Проект федерального стандарта учетная политика. Учетная политика в организациях госсектора. Формирование и утверждение учетной политики

2018 год должен стать для бухгалтеров учреждений госсектора одним из самых сложных, так как Приказом Минфина России от 10.04.2015 № 64н утверждена Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора. Из нее следует, что 1 января 2018 года вступает в силу ряд федеральных стандартов, основанных на МСФО, которые нацелены на гармонизацию системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности организаций госсектора.

Настоящий материал поможет сориентироваться в изменениях и отразить их в учетной политике.

Тема

Анонс

Название материала

Федеральные стандарты

Минфином России подготовлен проект приказа об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Несмотря на то что данный документ находится на стадии проекта, его применение запланировано на
1 января 2018 года. В статье автор рассматривает его основные положения

Приложения учетной политики

График документооборота является неотъемлемым элементом учетной политики. И от того, насколько грамотно он составлен, зависит эффективность работы бухгалтерской службы и учреждения в целом. О том, как правильно сформировать этот документ и организовать надлежащий контроль за его соблюдением, читайте в этой статье

Приложения учетной политики

В целях бюджетного учета обязательств на счетах санкционирования расходов в учетной политике устанавливаются перечень документов, подтверждающих принятие (возникновение) обязательств, а также момент их отражения в учете. В статье приведен рекомендуемый порядок принятия обязательств казенного учреждения, который можно взять за основу при разработке собственного путем оформления его в виде отдельного приложения к учетной политике

Учетная политика в целях налогообложения

Налоговая политика не просто распорядительный приказ, а принятое бухгалтером решение по тому или иному вопросу налогообложения, не урегулированному законодательством или имеющему несколько вариантов решения. Также данный документ может стать инструментом налоговой оптимизации. Об этом читайте в настоящей статье.

«Учетная политика, оценочные значения и ошибки» - один из федеральных стандартов бухучета, положения которого начнут действовать уже 1 января 2018 года. Пока документ существует лишь как проект, но уже сейчас с ним можно ознакомиться на сайте Минфина РФ и понять, какие изменения ждут учреждения в этой части учета.

Кто вправе разрабатывать и утверждать учетную политику

Сегодня закон не ограничивает круг лиц, которые могут или должны , в Инструкции № 157н есть только одно условие — утверждать ее должен руководитель учреждения.

Проект федерального стандарта четко определяет ответственного за разработку документа. Это главный бухгалтер или сотрудник, на которого возложена обязанность вести бухучет, поскольку именно он отвечает за ведение бухгалтерского учета и достоверность бухгалтерской отчетности.

Возможные виды и сроки изменений

Согласно п. 8 федерального стандарта, менять учетную политику можно лишь в трех случаях:

  • если меняется законодательство, регулирующее бухгалтерский учет;
  • если учреждение выбирает иной способ учета, который будет представлять более достоверную отчетность;
  • если учреждение реорганизуется, меняет условия деятельности или полномочия и пр.

Корректировать документ можно строго в начале отчетного года. В середине года даже самые малейшие изменения можно вносить только после согласования с учредителем. Еще одно важное условие: если корректировки будут влиять на финансовое положение учреждения, включая движение денег на счетах и/или финансовый результат, они должны быть выражены в денежном эквиваленте на дату, с которой применяются указанные изменения.

Новый стандарт допускает два типа изменений — перспективные и ретроспективные. Первые вступают в силу только с момента утверждения, вторые, как видно из названия, требуют изменить показатели бухучета и за прошлые периоды.

В последнем случае бухгалтеру придется исправлять баланс учреждения в части входящих остатков по статье «Финансовый результат экономического субъекта» и еще несколько связанных с ней показателей за прошлые периоды. Корректировочные показатели следует сдавать только с текущей отчетностью с пометкой «Пересчитано», менять и пересдавать отчеты за предыдущий год нельзя.

Ретроспективные изменения, которые влияют на финансовые показатели учреждения, недопустимы в двух случаях. Во-первых, когда изменения невозможно оценить в денежном эквиваленте, потому что недостаточно данных о показателях прошлого года. Во-вторых, если оценка требует информации, которой не было в распоряжении бухгалтера в момент представления отчетов за предшествующий год. В таких ситуациях можно ввести только перспективные корректировки.

Обратите внимание, что в учетную политику не вносятся:

  • смена способа бухучета по тем видам хозяйственной деятельности, которые нетипичны для учреждения;
  • утверждение нового способа бухучета для впервые случившихся фактов хозяйственной деятельности.

Рабочий план счетов

Этот раздел не так давно уже претерпел изменения. Приказ Минфина РФ от 27.09.2017 № 148н исключил из плана счетов некоторые счета, что тут же и принято учреждениями.

В свою очередь федеральные стандарты расширят Единый план счетов. В частности, выделены дополнительные группы в стандарте «Основные средства» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 257н). Стандарт «Аренда» (Приказ Минфина РФ от 31.12.2016 № 258н) в отдельный объект учета выносит имущество, которое используется на правах операционной аренды и включено в разряд нефинансовых активов. Это, безусловно, повлечет за собой расширение перечня балансовых счетов.

Скорее всего, финансовое ведомство продолжит упорядочивать происходящие изменения, внесет дополнительные корректировки в Инструкцию № 157н, что закономерно отразится на рабочем плане счетов.

Пока учреждение может дополнить свою учетную политику, например, добавить аналитические счета или, наоборот, исключить те позиции, которые в работе не используются.

Оценка объектов бухучета

Учреждениям стоит обратить внимание на алгоритм оценки справедливой стоимости актива, выбрать и утвердить в учетной политике один из методов, который предлагает федеральный стандарт «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», который начал действовать еще в мае 2017 года. Учреждение может руководствоваться методом рыночных цен или методом амортизированной стоимости замещения.

То же самое касается и метода начисления амортизации. С вступлением в силу федерального стандарта «Основные средства» в распоряжение бухгалтеров-бюджетников поступят дополнительные методы расчета суммы амортизации. Напомним, кроме ранее существовавшего линейного метода, стандарт предлагает метод уменьшаемого остатка и метод расчета амортизации пропорционально объему продукции. Свой выбор учреждение обязательно закрепляет в учетной политике.

Оценка объектов основных средств

Большие изменения ждут бухгалтеров в части оценки основных средств (ОС) — они тоже влияют на учетную политику. Теперь затраты на замену частей ОС, возникшие во время эксплуатации объекта, будут включаться в его стоимость в момент возникновения этих затрат. Важное условие — должны быть соблюдены критерии признания объекта ОС (п. 8 ).

Еще одно нововведение касается капитальных вложений. Затраты на систематические осмотры при эксплуатации объекта или в ходе его ремонта включаются в стоимость объекта ОС. Это возможно, как и в предыдущем случае, только если объект соответствует критериям признания ОС.

Эти изменения должны найти отражение и в учетной политике учреждения, там же следует перечислить группы ОС, в отношении которых учреждение будет применять положения федерального стандарта.

Порядок инвентаризации

Проводя инвентаризацию своего имущества и активов, многие учреждения сегодня опираются на Методические указания, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49, и в учетной политике лишь ссылаются на документ. Требование закрепить порядок инвентаризации в учетной политике принято только для казенных учреждений в Инструкции № 157н.

Однако на сайте финансового ведомства опубликован проект приказа, который прекращает действие Методических указаний. Это значит, что алгоритм и сроки инвентаризации имущества и финансовых активов организации госсектора должны будут разработать самостоятельно и прописать в учетной политике. Сделать это можно заранее.

Федеральный стандарт «Основные средства» внес еще одно уточнение относительно инвентарного учета. Он предписывает зафиксировать в учетной политике порядок присвоения индивидуального номера объекту. Ориентиром для учреждений должны стать сам федеральный стандарт и Инструкция № 157н.

Учет событий после отчетной даты

Сейчас, чтобы учесть такие события, учреждения пользуются лишь положениями одноименных ПБУ 7/98 «События после отчетной даты» (Приказ Минфина РФ от 25.11.1998 № 56н), в Инструкции № 157н никаких указаний на этот счет нет. 1 января 2018 года начнет действовать одноименный федеральный стандарт, который закроет этот пробел. В нем создана классификация событий, прописаны четкие правила отражения их в бухучете и раскрытия информации при формировании регламентированной отчетности. Положение стандарта следует применять относительно отчетного периода, который начнется 1 января 2018 года, но внести их в учетную политику учреждения стоит уже в ближайшее время.

Раскрытие информации об учетной политике в отчетности

Базовые положения учетной политики должны быть размещены на официальном сайте организации. Кроме того, сведения об учетной политике необходимо отразить и в отчетности, которую учреждение представляет в контролирующие органы. При этом следует помнить, что все изменения, которые вступят в силу 1 января 2018 года, касаются нового отчетного периода, который стартует 1 января будущего года.

В пояснительной записке к отчетности бухгалтер должен указать суть изменений и дату, с которой начинают действовать обновления, обосновать их необходимость и изложить, как именно эти новшества повлияют на бухгалтерскую отчетность.

Если выбран ретроспективный способ изменения учетной политики, в пояснительной записке уточняются всевозможные суммы корректировок по статьям бухгалтерского учета за предыдущие периоды.

Теоретически разработать изменения учетной политики и утвердить их следует уже сейчас, чтобы к наступлению нового года привести документ в соответствие с федеральными стандартами. Но поскольку сам стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» еще находится в статусе проекта, рекомендуем дождаться его утверждения.

6 673 просмотра

Из-за очередных поправок в налоговом законодательстве необходимо внести изменения в учетную политику на 2018 год. Расскажем об обязательных пунктах политики, какие формулировки изменить и как актуализировать документ.

В этом году вступили в силу поправки в ПБУ 1/2008. В связи с этим учетную политику надо проверить на соответствие новым правилам. Расскажем, нужно ли вносить изменения в политику на 2018 год и какие корретировки нужны.

Новое в учетной политике на 2018 год

Способ учета в политике . В учетной политике необходимо прописать способы учета для операций, которые проводит организация. В этих целях надо руководствоваться федеральными стандартами (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Если же в них не установлен способ, закон требует разработать его по правилам, прописанным в стандартах.

Как применять требование рациональности? Например, на сомнительную и просроченную дебиторскую задолженность нужно создавать резерв. Но сомнительный долг может быть небольшим по меркам самой компании. При этом расчет резерва - трудоемкая работа. Бухгалтер применит критерии существенности к примерной сумме, которую нужно отразить в балансе при формировании резерва. А затем напишет руководителю докладную записку, что информация несущественная и траты на ее формирование нерациональны. Директор примет решение, создавать резерв или нет.

Для крупных компаний есть особенность выбора способов. Если организация входит в холдинг, то может составлять политику независимо от других компаний группы. Но только при условии, что основная компания не издает собственные стандарты, которые обязаны применять все организации группы.

Компании, которые составляют и публикуют отчетность по МСФО, получили в этом году право упростить себе формирование политики и учет. Независимо от того, есть ли в федеральном стандарте один или несколько способов, можно пользоваться особым правилом. Если способы в федеральных стандартах противоречат МСФО, можно руководствоваться международными стандартами (абз. 2 п. 7 ПБУ 1/2008).

Новое правило избавляет крупные организации от двойной работы. В учетной политике на 2018 год нужно прописать, от какого способа отказалась компания и какому правилу в международном стандарте оно противоречит.

Новый инвестиционный вычет в политике . С 1 января 2018 года компании смогут воспользоваться новым инвестиционным вычетом. Он позволяет уменьшить налог на прибыль на расходы по покупке или модернизации основных средств из 3-7 амортизационных групп . Поправки в Налоговый кодекс ввел Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ, который вступает в силу 1 января 2018 года.

В учетной политике 2018 нужно прописать, что компания будет пользоваться вычетом. Правила о том, как будете рассчитывать вычет, писать не нужно. Их утвердят региональные власти. Решение о вычете можно поменять в течение трех лет, если другой срок не установит регион.

Основные средства в учетной политике 2018

Правила работы с инвестиционным вычетом вводит новая статья 286.1 НК РФ, она будет действовать до 2027 года. Чтобы льгота заработала, ее должны ввести региональные власти. Они вправе устанавливать свои условия. Но есть общие правила для вычета.

Региональную часть налога на прибыль компания вправе уменьшить на 90% от расходов на покупку, доработку, модернизацию или техническое перевооружение активов. У инвестиционного вычета есть предельная величина - это разница между налогом в региональный бюджет по обычной ставке и налогом по ставке 5 %. Последнюю ставку регионы вправе менять в большую сторону. При этом, если компания пользуется вычетом, федеральную часть налога можно уменьшить на 10 % от расходов на активы. Эту часть налога на прибыль можно обнулить.

Вычет можно применять к активам 3-7 групп. Регионы могут устанавливать и другие ограничения по видам основных средств, а также категориям компаний, которые не вправе пользоваться инвестиционным вычетом. По кодексу это резиденты особых экономических зон, участники региональных инвестиционных проектов и др.

Применять вычет можно с периода, в котором компания начала использовать основное средство или изменила его первоначальную стоимость. Вычет сверх предельного значения можно будет переносить на другие месяцы, кварталы и годы. Инвестиционный вычет нужно применять ко всем активам, в отношении которых он установлен кодексом и региональными властями. При этом амортизировать такие основные средства компания уже не сможет.

Если компания решит продать актив раньше, чем пройдет срок полезного использования, потребуется доплатить налог с пенями. Тогда первоначальную стоимость основного средства компания учтет в расходах того периода, в котором продала актив (подп. 4 п.1 ст. 268 НК РФ).

Кроме того, к компаниям, которые используют инвестиционный вычет, будут и дополнительные требования на камеральных ревизиях. Инспекторы смогут запрашивать пояснения и документы по активам, к которым компания применила вычет.

Как написать учетную политику на 2018 год

По закону бухгалтер, когда составляет учетную политику, в первую очередь должен смотреть федеральные стандарты. Сейчас нет утвержденных документов с таким названием. Первый стандарт должен появиться к 2019 году.

С 19 июля 2017 года к федеральным стандартам приравняли ПБУ (Федеральный закон от 18.07.2017 № 160-ФЗ). Из них нужно выбирать способы учета (см. таблицу ниже). Конечно, при условии, что для вашей операции способ установлен. Если нет, компания действует по алгоритму - смотрит МСФО, затем федеральные стандарты по аналогичным вопросам либо отраслевые стандарты. Отраслевыми считаются стандарты ЦБ РФ. Для компаний таких стандартов нет.

Способы учета для учетной политики 2018: таблица сравнения

Что утверждают в политике Какие способы прописать В каком документе смотреть (без учета МСФО и рекомендаций БМЦ)
Способы оценки активов и обязательств Оценка фактов хозяйственной деятельности ПБУ 19/02, ПБУ 9/99, ПБУ 10/99
Погашение стоимости активов ПБУ 5/01, ПБУ 6/01, ПБУ 14/2007, ПБУ 17/02
Рабочий план счетов Применение счетов бухгалтерского учета Типовой план счетов, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (п. 9 Положения, утв. приказом Минфина от 29.07.98 № 34н)
Критерии, по которым активы и обязательства нужно группировать Группировка фактов хозяйственной деятельности Инструкция по применению Плана счетов, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н
Формы регистров бухучета Организация регистров Компания самостоятельно определяет формы первички, регистров, внутренней отчетности (п. 3 ст. 9, п. 5 ст. 10 закона № 402-ФЗ). Обязательно применять унифицированные формы, если это установлено нормативными актами. В частности, обязательны к применению кассовые документы
Формы первичных документов Документооборот

Формы для внутренней отчетности
Правила документооборота Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утв. приказом Минфина СССР от 29.07.83 № 105
Технология обработки учетной информации Обработка информации
Порядок проведения инвентаризации Инвентаризация Методические указания по инвентаризации, утв. приказом Минфина России от 13.06.95 № 49

Последний документ, в котором нужно искать способ учета, - рекомендации. Разъяснения по бухучету вправе давать негосударственные регуляторы - некоммерческие организации (ст. 21,23, 24 закона № 402-ФЗ). Сейчас к ним относится Бухгалтерский методологический центр (БМЦ).

Компании использовали в учетной политике рекомендации отраслевых министерств. Например, по вопросам калькулирования себестоимости или по способу учета в отрасли (см. Инструкцию, утв. приказом Минздрава России от 20.07.01 № 284, Методические рекомендации, утв. приказом Минсельхоза России от 14.12.04 № 537 и др.).

Теперь нужно проверить, не противоречат ли такие способы учета федеральным стандартам, МСФО и рекомендациям некоммерческих организаций. Ведь документы отраслевых министерств больше не регулируют бухучет. А раз так, будет считаться, что компания сама разработала способ, если взяла его из этих документов.

Дополнение к учетной политике на 2018 год

В этом году чиновники внесли в закон о бухучете изменения, которые приравняли 24 действующих ПБУ к федеральным стандартам по ведению учета. Тем не менее Минфин собирается заменить многие из этих ПБУ новыми документами. В программе разработки стандартов сейчас 14 проектов (приказ от 07.06.2017 № 85н). В 2019 году планируют ввести в действие федеральные стандарты "Запасы" и "Нематериальные активы". На сегодняшний день закончено общественное обсуждение.

Некоторые ПБУ не заменят полностью, но обновят. К 2019 году чиновники собираются внести изменения в ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль", ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте".

Компания вправе заранее применять новые стандарты, если Минфин прописал такую возможность в приказе, которым утвердил стандарт (п. 23 ПБУ 1/2008). Без этой оговорки новые правила не применяйте. Безопаснее подождать, пока стандарт станет обязательным.

Можно уже сейчас готовиться к переходу на новые стандарты, которые будут аналогичны МСФО. Для этого используйте ежегодные рекомендации Минфина аудиторам. В них есть способы, которые соответствуют международным стандартам отчетности. Сближение с МСФО - это главная цель реформирования российского бухучета.

Любое изменение способа учета нужно прописать в учетной политике. Для этого надо издать приказ или распоряжение руководителя (п. 8, 11 ПБУ 1/2008).

Все новые стандарты будут вступать в силу с начала года. Если компания захочет работать по стандарту раньше, выясните, требуется ли ретроспективный пересчет. Его нужно будет провести, если в стандарте не пропишут специальный порядок, как отразить изменение способа учета (п. 14 ПБУ 1/2008). В бухгалтерской отчетности потребуется отразить, что компания досрочно использует стандарты (п. 23 ПБУ 1/2008).

Изменения, которые компания планирует внести в учетную политику на будущий год, больше не нужно раскрывать в отчетности. Минфин исключил это правило из ПБУ 1/2008 (п. 14 приказа Минфина России от 28.04.2017 № 69н). Как и прежде, потребуется раскрыть в пояснениях к балансу и отчету о финансовых результатах способы учета, которые могут повлиять на решения пользователей (п. 24 ПБУ 1/2008). Это нужно, так как пользователи отчетности сравнивают показатели за разные годы и делают выводы. По той же причине в отчетности отражают причину и содержание изменений в учетной политике (п. 21 ПБУ 1/2008). А если это существенно повлияло на финансовый результат или движение денег, то оценивают и раскрывают последствия (п. 13, 16ПБУ 1/2008).

Изменения учетной политике в 2018 году для малых компаний

Небольшие компании могут значительно упростить учет. Такое право сохранится в 2018 году.

Малые компании вправе не использовать самые сложные правила из федеральных стандартов и составлять отчетность всего из двух форм. Но такая льгота доступна не для всех.

Отказаться от сложных способов учета вправе малые компании, некоммерческие организации и участники проекта "Сколково". В 2018 году к малым будут относиться компании со среднесписочной численностью сотрудников за 2016 год до 100 человек и доходами не более 800 млн рублей за тот же период. При этом нужно выполнять еще хотя бы одно условие из части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Например, доля участия иностранных и российских организаций, которые не относятся к малым, не должна превышать 49 %.

Обратите внимание!

Не все малые компании вправе использовать упрощенные способы. Упрощать отчетность нельзя, если компания обязана проводить аудит. А это требование касается всех акционерных обществ, организаций с валютой баланса более 60 млн рублей или выручкой более 400 млн рублей за год, предшествующий отчетному (ст. 5 Федерального закона от 30.12.08 № 307-ФЗ). Чиновники планируют поднять лимит по выручке до 800 млн рублей. Проект закона уже внесли в Госдуму (законопроект № 273179-7).

Для упрощенного учета есть ограничения по видам деятельности. В частности, пользоваться льготой не праве кредитные и жилищные кооперативы (п. 2–12 ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Если вид бизнеса не запрещает вести упрощенный учет, проверьте компанию по другим критериям. Убедитесь, что вправе упростить учет, а затем включите новые правила в учетную политику на 2018 год.

Мы рассказали об актуализации учетной политики на 2018 год. Посмотреть образцы можно в статьях:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии

Приказом Минфина России от 28 апреля 2017 г. N 69н внесен ряд изменений в Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", утвержденное приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н. Главные цели изменений - упорядочение процедуры формирования учетной политики организации, активизация применения МСФО при выработке учетной политики организации , а также приведение норм ПБУ 1/2008 в соответствие с Федеральным законом "О бухгалтерском учете".

Определено соотношение учетной политики разных организаций

В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона "О бухгалтерском учете" экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. Исходя из этого ПБУ 1/2008 дополнено указанием на то, что организация выбирает способы ведения бухгалтерского учета независимо от выбора способов ведения бухгалтерского учета другими организациями.

Вместе с тем согласно части 14 статьи 21 Федерального закона "О бухгалтерском учете" экономический субъект, имеющий дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами. В связи с этим в ПБУ 1/2008 уточнено, что в случае, когда утвержденные основным обществом стандарты бухгалтерского учета обязательны к применению его дочерним обществом, последнее формирует свою учетную политику исходя из стандартов бухгалтерского учета основного общества.

Уточнен алгоритм формирования учетной политики организации

Исходя из части 3 статьи 8 Федерального закона "О бухгалтерском учете" при формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета организация делает выбор из числа способов, допускаемых федеральными стандартами бухгалтерского учета.

На основе обобщения и анализа правоприменительной практики приказом Минфина России от 28 апреля 2017 г. N 69н уточнен алгоритм формирования учетной политики организации. В новой редакции ПБУ 1/2008 предусмотрены процедуры формирования учетной политики организации для следующих случаев:

1) федеральный стандарт бухгалтерского учета устанавливает один способ бухгалтерского учета по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета;

2) федеральный стандарт бухгалтерского учета устанавливает несколько допустимых способов бухгалтерского учета по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета;

3) федеральный стандарт бухгалтерского учета не содержит допустимые способы бухгалтерского учета по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета.

В первом случае учет конкретного объекта бухгалтерского учета ведется способом, установленным федеральным стандартом бухгалтерского учета. Иначе, в учетную политику организации включается именно тот способ ведения бухгалтерского учета, который предусмотрен соответствующим федеральным стандартом бухгалтерского учета.

Во втором случае организация выбирает из всех допускаемых федеральным стандартом способов ведения бухгалтерского учета тот, который обеспечивает формирование качественной информации о конкретном объекте бухгалтерского учета. Данный выбор должен производиться организацией на основе критериев, установленных ПБУ 1/2008. В общем случае такими критериями являются установленные ПБУ 1/2008 допущения (имущественной обособленности, непрерывности деятельности, последовательности применения учетной политики, временной определенности фактов хозяйственной деятельности) и требования (полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости, рациональности). В случае, когда речь идет о формировании в бухгалтерском учете несущественной информации, организация вправе выбирать способ ведения бухгалтерского учета, руководствуясь исключительно требованием рациональности. При этом несущественной признается информация, от наличия, отсутствия или способа отражения которой в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации не зависят экономические решения пользователей этой отчетности.

В третьем случае организация самостоятельно разрабатывает соответствующий способ ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу. При разработке способа ведения бухгалтерского учета она должна исходить из требований законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов и основываться на установленных ПБУ 1/2008 допущениях и требованиях к учетной политике. Приказом Минфина России от 28 апреля 2017 г. N 69н введена последовательность использования различных источников. В качестве источника первой очереди применяются Международные стандарты финансовой отчетности (далее - МСФО) по аналогичным вопросам. Если МСФО не содержат необходимых способов ведения бухгалтерского учета, то организация должна ориентироваться на положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам. Если же организация не находит соответствующие решения в стандартах, то она должна руководствоваться рекомендациями в области бухгалтерского учета, принимаемыми согласно Федеральному закону "О бухгалтерском учете" органами негосударственного регулирования бухгалтерского учета.

Кроме того, в третьем случае организация, которая вправе применять упрощенные способы бухгалтерского учета, может разрабатывать способ ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, руководствуясь исключительно требованием рациональности. В случае, когда речь идет о формировании в бухгалтерском учете несущественной информации, организация вправе разрабатывать способ ведения бухгалтерского учета, руководствуясь исключительно требованием рациональности.

Урегулирован порядок отступления от общего алгоритма формирования учетной политики

ПБУ 1/2008 дополнено специальными нормами, регламентирующими действия организации при выборе (разработке) способов ведения бухгалтерского учета в случаях, когда следование общему порядку приводит к недостоверному представлению финансового положения такой организации, финансовых результатов ее деятельности и движения ее денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности. При этом речь идет об исключительных случаях. В этих случаях и при соблюдении всех следующих условий организация вправе отступить от общего порядка формирования учетной политики. ПБУ 1/2008 установлены следующие условия:

1) определены обстоятельства, препятствующие формированию достоверного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности;

2) возможен альтернативный способ ведения бухгалтерского учета, применение которого позволяет устранить указанные обстоятельства;

3) альтернативный способ ведения бухгалтерского учета не приводит к возникновению других обстоятельств, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность организации будет давать недостоверное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств.

В этой связи ПБУ 1/2008 также дополнено требованиями к раскрытию информации об отступлении от общих правил и применении альтернативного способа ведения бухгалтерского учета.

В случае если организация отступает от общего порядка формирования учетной политики, она обязана раскрыть следующую информацию в своей бухгалтерской (финансовой) отчетности:

1) наименование федерального стандарта бухгалтерского учета, устанавливающего способ ведения бухгалтерского учета, от применения которого организация отступила, с кратким описанием этого способа;

2) обстоятельства, в результате которых применение общего порядка формирования учетной политики, приводит к тому, что бухгалтерская (финансовая) отчетность организации не позволяет получить достоверное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств, и причины наступления этих обстоятельств;

4) значения всех показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, которые были изменены в результате отступления от общего порядка формирования учетной политики, как если бы такое отступление не было сделано, и величину корректировки каждого показателя. Иными словами, организация должна включить в отчетность сравнительный анализ (сверку) всех показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, которые были изменены в результате описанного отступления, как если бы отступление не было сделано.

Введено право организации унифицировать учетную политику по МСФО и по российским правилам

Приказом Минфина России от 28 апреля 2017 г. N 69н введено право организации формировать учетную политику с учетом требований МСФО.

Такое право предоставлено организациям, которые раскрывают:

консолидированную финансовую отчетность, которая согласно Федеральному закону "О консолидированной финансовой отчетности" составляется в соответствии с МСФО, или

составленную по МСФО финансовую отчетность организации, не создающей группу (см. часть 5 статьи 2 Федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности").

Данные организации при формировании учетной политики могут руководствоваться федеральными стандартами бухгалтерского учета с учетом требований МСФО. Это, в частности, означает, что если применение какого-то способа ведения бухгалтерского учета, предусмотренного федеральным стандартом бухгалтерского учета, приводит к несоответствию учетной политики организации требованиям МСФО (т.е. препятствует соблюдению этих требований), то такая организация вправе не применять данный способ ведения бухгалтерского учета. Вместо этого способа ведения бухгалтерского учета применяется способ, предусмотренный соответствующим МСФО.

В описанном случае в отношении каждого непримененного способа ведения бухгалтерского учета, установленного федеральным стандартом бухгалтерского учета, организация должна в своей бухгалтерской (финансовой) отчетности:

1) описать такой способ;

2) раскрыть требование МСФО, которое будет нарушено в случае применения способа ведения бухгалтерского учета, установленного федеральным стандартом бухгалтерского учета, и описать, каким образом это требование будет нарушено.

Уточнено содержание требования рациональности

Согласно ПБУ 1/2008 одним из требований к учетной политике организации является требование рациональности. Приказом Минфина России от 28 апреля 2017 г. N 69н уточнено содержание этого требования. Учетная политика организации должна обеспечивать, среди прочего, рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации (ранее - рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации).

Уточнен порядок ретроспективного отражения последствий изменения учетной политики

Согласно ПБУ 1/2008 последствия изменения учетной политики отражаются в бухгалтерском учете, как правило, ретроспективно. Приказом Минфина России от 28 апреля 2017 г. N 69н уточнено, что ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка не только по статье "Нераспределенная прибыль (непокрытый) убыток", но и (или) остатка по другим статьям бухгалтерского баланса на самую раннюю представленную в бухгалтерской (финансовой) отчетности дату (ранее - входящего остатка по статье "Нераспределенная прибыль (непокрытый) убыток" за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период).

Введена обязанность раскрывать досрочное применение федеральных стандартов бухгалтерского учета

Нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету устанавливает дату введения его в действие для обязательного применения соответствующими организациями. Вместе с тем в нем может быть предусмотрена возможность добровольного применения утвержденных им правил до наступления даты обязательного применения. В последнем случае введение в действие правил бухгалтерского учета происходит в два этапа. На первом этапе правила могут применяться организациями добровольно. На втором этапе они становятся обязательными для применения.

Для случая добровольного досрочного применения нормативного правового акта по бухгалтерскому учету введено следующее требование:

если нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету предусматривает возможность добровольного применения утвержденных им правил до наступления срока их обязательного применения, организация, воспользовавшаяся такой возможностью, обязана раскрыть данный факт в своей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Отменена обязанность раскрывать в отчетности отдельные факты

Приказом Минфина России от 28 апреля 2017 г. N 69н исключены два требования о раскрытии информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности:

требование раскрывать факт неприменения утвержденного и опубликованного, но еще не вступившего в силу нормативного правового акта по бухгалтерскому учету, а также возможную оценку влияния применения такого акта на показатели бухгалтерской отчетности организации за тот период, в котором должно начаться применение его (ранее - организация была обязана раскрывать это в своей отчетности);

требование объявлять изменения учетной политики на год, следующий за отчетным (ранее - организация была обязана раскрывать это в своей отчетности).

Уточнен ряд норм Положения

Ряд норм ПБУ 1/2008 приведен в соответствие с Федеральным законом "О бухгалтерском учете":

в пункте 8 примеры организационно-распорядительной документации, которой оформляется принятая организацией учетная политика, дополнены таким видом документов как стандарты (ранее - приказы, распоряжения);

в пункте 10 уточнено, что применение разработанного организацией нового способа ведения бухгалтерского учета конкретного объекта бухгалтерского учета должно приводить к повышению качества информации о таком объекте (ранее - более достоверному представлению фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшей трудоемкости учетного процесса без снижения достоверности информации);

в пункте 17 уточнено, что раскрытию подлежат принятые организацией способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения этой организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств (ранее - способы, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности);

в пункте 24 исключено упоминание того, что пояснительная записка входит в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Внесены следующие терминологические уточнения:

термин "государственные (муниципальные) учреждения" заменен термином "организации государственного сектора";

термин "положения по бухгалтерскому учету" заменен термином "федеральные стандарты бухгалтерского учета".

Департамент регулирования

бухгалтерского учета,

финансовой отчетности

и аудиторской деятельности

С 01.01.2018 вступают в силу новые стандарты учета. Вносим изменения в учетную политику предприятия бюджетной сферы по списку приказов Минфина от 31.12.2016:

  1. № 256н «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора».
  2. № 257н «Основные средства».
  3. № 258н «Аренда».
  4. № 259н «Обесценивание активов».
  5. № 260н «Представление бухгалтерской финансовой отчетности».

Важные изменения коснулись учета основных фондов в учреждении. Теперь для упрощения бухучета основных средств можно объединять единицы ОС в группы. Например, чтобы не учитывать на балансе отдельно шкаф, стол и офисное кресло, можно оприходовать группу ОС, как «Комплект офисной мебели» с подробным описанием в инвентарной карточке. Чтобы воспользоваться данным методом, подробно пропишите в учетной политике организации, когда и как будете объединять основные средства.

В части методов начисления амортизации в 2019 году учетная политика организации формируется по-новому. На выбор доступно три метода: линейный, пропорционально объему произведенной продукции и метод уменьшаемого остатка. В конце 2019 года необходимо провести инвентаризацию и определить, какой метод начисления амортизации подходит вашей компании.

Для НКО: ПБУ, учетная политика организации 2019 года

Изменения в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» были утверждены приказом Минфина № 69н от 28.04.2017. Нововведения вступили в силу с 06.08.2017. Проверьте, отражены ли изменения в вашей УП:

  1. Экономический субъект самостоятельно определяет способ ведения бухучета независимо от других лиц. Исключение: филиалы и дочерние компании.
  2. Если положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ведет к искажению бухгалтерской информации, то допустимо отступление от установленных норм, но это придется обосновать в УП.
  3. Если утвержденные нововведения можно применять с нового отчетного периода либо осуществить добровольный переход ранее, то при добровольном переходе необходимо отразить данное условие в бухотчетности.
  4. При формировании отчетности по МСФО организация должна применять федеральные стандарты. Если способ ведения бухучета, установленный ФС, противоречит МСФО, то организация вправе не применять данный способ, но следует обосновать это в УП.

Для бюджетников: инструкция № 157н изменена

В следующем году использовать «старый» рабочий план счетов учреждения не получится. Обновленный приказ № 157н скорректировал названия некоторых действующих счетов, а также дополнился новыми счетами бухучета. Так, например, в 2019 году в рабочий план счетов обязательно добавьте счет 206 61 «Расчеты по авансам по пенсиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию».

Утвержден новый порядок учета ошибок прошлых периодов. Пропишите в учетной политике новый порядок, установите субконто к счетам, по которым были выявлены ошибки.

Новое в налоговом законодательстве

Изменения Налогового кодекса (25 глава) в 2019 году не требуют кардинальных решений при выборе способов учета. Дополнения и уточнения скорректировали следующие правила:

  1. Перечень доходов, которые не учитывают при определении налоговой базы, дополнен:
    1. Поступлениями, выявленными после проведенной инвентаризации имущественных прав по результатам интеллектуальной деятельности.
    2. Средствами, поступившими как вклад в основные фонды юридического лица (пп. 3.6 и 3.7 п. 1 ст. 251 НК РФ).
  2. Доходы НКО, осуществляющих финподдержку капитального ремонта многоквартирных домов, от временного размещения свободных денежных активов исключены (пп. 38 п. 1 ст. 251 НК РФ).

При изменениях УП в части расчетов налоговой базы по прибыли следует исключить из базы налог на имущество. Теперь применить данную льготу в отношении движимого имущества (принятого на баланс после 2012 г. (п. 25 ст. 381 НК РФ)) можно только при наличии соответствующего решения в регионе (ст. 381.1 НК РФ).

gastroguru © 2017