных при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Плательщиками налога являются организации, ИП, лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров за границу.

Налог на прибыль организаций. Налогоплательщиками являются российские организации, иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ или получающие доходы от источников в РФ. Объектом налогообложения признается прибыль, которая определяется как разность между полученными доходами и произведенными расходами. Налоговые ставка - 20% , 2% зачисляется в федеральный бюджет, 18% - в бюджеты субъектов РФ, ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков не ниже 13,5 процента.

В отношении доходов, полученных в виде дивидендов российских организаций российским - 9%. Налоговый период - один год. 10 % - от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок.

Акцизы. Налогоплательщики: организации; ИП, лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров за границу. Подакцизные товары: спирт, спиртосодержащая, алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, автомобили, мотоциклы с мощностью двигателя свыше 150 л.с., бензин и его продукты, дизельное топливо. Объектом налогообложения признается реализация произведенных товаров и ввоз их на территорию РФ. Налоговая база определяется как объем реализации этих товаров в натуральном выражении, их стоимость или средняя стоимость за предыдущий налоговый период. Налоговый период - один месяц. Налоговые ставки зависят от вида подакцизного товара.

НДФЛ Налогоплательщиками являются налоговые резиденты - со всех своих доходов и нерезиденты - с доходов на территории РФ. Налоговые ставки - 13% (остальные), 35% (подарки и призы более 4000 руб., мат. выгода), 30% (неналоговые резиденты), 9% (дивиденды). Предусмотрены стандартные (доход до 40 000 руб. в год - 400 руб. на себя и 1000 руб. на ребенка - доход до 280 000 руб), социальные (с сумм, потраченных на обучение, лечение, благотворительные цели не более 50 000 руб.), имущественные (при продаже имущества или при покупке жилья) вычеты. А также профессиональные вычеты для ИП (не более 20% от полученных доходов). Налоговый период - 1 год. Работодатели самостоятельно производят начисление налога и уплачивают его не позднее дня фактического получения средств в банке на оплату труда. По окончании года не позднее 30.03 работодатели должны представить сведения по каждому работнику о полученных им доходов, удержанных и перечисленных сумм налогов.

Налог на добычу полезных ископаемых; Водный налог; Сбор за право пользования объектами животного мира и водно-биологическими ресурсами; Гос пошлина

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Законы субъектов РФ вводят в действие региональный налог и определяют следующие его элементы: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, могут устанавливать налоговые льготы. Иные элементы определяются НК.

Налог на имущество организаций. Объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе налогоплательщика в качестве объектов основных средств. Налоговая база рассчитывается как среднегодовая стоимость имущества. Налоговая ставка максимальная по НК - 2,2%, в Свердловской области - в общем случае 2,2%, предусмотрены пониженные ставки для отдельных категорий. Авансовые платежи до 5.05, 5.08, 5.11, по итогам налогового периода - 10.04. Декларация по итогам налогового периода до 30 марта. Налоговый период - год. Отчетные - квартал, полугодие, 9 мес.

Транспортный налог. Объектом налогообложения являются транспортные средства, находящие в собственности налогоплательщика. Налоговая база определяется как мощность двигателя в лошадиных силах, валовая вместимость в регистровых тоннах или как единица транспортного средства. Налоговым периодом признается календарный год. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации на основании налоговых ставок, предусмотренных НК РФ. По решению региональных органов власти ставки могут быть увеличены (уменьшены), но не более чем в 5 раз. Ставки установлены в рублях за единицу налоговой базы. Для физических лиц расчет налога производят налоговые органы. Срок уплаты 1 апреля года, следующего за отчетным. Организации уплачивают налог на основании собственного расчета по сроку 1 марта. (50% пенс и инвал. за 1 тр.ср до 100 л.с, 40% - орг-и и ИП, осущ. м/нар перевоз.).

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные органы власти вводят в действие местный налог и определяют следующие его элементы: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, могут устанавливать налоговые льготы. Иные элементы определяются НК.

Налог на имущество физических лиц. Объектом налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. Исчисление налогов производится налоговыми органами на основании данных об их инвентаризационной стоимости объектов. Установлена прогрессивная шкала налогообложения. Налог уплачивается ежегодно равными долями в 2 срока не позднее 15.09 и 15.11.на основе налогового уведомления.

Ставки налога: Стоимость имущества До 300 тыс. руб. 0,1%, От 300-500 тыс. руб. 0,1 - 0,3% Свыше 500 тыс. руб. 0,3 -2%. Освобождены: Герои, Инвалиды, подвергшиеся радиации, члены семей военнослужащих, погибших при исполнении, пенсионеры.

Земельный налог. Налогоплательщики - лица, являющиеся собственниками земельных участков, или обладающие правом бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Ставки налога не могут превышать 0,3% по землям с/х назначения и по жилищному строительству и земельных участков для личного подсобного хозяйства и 1,5% по прочим. Налоговый период - год., отчетные - квартал, полугодие, 9 месяцев.

В результате изучения данной главы студент должен:

  • знать философско-правовые положения о системе налогов и сборов; специфические особенности формирования и характерные признаки системы налогов и сборов; особенности введения и установления видов налогов и сборов, элементный состав налогов и сборов;
  • уметь свободно оперировать юридическими понятиями и категориями системы налогов и сборов;
  • владеть навыками применения в практической работе нормативного правового акта, регулирующего отношения в области налогов и сборов; анализа правоприменительной и правоохранительной практики; разрешения правовых проблем и коллизий в сфере налоговых отношений.

Понятие и общая характеристика системы налогов и сборов

Понятие "система налогов и сборов" сформировалось в российском законодательстве сравнительно недавно – с принятием в 1998 г. части первой НК РФ. Однако дефиниции "система налогов и сборов" законодательство о налогах и сборах не содержит.

Анализ положений гл. 2 ПК РФ дает основания предположить, что законодатель отождествляет понятия "система налогов и сборов" и "виды налогов и сборов", установленные в Российской Федерации (ст. 13–15 НК РФ). Действующая в Российской Федерации система налогов и сборов строится в соответствии с государственным устройством Российской Федерации. Она включает три уровня: федеральный, региональный и местный. Основными критериями законодательного выделения видов налогов и сборов в Российской Федерации являются законодательный источник установления налога (сбора) и территория, на которой он взимается.

Как замечает И. И. Кучеров, важнейшее значение для типизации системы налогов и сборов государства имеет его национальное или административно-территориальное устройство .

К системе налогов и сборов можно также отнести предусмотренные соответственно гл. 26.1 ПК РФ – единый сельскохозяйственный налог, гл. 26.2 НК РФ – единый налог, взимаемый в рамках упрощенной системы налогообложения, гл. 26.3 ПК РФ – единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, гл. 26.5 НК РФ – патентную систему налогообложения. "Важно подчеркнуть, что элементами системы налогов и сборов являются налоги и сборы, поименованные в законодательстве и имеющие потенциальную возможность быть установленными на территории Российской Федерации", – отмечает А. А. Ялбулганова .

Система налогов и сборов представляет собой своего рода "инвентарный список" фискальных платежей, установленных и взимаемых на различных уровнях – общегосударственном (федеральном), региональном и муниципальном. Конкретное количество налогов, устанавливаемых в рамках национальной системы налогов, зависит от ряда обстоятельств, среди которых господствующие позиции занимают, например, экономические расчеты и принципы установления и взимания налогов и сборов. Состав системы налогов и сборов напрямую зависит не только от уровня национальных публичных финансов, от текущей налоговой политики, от других направлений экономической политики – торговой, таможенной и т.д., но также и от ряда других социокультурных факторов – исторических традиций, уровня налоговой культуры и правосознания населения и т.д. .

Система налогов и сборов – динамичная экономико-правовая категория. Введение, трансформирование и отмена отдельных налогов и сборов соотносятся с текущими целями и задачами налоговой и бюджетной политики государства (зависят от них).

Все фискальные платежи, входящие в систему налогов и сборов РФ, несмотря на кажущиеся различия, обладают единством в подходах по их установлению и введению, единой структурой юридического состава, т.е. единым набором элементов налогообложения и сборов, единым подходом к правовой регламентации процедуры установления и взимания названных платежей и единым механизмом государственного принуждения, обеспечивающим надлежащую уплату этих налогов и сборов. Все это позволяет судить о системе налогов и сборов не как о наборе несогласованных между собой платежей, а как о взаимосвязанной целостной системе, обладающей определенным строением .

Наряду с понятием "система налогов и сборов " в научной литературе часто используется и понятие "налоговая система". Несмотря на кажущееся сходство этих терминов, смешивать их нельзя, предупреждает А. А. Ялбулганов.

Таким образом, налоговая система Российской Федерации – это система налогов и сборов, действующих на территории РФ, а также правила установления и функционирования системы налогов и сборов. Как отмечает А. А. Ялбулганов, правовое значение понятия "налоговая система" заключается в том, что с его помощью можно очертить правовое поле налогового права, т.е. определить всю совокупность отношений, на которые распространяется действие налогово-правовых норм.

Налоговая система и система налогов соотносятся как целое (налоговая система) и его часть (система налогов).

Налоговая система – это совокупность установленных в государстве налогов и сборов. Система налогов – это совокупность отдельных налогов, обладающая организационно-правовым и экономическим единством, – такую позицию высказал С. Г. Пепеляев


В Российской Федерации устанавливаются следующие налоги и сборы: федеральные, субъектов РФ (регио­нальные) и местные. Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и обязатель­ные к уплате на всей территории Российской Федерации. Региональными и местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом и, соответственно, законами субъектов РФ, а также нормативными правовы­ми актами представительных органов местного самоуправ­ления. Региональные налоги обязательны к уплате на тер­риториях соответствующих субъектов РФ, а местные нало­ги - на территориях соответствующих муниципальных об­разований. При установлении каждого регионального и ме­стного налога определяются налоговые ставки (в пределах, установленных Налоговым кодексом), порядок и сроки уп­латы налога, формы отчетности по данному налогу. Зако­нодательные (представительные) органы субъектов РФ и местного самоуправления могут также предусматривать на­логовые льготы и основания для их использования налого­плательщиком. Другие элементы налогообложения уста­навливаются Налоговым кодексом.


Схема 13.3Примерный алгоритм реализации налоговых правоотоношений

По уровням бюджетов налоги и сборы распределяются следующим образом:

I. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдель­ные виды минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углево­дородов;

12) сбор на право пользования объектами животного ми­ра и водными биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы.

II. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на недвижимость (при введении в действие это­го налога прекращается действие на территории соответст­вующего субъекта РФ налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога);

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог с продаж;

6) налог на игорный бизнес;

7) региональные лицензионные сборы.

III. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

4) налог на наследование или дарение;

5) местные лицензионные сборы.

Следует отметить, что налоги за пользование природ­ными ресурсами относятся как к числу федеральных (на­лог на пользование недрами, лесной и водный налоги), так и к числу местных (земельный налог). Распределяются по уровням и налоги на имущество: налог на имущество ор­ганизаций отнесен к региональным налогам, а налог на имущество физических лиц - к местным. По-видимому, при распределении налогов по уровням бюджетов законо­датель исходил из возможности обеспечения финансиро­вания бюджета и собираемости налогов. Очевидно, напри­мер, что земельный налог и налог на имущество физичес­ких лиц будут в большей степени собираемы, когда они относятся к местным налогам, так как в этом случае обес­печивается наиболее полный учет объектов налогообложе­ния, сокращаются расходы на сбор налогов и повышается заинтересованность органов местного самоуправления в сборе налогов.

Необходимо заметить, что Налоговый кодекс (ст. 14, 15) порождает возможность возникновения противоречий меж­ду региональными и местными интересами: в случае вве­дения регионального налога на недвижимость на террито­рии региона прекращается действие местных налогов на имущество физических лиц и земельного налога, являю­щихся основными источниками поступления средств в ме­стные бюджеты.

Общие условия установления налогов и сборов. Налог как комплексное экономико-правовое явление вклю­чает в себя совокупность определенных взаимодействую­щих составляющих (элементов), каждая из которых имеет самостоятельное юридическое значение. Налоговым кодек­сом введено правило, согласно которому налог считается установленным лишь в том случае, когда соответствую­щим законодательством определены налогоплательщики и все следующие существенные элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый пери­од, налоговая ставка, порядок исчисления налога, поря­док и сроки уплаты налога. Пока остается не определен­ным хотя бы один из указанных элементов, налог не мо­жет считаться установленным и не может взиматься. При установлении сборов их плательщики и элементы обложе­ния определяются применительно к конкретным сборам. В необходимых случаях при установлении налога в акте за­конодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использо­вания налогоплательщиком.

Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом и прини­маемыми в соответствии с ним федеральными законами. К специальным налоговым режимам относятся: упрощенная система налогообложения субъектов малого предприни­мательства, система налогообложения в свободных эко­номических зонах, система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях, сис­тема налогообложения при выполнении договоров концес­сии и соглашений о разделе продукции.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов при­знаются организации и физические лица, на которые в со­ответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных ра­бот, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стои­мостную, количественную или физическую характеристи­ку, с наличием которого у налогоплательщика законода­тельство о налогах и сборах связывает возникновение обя­занности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоя­тельный объект налогообложения, определяемый в соот­ветствии с частью второй Налогового кодекса.

Налоговая база представляет собой стоимостную, фи­зическую или иную характеристику объекта налогообло­жения. Налоговая ставка - это величина налоговых на­числений на единицу измерения налоговой базы. Налого­вая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются Налого­вым кодексом. В ряде случаев (указанных в Налоговом ко­дексе) ставки федеральных налогов могут устанавливаться Правительством РФ в порядке и пределах, определенных кодексом.

Налоговая база и порядок ее определения по региональ­ным и местным налогам устанавливаются Налоговым ко­дексом, а налоговые ставки по региональным и местным налогам - соответственно законами субъектов РФ и нор­мативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных ко­дексом.

Налоговую базу по итогам каждого налогового периода исчисляют:

Организации - на основе данных регистров бухгал­терского учета и (или) на основе иных документально под­твержденных данных об объектах, подлежащих налогооб­ложению либо связанных с налогообложением;

Индивидуальные предприниматели - на основе дан­ных учета доходов и расходов и хозяйственных операций;

Остальные налогоплательщики - физические лица - на основе получаемых от организаций данных об обла­гаемых доходах, а также данных собственного учета таких доходов, осуществляемого по произвольным формам.

Для организаций установлено особое правило по внесе­нию исправлений в налоговую базу. Так, при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, отно­сящихся к прошлым периодам, все исправления касаются только периода совершения ошибки и не относятся к на­логовой базе текущего периода.

Подналоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или несколь­кихотчетных периодов, по итогам которых уплачивают­ся авансовые платежи. Налоговый период организаций, существующих неполный календарный год (созданных, реорганизованных или ликвидированных в течение года), а также налоговый период по налогу на имущество при нахождении его в собственности налогоплательщика ме­нее года определяются по правилам, рассмотренным в табл. 13.2.

Порядок исчисления налога. Налогоплательщик само­стоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Однако обязанность по исчис­лению суммы налога в случаях, предусмотренных законо­дательством РФ о налогах и сборах, может быть возложе­на на налоговой орган или налогового агента. В этих слу­чаях налогоплательщику направляется налоговое уведом­ление, в котором указываются размер налога, расчет нало­говой базы и срок уплаты налога.

Таблица 13.2. Правила определения налогового периода

(ст. 55 НК РФ)

Льготами по налогам и сборам признаются предостав­ляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательст­вом о налогах и сборах преимущества по сравнению с дру­гими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются при­менительно к каждому налогу и сбору и определяются ка­лендарной датой или истечением периода времени, исчисля­емого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. В случаях, когда расчет налоговой базы производится нало­говым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Уплата налога производится разовой уплатой в налич­ной или безналичной форме всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном Налоговым кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах. Для каждого налога устанавливается конкретный порядок его уплаты: по федеральным налогам - Налоговым кодексом; по региональным налогам - законами субъектов Россий­ской Федерации; по местным налогам - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Общим требованием законодательства является само­стоятельная уплата налога налогоплательщиком. Одна­ко действующее законодательство предусматривает воз­можность уплаты налога путем удержания его налоговым агентом у источника выплаты, а также посредством ис­пользования института налогового представительства.

Для гос-в с федеративным устройством характерна проблема соотношения полномочий по установлению налогов применительно к федеральному центру и субъектам федерации. Суть проблемы сводится к тому, что, с одной стороны, самостоятельное установление налогов свидетельствует о независимости того или иного уровня власти, с другой стороны, чрезмерная свобода в этом вопросе приводит к искусственному дроблению гос-ва, к росту сепаратизма между регионами. При избрании баланса полномочий могут применяться след модели распределения полномочий по установлению налогов между федеральным центром и субъектами федерации:

    «разные налоги». Суть модели сводится к тому, что каждый уровень власти вводит свои собственные налоги, соответственно на каждом уровне власти образуется своя собственная система. Подвиды:

    1. Каждый уровень полностью самостоятелен при установлении своей системы налогов.

      Неполная самостоятельность каждого из уровней федерации при установлении налогов. Федеральный центр вводит общефедеральные налоги и устанавливает обязательный перечень налогов для субъектов. При установлении перечня для субъектов учитывается ряд факторов (исторические, социальные, организационно-технические). Примеры:

      1. налог на добавленную стоимость. С т.зр. своего содержания не может вводится на уровне субъекта федерации, только на федеральном уровне, т.к. этот налог относится к числу территориальных налогов, как следствие при его взимании всегда важно определить, в каком месте гос-ва возник объект налогообложения. При введении такого территориального налога на уровне субъекта федерации неизбежны постоянные конфликты между субъектами, спорящими о принадлежности им объекта налогообложения.

        НДФЛ. Целесообразно вводить только на федеральном уровне, т.к. при его введении на уровне субъектов те или иные субъекты становятся более привлекательными по причине низких ставок этого налога, в связи с предоставлением дополнительных льгот и т.д.

    «разные ставки». Содержанием этой модели является то, что федеральный центр определяет все основные, базовые условия взимания конкретных видов налогов, а субъекты федерации имеют право только на установление ставок налога в пределах определенной шкалы, заданной центром. При этом на каждом уровне устанавливается единообразная система налогов, изменяются только виды ставок.

    «разные доходы». При этой системе,как федеральные налоги, так и налоги субъектов закрепляются федеральным центром. Финансовая самостоятельность субъектов проявляется в том, что от всего объема собираемых налогов они получают определенные отчисления по заранее установленным ставкам. Эти ставки могут устанавливаться ежегодно либо вводиться на длительный период.

Из трех представленных систем наибольшую самостоятельность представляет первая, а две последующие дают возможность субъектам федерации участвовать в регулировании налоговых отношений только частично. При построении конкретных национальных налоговых систем всегда используется взаимосвязь приведенных вариантов.

Примеры: США и Германия. Для Германии характерно жестко централизованная налоговая система, которая предоставляет субъектам федерации минимум полномочий при установлении налогов на своей территории. Для США характерна полностью обратная модель: штаты имеют широкие полномочия по установления налогов на своей территории с некоторыми конституционными ограничениями.

Характеристика системы налогов и сборов РФ.

Система налогов и сборов РФ включает два блока:

    Непосредственно налоги и сборы. Налоги и сборы РФ делятся на три группы:

    1. Федеральные : НДС, налог на прибыль организаций, акцизы, налог на доходы ФЛ, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных и биологических ресурсов, государственная пошлина.

      Региональные : налог на игорный бизнес, транспортный налог, налог на имущество организаций. Ключевые элементы налогообложения устанавливаются федеральным центром – объект, налоговая база, налоговые период, порядок исчисления, минимальная и максимальная ставка налога. При этом субъектам РФ предоставляется право устанавливать след элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах шкалы, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты. Для введения региональных налогов требуется принятие регионального закона. Введение региональных налогов – это право субъектов.

      Местные : налог на имущество ФЛ, земельный налог. Применительно к местным налогам процедура установления и введения в действие схожа с региональным уровнем. В данном случае также представительные ОМСУ устанавливают три элемента налогообложения.

Ошибочно утверждение о том, что группы налогов делятся в зависимости от бюджета, куда поступают эти платежи. Действительно региональные и местные налоги полностью зачисляются в соответствующие бюджеты. Однако федеральные платежи делятся между федеральным центром и нижестоящими уровнями. Основное различие между группами налогов состоит в порядке их установления и введения в действие. Установить налог – закрепить все элементы. Для группы федеральных налогов и сборов и установление, и введение в действие осуществляется исключительно федеральным центром.

    Специальные налоговые режимы. Действуют 4 специальных налоговых режимов:

    1. упрощенная система налогообложения,

      единый с/х налог,

      система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности,

      система налогообложения при выполнении соглашений при разделе продукции.

Конституционно-правовые основы налогообложения устанавливаются ст.ст.71, 72, 75 Конституции РФ. Согласно Конституции РФ устанавливаются общефедеральные налоги, общие принципы налогообложения в РФ.

Поскольку любой налог представляет из себя ограничение права собственности, соответственно, в силу ст.55 Конституции РФ, любой налог может следовать только из ФЗ.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

НДФЛ является прямым, личным, федеральным налогом.

Налогоплательщики НДФЛ : ФЛ. Они подразделяются на две группы:

    резиденты РФ. Налоговыми резидентами признаются лица, фактически пребывающие на территории РФ не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения лица в РФ не прерывается на время его выезда за рубеж для краткосрочного (менее 6 месяцев) лечения либо обучения. При этом не имеет значения вид учебного/лечебного заведения, возраст выезжающего, программа обучения и пр. Независимо от времени фактического пребывания на территории РФ налоговыми резидентами признаются: российские военнослужащие, проходящие службу за границей, сотрудники ОГВ и ОМСУ, командированные на работу за рубеж.Гражданство не имеет значения. Не принимается во внимание место рождения гражданина, иные социальные факторы. Учитываем только фактическое нахождение на территории РФ. По прежней редакции гл.23 НК РФ исчисление 183 дня требовалось в рамках календарного года (с 31 декабря по 1 января), что приводило к парадоксальным ситуациям. Пример: 90 дней налогоплательщик находился в РФ в 2005 году, а 93 дня в 2006 году. По той норме, которая действует сейчас, 12 месяцев берутся последовательно, не в рамках календарного года. В течение 12 месяцев, когда мы исчисляем 183 дня, месяцы идут непрерывно, а дни, когда мы пребываем на территории РФ могут идти с разрывами.

    нерезиденты РФ. Это те лица, которые не пребывают требуемое число дней на территории РФ.

Правовые последствия признания лица резидентом либо нерезидентом.

    В отношении резидентов применяется полная налоговая обязанность, которая означает, что РФ по общему правилу претендует на налогообложение НДФЛ в отношении всех доходов лица, которые получены как от источников на территории РФ, так и от источников за ее пределами.В отношении нерезидентов действует ограниченная налоговая обязанность, уплачивают налог только с доходов, полученных на территории РФ.

    В отношении резидентов и нерезидентов применяются разные налоговые ставки. В отношении резидентов общая ставка – 13%, а в отношении нерезидентов – 30%.

    Гл.23 НК предусматривает возможность налоговых вычетов. Есть вычеты, которые являются налоговыми льготами и предусматривают освобождение от налогообложения части доходов лица. По законодательству РФ право на вычеты имеют только лица, чьи доходы облагаются по ставке 13%.

gastroguru © 2017