Урок по экономике на тему "налоги". Налоговая система рф Чем же отличаются налоги прямые от косвенных

9.1. Сущность и виды налогов

9.2. Налоговая система

9.1 Сущность и виды налогов

Налоговая система - важная составляющая системы государственных финансов, хотя и не выделяется в их отдельное звено. Она играет ведущую роль в формировании государственных доходов, чувствительно влияя на доходы юридических и физических лиц. При этом налоговую систему можно рассматривать в широком и узком понимании. В широком понимании она охватывает все обязательные платежи, с помощью которых осуществляется перераспределение доходов в пользу государства и которые концентрируются в бюджете и фондах целевого назначения. В узком понимании это совокупность только налогов как особой формы мобилизации доходов бюджета.

Налоги представляют собой обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет.

В финансовой терминологии употребляются пять типов, которые отображают платежи государству, - плата, отчисление и взносы, налог, сбор. Несмотря на определенные особенности, эти платежи характеризуются общими признаками, которые дают возможность объединять их в одну группу как налоги и обязательные платежи налогового характера.

Плата (отвечает на вопрос «за что?») предусматривает определенную эквивалентность отношений плательщика с государством (плата за воду, плата за заготовку дерева и т.п.). Размер платы зависит от количества ресурсов, которые используются, а поступление платы именно государству определяется государственной собственностью на эти ресурсы. Если государство потеряет право собственности на них, то оно потеряет и эти доходы. По экономическому содержанию плата не является налогом, так как не отображает перераспределения доходов.

Отчисление и взносы (отвечают на вопрос «на что?», «от чего?») предусматривают целевое назначение платежей. Оно может быть только частичным (отчисление), т.е. установленным согласно экономическому содержанию платежей, или полным (взносы), когда расходование средств в полном объеме осуществляется только по целевому назначению. Например, частичное целевое назначение имеют отчисление на геологоразведочные обороты.

Налоги (отвечают на вопрос «для чего?») устанавливаются для содержания государственных структур и для финансового обеспечения выполнения ими функций государства - управленческой, оборонительной, социальной и экономической.

Налог -это плата общества за выполнение государством функций, это отчисление части стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) на общегосударственные нужды, без удовлетворения которых современное общество существовать не может.

Особой формой налоговых платежей являются сборы. В отличие от налогов, которые имеют характер регулярных поступлений, сборы являются платежами разового, случайного и незначительного по размерам характера, которые собираются по месту события (например, рыночный сбор).

Функции налогов как финансовой категории вытекают из функций финансов. Финансы вообще выполняют две функции - распределительную и контрольную. Налоги непосредственно связаны с распределительной функцией в части перераспределения стоимости созданного ВВП между государством и юридическими и физическими лицами. Они являются методом централизации ВВП в бюджете на общегосударственные нужды, выполняя, таким образом, фискальную функцию.

Фискальная функция является основной в характеристике сущности налогов, она определяет их общественное назначение. Учитывая эту функцию государство должно получать не только достаточно налогов, но и стабильно. Налоговые поступления должны быть постоянными, стабильными и равномерно распределяться по регионам.

Постоянность означает, что налоги должны поступать в бюджет не в виде разовых платежей с неопределенными сроками, а равномерно на протяжении бюджетного года в четко установленные сроки. Поскольку назначение налогов состоит в обеспечении расходов государства, то сроки их уплаты должны быть согласованы со сроками финансирования расходов бюджета.

Стабильность поступлений определяется высоким уровнем гарантий того, что предусмотренные Законом о бюджете на текущий год доходы будут получены в полном объеме. Не имеет смысла устанавливать такие налоги, которые необходимых гарантий не дают, так как в таком случае неопределенной становится вся финансовая деятельность государства.

Равномерность распределения налогов по территории необходима для обеспечения достаточными доходами всех звеньев бюджетной системы. Без этого возникает потребность в значительном перераспределении средств между бюджетами, что уменьшает уровень автономности каждого бюджета, степень регионального самоуправления и самофинансирования.

Налоги, как уже отмечалось, отображают движение стоимости от юридических и физических лиц к государству. Их уплата приводит к уменьшению доходов плательщика. Причем объективно каждый плательщик заинтересован уплатить по возможности меньшую сумму, которая может достигаться как за счет уменьшения объемов объекта налогообложения, так и выбора льготных относительно налогообложения условий деятельности. Итак, в сущности каждого налога заложенная регулирующая функция. Она, как и фискальная функция, характеризует общественное назначение налогов. Сущность регулирующей функции состоит во влиянии налогов на разные стороны деятельности их плательщиков.

Поскольку регулирующая функция налогов является объективным явлением, то влияние налогов происходит независимо от воли государства, которое их устанавливает. Вместе с тем государство может сознательно использовать их с целью регулирования определенных пропорций в социально-экономической жизни общества. Но такая целенаправленная налоговая политика возможная только благодаря объективно присущей налогам регулирующей функции.

Использование налогов как финансовых регуляторов - очень сложное и тонкое дело. Здесь не может быть главного и второстепенного - все главное. Иногда незначительные детали в налогообложении могут коренным образом изменить сущность влияния налога: сделать его прямо противоположным относительно предвиденного.

Элементы системы налогообложения. Взыскание налогов основывается на выделении таких элементов системы налогообложения: субъект и носитель налога, объект и единица налогообложения, источник уплаты, налоговая ставка и квота.Субъект, илиплательщик (последний термин наиболее часто употребляется) налога - это и физическое или юридическое лицо, которое непосредственно его платит. Налоговая работа начинается именно с установления плательщиков, так как налоговая служба государства должна четко знать, кто именно вносит тот или другой налог в бюджет, кто отвечает за обязательство перед государством.Объект налогообложения указывает на то,что именно облагается тем или другим налогом. Это второй за очередностью элемент налогообложения, так как, определив плательщика, необходимо установить,что именно у него облагается налогами. Нормальная налоговая работа возможна только в случае четко определенного объекта налогообложения. Объект налогообложения должны быть стабильным, подвергаться четкому учету, непосредственно касаться плательщика, отображать именно его (а не посторонних юридических или физических лиц) влияние на данный объект.

Единица налогообложения - это единица измерения (физического или денежного) объекта налогообложения. Физическое измерение довольно точно отображает объект налогообложения. Например, оценивание земельного участка при налогообложении проводится в гектарах, сотых гектарах, квадратных метрах и т.п. Чем больше размеры объекта налогообложения, тем больше единица измерения. Денежное измерение может быть непосредственным - при оценке доходов, и опосредствованным - при оценке того же земельного участка (по рыночной или нормативной цене), имущества и др.

Источник уплаты налога - это доход плательщика, из которого он платит налог. Источник уплаты может быть непосредственно связанный с объектом налогообложения (когда облагается налогами сам доход или имущество, которое приносит доход), а может и не касаться объекта налогообложения (например, налоги на имущество и землю, которые находятся в личном пользовании и не приносят дохода их владельцам).Налоговая ставка - это законодательно установленный размер налога на единицу налогообложения. Существуют два подхода к установлению налоговых ставок: универсальный и дифференцированный. При универсальном подходе устанавливается единая для всех плательщиков ставка, при дифференцированном - несколько. Дифференциация ставок может происходить в двух направлениях. Первый - согласно плательщикам, когда для большинства плательщиков выделяется основная ставка, а также сниженные и повышенные ставки для отдельных плательщиков. Второй - согласно разным характеристикам и оценкам объекта налогообложения. Установление ставок налогов может базироваться на эмпирическом методе и экономико-математическом моделировании.

Сущность эмпирического метода, который ориентируется большей частью на фискальную функцию налогов, состоит в определении ставок на базе существующего опыта налогообложения с учетом обеспеченности расходов государства и влияния каждого налога на финансовые ресурсы и денежные доходы, и расходы плательщиков. Сущностьметода экономико-математического моделирования заключается в разработке математической модели, которая учитывает все интересы государства и плательщика и определяющие (большей частью именно определяющие, так как все учесть практически невозможно) факторы, которые действуют в сфере взыскания того или другого налога. Кроме двух названных научных методов, в налоговой практике используется также сугубоинтуитивный подход к ставкам. Он базируется на пожеланиях тех, кто эти ставки разрабатывает и утверждает.

По построению налоговые ставки делятся на твердые и процентные.

Твердые ставки устанавливаются в денежном выражении на единицу налогообложения в натуральном исчислении. Они могут быть двух видов:фиксированные - установленные в конкретных суммах,относительные - определенные относительно определенной величины (например, в процентах к минимальной заработной плате).

Процентные ставки устанавливаются только относительно объекта налогообложения, который имеет денежное выражение (ведь сумма налога имеет только денежное выражение, за исключением натуральных налогов). Они делятся на три вида: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Пропорциональные - это единые ставки, которые не зависят от размера объекта налогообложения. Они упрощают налоговую работу, а также в наибольшей степени отвечают принципу равенства плательщиков.

Прогрессивные - это такие ставки, размер которых возрастает по мере увеличения объемов объекта налогообложения.Регрессивные ставки, в отличие от прогрессивных, уменьшаются по мере роста объекта налогообложения.Налоговая квота - это доля налога в доходе плательщика. Она может быть определена в абсолютном размере и в относительном выражении. Значение налоговой квоты заключается в том, что она характеризует уровень налогообложения. С точки зрения социальной справедливости механизм налогообложения обязательно должен включать налоговую квоту.

По форме налогообложения все налоги делятся на две группы: прямые и косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно относительно плательщиков и платятся за счет их доходов, а сумма налога непосредственно зависит от размеров объекта налогообложения. Косвенные налоги устанавливаются в ценах товаров и услуг и платятся за счет ценовой надбавки, а их размер для отдельного плательщика прямо не зависит от его доходов.

По экономическому содержанию объекта налогообложения налоги делятся на три группы: налоги на доходы, потребление и имущество.Налоги на доходы взимаются с доходов физических и юридических лиц. Непосредственными объектами налогообложения являются заработная плата и другие доходы граждан, прибыль или валовой доход предприятий.Налоги на потребление платятся не при получении доходов, а при их использовании. Они взыскиваются в форме косвенных налогов.Налоги на имущество устанавливаются относительно движимого или недвижимого имущества;В зависимости от уровня государственных структур, которые устанавливают налоги, они делятся на общегосударственные и местные.

Общегосударственные налоги устанавливают вышестоящие органы власти. их взыскание является обязательным на всей территории страны независимо от того, в какой бюджет (национальный или местный) они зачисляются. Согласно их распределению между звеньями бюджетной системы общегосударственные налоги делятся на три группы: доходы Национального бюджета, доходы местных бюджетов и доходы, которые распределяются в определенных пропорциях между Национальным и местными бюджетами. Распределение налогов между звеньями бюджетной системы может иметь постоянный нормативный характер, заведомо установленный законодательными актами, а может происходить в форме бюджетного регулирования, когда отчисление в местные бюджеты осуществляются по ежегодным дифференцированным нормативам в зависимости от потребностей того или другого местного бюджета.

Местные налоги устанавливаются местными органами власти и управление.

За способом взыскания различают два вида налогов - раскладные и окладные.Раскладные налоги сначала устанавливаются в общей сумме согласно нуждам государства в доходах, потом эту сумму раскладывают на отдельные части по территориальным единицам, а на низовом уровне - между плательщиками. Это исторически первая форма взыскания налогов.Окладные налоги предусматривают установление сначала ставок, а затем и размера налога для каждого плательщика отдельно. Общая величина налога формируется как сумма платежей отдельных плательщиков.

Методическая разработка урока по теме «Налоги»

Цель занятия: изучить понятие налоги, виды налогов

Задачи занятия:
определять основные виды налогов; характеризовать уплату налогов как одну из конституционных обязанностей гражданина РФ; определять отличительные характеристики налогов

Планируемые результаты
Предметные

определять понятие налог, налоговая система, характеризовать права и обязанности налогообложения
Личностные
понимание необходимости уплаты налогов; определять свои права и обязанности граждан как налогоплательщиков
Познавательные
работать с нормативными документами, сравнивать различные виды налогообложения
Коммуникативные
устанавливать сотрудничество в процессе решения учебной задачи; вступать в диалог в процессе взаимодействия с обучающимися и учителей
Регулятивные
определять учебную задачу; определять уровень знаний по теме

Технологическая карта занятия

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые способы деятельности

Стадия вызова

(мотивация к учебной деятельности)

Организует подготовку класса к уроку; предлагает ознакомиться с высказываниями:

Хороших налогов не бывает

У. Черчилль
В этом мире ни в чем нельзя быть абсолютно уверенным, кроме неотвратимости смерти и налогов
Б. Франклин
Ты можешь и не заметить, что у тебя всё идёт хорошо, но налоговая служба заметит
П. Данинос
Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе
О. Уэнделл Холмс
Для изучения понятия налог учитель предлагает изучить основные определения термина
(Приложение №1)

Учитель предлагает совместное обсуждение структуры налогов
(Приложение №2)

Объясняет функции налогов:
1. Фискальная функция налогообложения.
Сбор денежных средств в казну государства или во внебюджетные фонды. С помощью фискальной функции формируются финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства, ее задача - обеспечение устойчивой доходной базы для бюджетов всех уровней.
2.
Стимулирующая функция налогообложения.
С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, инвестиции в расширение производства
3.
Перераспределительная функция налогообложения.
Смысл данной функции в том, что государство использует систему прогрессивного подоходного налогообложения в качестве одного из инструментов перераспределения доходов граждан. Как известно, целью перераспределения является уменьшение дифференциации уровней благосостояния индивидуумов для достижения большей социальной справедливости.

Изучая вопрос о видах налогов: федеральные, региональные и местные, учитель предлагает составить таблицу, работая в мини группах.

Учитель представляет информацию о прямых и косвенных налогах.
Прямые налоги: налог на прибыль, подоходный налог, налог на дарение, землю, имущество наследство.
Косвенные налоги: налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизный налог, таможенная пошлина.

Для изучения вопроса о правах и обязанностях классу предлагается выбрать из состава участников «налогового инспектора» и налогоплательщиков, которые обращаются к нему, чтобы определить свои права и обязанности.

Участвует в обсуждении высказываний.

Формулируют тему урока.
План урока:
1. Налоги, структура налога, функции налогов
2. Основные виды налогов
3. Права и обязанности налогоплательщика

Работая в парах, обучающиеся изучают текст, находят содержание понятия налога и фиксируют в тетради:
Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с физических и юридических лиц в целях финансирования деятельности государства.
Налогоплательщик - организации и физические лица, на которых в соответствии с законом возложена обязанность платить налоги.

Обсуждают и фиксируют структуры налога:
1. Субъект налога
2. Объект налога
3. Налоговая ставка

Фиксируют в тетради функции налога

Составляют таблицу: «Виды налогов»

Федеральные

Региональные

Местные

Налог на добавленную стоимость;
акцизы;

налог на доходы физических лиц;

налог на прибыль организаций;
налог на добычу полезных ископаемых;
водный налог

Налог на имущество организаций;

Налог на игорный бизнес;

транспортный

Земельный налог;

Налог на имущество физических лиц;

торговый сбор;

курортный сбор

Презентуют полученную информацию.
Участвуют в обсуждении прямых и косвенных налогов.

Класс организует игру, в которой разбиваются на роли и формулируют себе реплики на основе текста учебника.
Результаты работы презентуются (Приложение №4)

Индивидуальная работа

Парная работа

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

Групповая работа

Индивидуальная работа

Групповая работа

Стадия рефлексии

Для закрепления изученного материала учитель предлагает выполнение заданий по теме.

Организует обсуждение итогов урока

Выполняют задания по теме «Налоги»
1. Фискальная функция налогов состоит в том, что:
А) налоги отражают признаки особых заслуг граждан
Б) налоги могут стимулировать развитие экономического субъекта
В) налоги формируют доходы госбюджета
Г) налоги позволяют контролировать деятельность фирм
2. Видом налога, взимаемого с физических лиц, является:
А) налог на имущество предприятий
Б) налог на добавленную стоимость
В) налог на имущество
Г) налог на прибыль
3. Субъектом налогообложения является:
А) доход фирмы
Б) юридическое лицо
В) имущество предприятий
Г) гектар земли
4. Объектом налогообложения является:
А) физическое лицо
Б) юридическое лицо
В) имущество
Г) граждане
5. Гражданин С уплатил налог на принадлежащий ему легковой автомобиль. Объектом налога в данном случае является:
А) доход гражданина С
Б) гражданин С
В) водительские права
Г) легковой автомобиль
6. В РФ взимается налог на доходы физических лиц. Что из перечисленного относится к объекту данного налога:
А) имущество работника
Ь) фирма, в которой трудится работник
В) жилье, в котором проживает семья работника
Г) заработная плата работника

Участвуют в обсуждении итогов урока, оформляют записи о домашнем задании

Индивидуальная работа

Приложение №1
Нало́г — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или)муниципальных образований. Взимание налогов регулируется налоговым законодательством. Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.
Налог (сбор, пошлина) - обязательный денежный взнос, взимаемый государством с физических и юридических лиц, и перечисляемый в государственный бюджет или во внебюджетные фонды.

Приложение №2
Объект налога - то, с чего взимается налог (прибыль, доход, транспортное средство, фонд оплаты труда и т.д.).

Субъект налога (налогоплательщик) - физическое или юридическое лицо, которое уплачивает налог.

Налоговая база - объект налога, измеренный в денежных, либо в физических единицах.

Налоговая ставка - величина налога, которая устанавливается в процентах от налоговой базы либо в абсолютной денежной форме с единицы налоговой базы.

Приложение №3

Федеральные налоги и сборы

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Перечень федеральных налогов и сборов установлен ст. 13 НК РФ:

1) Налог на добавленную стоимость (НДС) ;

2) Акцизы ;

3) Налог на доходы физических лиц ;

5) Налог на прибыль организаций ;

6) Налог на добычу полезных ископаемых ;

8) Водный налог ;

9) Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов ;

10) Государственная пошлина .

Региональные налоги

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Перечень региональных налогов установлен ст. 14 НК РФ:

1) Налог на имущество организаций ;

2) Налог на игорный бизнес ;

3) Транспортный налог .

Особенности региональных налогов регулируются п. 3 ст. 12 НК РФ:

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения. Курортный сбор

Приложение №4
Права налогоплательщика

1. Получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах
2. Использование при наличии оснований налоговые льготы
3. Требовать соблюдения и сохранения налоговой тайны
4. Присутствовать при проведении выездной налоговой проверки
5. Получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах

Обязанности налогоплательщика
1. Выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений
2. Представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов
3. Уплачивать законно установленные налоги в бюджет и во внебюджетные фонды
4. Выполнять законные требования налогового органа об устранении нарушений
Приложение №5
1.В; 2.В; 3. Б; 4. В; 5.Г; 6. Г

Сегодня каждая организация стремится увеличить поступление доходов и оптимизировать налоговые отчисления в бюджет. В связи с этим возрастает значение планирования и прогнозирования как фактора экономического роста финансово-хозяйственной деятельности организации.

Основная задача налогового планирования — определить объемы налоговых отчислений на краткосрочный и долгосрочный периоды на основе прогнозируемых расчетов доходов и расходов организации. Главным документом, в котором отражаются результаты планирования налоговых обязательств, является налоговый бюджет.

ФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОГО БЮДЖЕТА ОРГАНИЗАЦИИ

Формирование бюджета налогов является достаточно трудоемкой процедурой. Она требует взаимодействия нескольких служб: бухгалтерской, планово-экономической и финансовой и зависит от многих параметров (например, от учетной политики организации в области управленческого и налогового учета).

Представим порядок формирования налогового бюджета организации:

1. Определение совокупности исчисляемых организацией налогов.

2. Расчет налоговой базы по каждому из планируемых налогов на основании финансовых показателей организации.

3. Расчет суммы налогов, подлежащих перечислению в бюджет (годовой объем с разбивкой по кварталам).

4. Определение сроков перечисления налогов, составление графика платежей.

5. Консолидация плановых показателей бюджета налогов в таблицу.

6. Анализ плановых расчетных данных по каждому виду налога.

7. Определение комплекса мероприятий, направленных на оптимизацию налогов.

Указанный порядок является составной частью мероприятий, связанных с формированием общего бюджета организации.

Налоговый бюджет планируют на основании:

  • принятой в организации налоговой и учетной политики;
  • метода начисления амортизации на объекты основных средств;
  • данных бухгалтерского учета;
  • расчета налогооблагаемых баз.

В зависимости от периодов бюджет налогов можно формировать следующим образом:

  • годовой бюджет — до начала декабря года, предшествующего планируемому финансовому году;
  • квартальный бюджет — до 1-го числа третьего месяца предшествующего квартала;
  • месячный бюджет — до 20-числа предшествующего месяца.

Перед тем как сформировать бюджет налогов, нужно:

  • определить систему налогообложения (общая, упрощенная, налог на вмененный доход) в зависимости от формы собственности и вида деятельности;
  • провести анализ налогооблагаемых объектов;
  • определить, является ли организация налогоплательщиком по каждому из установленных законодательством налогов;
  • определить, попадают ли имущество и хозяйственные операции под налогообложение конкретным налогом;
  • определить ставки по каждому налогу на основании налогового законодательства;
  • установить, полагаются ли льготы по уплате определенных видов налогов, какая статья Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) дает обоснование на применение льгот, что нужно предпринять для получения льготы;
  • узнать, имеются ли вычеты (если они есть, определить их размеры).

Чтобы составить план налогового бюджета, финансово-экономическому структурному подразделению потребуются следующие финансовые показатели организации :

  1. Смета доходов и расходов на предстоящий финансовый год.
  2. Бюджет закупок материально-производственных запасов.
  3. Смета расходования материалов.
  4. Бюджет расходов на оплату труда работников организации.
  5. Бюджет социальных выплат.
  6. Остаточная стоимость основных средств.

Для планирования налоговой базы нужны следующие документы (табл. 1).

Таблица 1. Документы, необходимые для планирования налоговой базы

Налог

Налоговая база

Документы

Налог на доходы физических лиц

Сумма выплат физическому лицу

Бюджет расходов на оплату труда

Налог на прибыль

Налогооблагаемая прибыль

Бюджет доходов и расходов

Налог на добавленную стоимость

Добавленная стоимость

Бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, бюджет инвестиций

Налог на имущество организаций

Среднегодовая стоимость имущества

Прогнозный баланс

Транспортный налог

Мощность используемых транспортных средств

Технические паспорта автомобилей

Структура налогов , исчисляемых в организации, зависит от выбранной системы налогообложения. Рассмотрим формирование бюджета налогов в организации здравоохранения, которая применяет общую систему налогообложения (ОСНО).

С. С. Велижанская, заместитель главного бухгалтера

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале

Тема 2. 3 Налоги и их функции. План. 1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ. ФУНКЦИИ НАЛОГОВ. 2. ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. 3. КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ. 4. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. 5. СТРУКТУРА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ.

Ст. 8 Налог – обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физ. лиц, в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налог, как экономическая категория - императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд без предоставления субъекту налога какого – либо эквивалента.

Ст. 8 Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физ. лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу решений. (лицензий)

Действие НКРФ распространяется на: Введение налогов и сборов Взимание налогов и сборов Устранение налогов и сборов

Виды налогов федеральные Название НДС Акцизы НДФЛ НДПИ Налог на прибыль организации Водный налог Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических рессурсов Гос. пошлина Устанавлив Обязательны к аются уплате НКРФ На всей территории РФ При установлении соответствую щие органы власти выделяют:

региональные Местные Налог на имущество организации Налог на игорный бизнес Транспортный налог НКРФ и законы субъектов РФ Земельный налог НКРФ, Налог на имущество нормативн физ. лиц ые правовые акты представи тельных органов муниципа льных образован ий о налогах На территории соответству ющих субъектов РФ На территории соответству ющих муниципальн ых образований Налоговые ставки, порядок и сроки уплаты, льготы.

Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НКРФ. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогах и сборах

Система налогообложения для с/х товаропроизводителей Упрощенная система налогообложения Специальные налоговые режимы Система налогообложения в виде единого налога на вмененные доход для отдельных видов деятельности Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

В зависимости от механизма уплаты налоги подразделяют на: прямые Взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика. (20%) налог на прибыль, налог на имущество физ. лиц косвенные Взимаются в процессе движения доходов и оборота товаров и услуг. Владелец товара или услуг включает налог в цену (тариф), который оплачивает потребитель и перечисляет ее государству. (ндс, акцизы, налог на доходы физ. лиц)

С физ. лиц В зависимости от вида плательщика С юридических лиц смешанные НДФЛ, налог на имущество физ. лиц. Налог на имущество организации, налог на игорный бизнес Земельный, транспортный налоги

Как экономическая категория налог обладает следующими признаками: Обязательность(императивность) Индивидуальная безвозмездность Денежная форма Смена собственника Законность платежа Уплата в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований

Функции налога 1. Фискальная – основная функция налога, с ее помощью формируется финансовые ресурсы государства в виде денежного фонда для создания условий функционирования государства и выполнения им своих функций и задач.

Регулирующая функция – налоги активно участвуя в пере распределительном процессе оказывают серьезное влияние на воспроизводство стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя направление капитала. Стимулирующая функция – реализуется через льготы и преференции одной категории налогоплательщиков перед другой.

Распределительная функция – позволяют распределить налоги и сборы между уровнями бюджетной системы, отраслями экономики и социальными слоями населения. Контрольная функция – позволяет осуществлять контроль за полным и своевременным поступлением налогов в бюджет как в целом так и по каждому виду налога

Элементы налогообложения: 1. Объект налогообложения(ст. 38): Реализация товаров доход имущество расход прибыль Иное обстоятельство, имеющее стоимо количественную и физическую характер

2. Налоговая база Стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения Налоговая база федеральный устанавли вает Региональные и местные НКРФ Налоговая ставка Законы субъектов РФ, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных

Налоговая база Региональные и местные федеральный НКРФ устанавли вает НКРФ Законы субъектов РФ, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований. Налоговая ставка

4. Налоговый период Календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется база и сумма налога к уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

условие определение Организация была создана после начала календарного года Первый для нее налоговый период времени со дня создания до конца данного года. День создания организации- день ее государственной регистрации. Организация создана с 01 -31 декабря Первый для нее налоговый период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания Организация ликвидирована(реорганизована) до конца календарного года Последний для нее налоговым периодом является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации(реорганизации). Организация создана после начала года Налоговый период – период времени (1 января) и ликвидирована до конца со дня создания до дня ликвидации. года(31 декабря) Организация создана в период с 1 декабря по 31 декабря текущего года и ликвидирована до конца календарного года, следующим за годом создания С дня создания до дня ликвидации

Предусмотренные правила не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций. Правила не применяются в отношении тех налогов, по которым налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал

5. Налоговые льготы Предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включающих возможность не уплачивать налогов или сборов либо уплачивать их в меньшем размере.

Льготы устанавливаются: По федеральным налогам НКРФ По региональным и местным налогам НКРФ, законы и нормативные правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований

Нормы законодательства определяют основания, порядок и условия применения льгот не могут носить индивидуальный характер Плательщики в праве отказаться от использования льготы, либо приостановить ее использование на один или несколько периодов. Льготы – не обязательный элемент налогообложения

Налог считается установленным когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения (ст. 17): Объект налогообложения Налоговая база Налоговый период Налоговая ставка Порядок исчисления налога Порядок и сроки уплаты налога

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут так же предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. При установлении сбора определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Порядок и сроки уплаты Сроки уплаты устанавливаются применительно по каждому налогу и сбору, изменение срока допускается только НКРФ При уплате налога (сбора) с нарушением срока пени определяются: q. Календарной датой q. Истечением периода времени (год, квартал, месяц) q. Указанием на событие, которое должно произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Если расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность при уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления Уплата налога производится: q. Разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке по НКРФ q. В установленные сроки q. В наличной и безналичной форме q. При отсутствии банка – в кассу органа местной администрации или через организацию федеральной почтовой связи(для физ. лиц)

Конкретный порядок уплаты устанавливается: Для федеральных налогов НКРФ Для региональных и местный НКРФ, нормативными правовыми актами муниципальных образований и законами субъекта РФ в соответствии с НКРФ

Может предусматриваться уплата в течении налогового периода предварительных платежей по налогам, которые называются авансовыми платежами. В случае уплаты авансовых платежей в более поздние сроки начисляются пени.

Главная > Документ
  1. Учебно-методический комплекс Специальность: 080107 Налоги и налогообложение Москва 2009 (1)

    Учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс «Организация и методика налоговых проверок» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Примерной программой по дисциплине

  2. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «налоги и налогообложение» по специальности 060400 «Финансы и кредит» новосибирск 2001

    Учебно-методический комплекс

    Дисциплина «Налоги и налогообложение» играет важную роль в формировании знаний, необходимых для работников практически всех сфер деятельности. Знание основ налогообложения необходимо как работникам производственных предприятий, финансово-кредитных

  3. Программы профессиональной переподготовки государственных служащих, планируемые для реализации в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, ее филиалах и в подведомственных рагс образовательных

    Документ

    дополнительного профессионального образования (профессиональная переподготовка и повышение квалификации) государственных служащих, планируемых для реализации в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации,

  4. Российской Федерации «Об образовании» (3)

    Закон

    1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

  5. Российской Федерации Российская правовая академия Налоговое право России учебник (1)

    Учебник

    О. Н. Горбунова - доктор юридических наук, профессор, заведую­щая кафедрой финансового права и правовых основ бухгалтерского учета Московской государственной юридической академии;

gastroguru © 2017