Концепция развития бухгалтерской отчетности в российской федерации. Основные направления развития бухгалтерского учета и отчетности Концепция развития бухгалтерской отчетности рф

В конце 1990 - начале 2000 гг. в области бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации произошли значительные изменения, во многом предопределенные реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283.

Изменения в системе бухгалтерского учета и отчетности были направлены на обеспечение формирования информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности хозяйствующих субъектов, полезной заинтересованным пользователям. В качестве основного инструмента реформирования бухгалтерского учета и отчетности были приняты Международные стандарты финансовой отчетности (далее - МСФО). В бухгалтерской отчетности раскрывается информация об аффилированных лицах, событиях после отчетной даты, условных фактах хозяйственной деятельности, прекращаемой деятельности, обесценении финансовых и других активов, по сегментам и др. Хозяйствующие субъекты используют в бухгалтерском учете и отчетности способы оценки активов и обязательств, ориентированные на условия рыночной экономики. Крупнейшие хозяйствующие субъекты (нефтяной, газовой, электроэнергетической, металлургической, автомобилестроительной, химической промышленности, банковского сектора) подготавливают консолидированную финансовую отчетность по МСФО или иным международно признаваемым стандартам. Получил развитие рынок аудиторских услуг. Возрос престиж бухгалтерской профессии, возникла аудиторская профессия. Появился ряд профессиональных общественных объединений, отдельные из которых стали членами Международной федерации бухгалтеров.

В то же время, несмотря на определенные успехи в развитии в бухгалтерском учете и отчетности, имеются серьезные проблемы, которые проявляются:

Б) в формальном подходе регулирующих органов и хозяйствующих субъектов ко многим категориям, принципам и требованиям бухгалтерского учета и отчетности, отвечающим условиям рыночной экономики;

В) в неоправданно высоких затратах хозяйствующих субъектов на подготовку консолидированной финансовой отчетности по МСФО путем трансформации бухгалтерской отчетности, подготовленной по российским правилам;

Г) в значительном административном бремени хозяйствующих субъектов по представлению избыточной отчетности органам государственной власти, а также излишних затратах из-за необходимости параллельно с бухгалтерским учетом вести налоговый учет;

Е) в недостаточности участия профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности, включая пользователей бухгалтерской отчетности, в регулировании бухгалтерского учета и отчетности, а также в развитии бухгалтерской и аудиторской профессии;

Ж) в низком уровне профессиональной подготовки большей части бухгалтеров и аудиторов, а также недостаточности навыков использования информации, подготовленной по МСФО.

Сложившаяся система бухгалтерского учета и отчетности не обеспечивает в полной мере надлежащее качество и надежность формируемой в ней информации, а также существенно ограничивает возможности полезного использования этой информации.

В настоящее время складываются благоприятные условия для дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации. Введены в действие нормативные правовые акты, охватывающие большинство объектов бухгалтерского учета и отчетности. В профессиональном сообществе накоплены определенные навыки и опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в рыночных условиях. В обществе созрело понимание необходимости повышения темпов перехода к использованию МСФО.

Целью развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу (2004-2010 гг.) является создание приемлемых условий и предпосылок последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике Российской Федерации. В частности, функции формирования информации о деятельности хозяйствующих субъектов, полезной для принятия экономических решений заинтересованными внешними и внутренними пользователями (собственниками, инвесторами, кредиторами, органами государственной власти, управленческим персоналом хозяйствующих субъектов и др.). Суть дальнейшего развития состоит в активизации использования МСФО для реализации этой функции путем создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса.

5) существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерский учет должен развиваться как часть единой системы учета и отчетности в Российской Федерации, которая включает также статистический и оперативно-технический учет. Важнейшим фактором, обеспечивающим единство этой системы, является первичный учет как источник данных для последующего накапливания, систематизации и обобщения их в соответствии с задачами, требованиями и методологией каждого вида учета.

В процессе развития особую актуальность для поддержания единства и целостности системы бухгалтерского учета и отчетности приобретает обеспечение стабильности этой системы. Первостепенное значение в этом имеет выявление рисков развития (неадекватность реальной экономической ситуации, несопоставимость информации, непоследовательность регулирования, однобокость развития и др.). Предотвращение или смягчение последствий этих рисков требует осуществления органами государственной власти и профессиональным сообществом комплекса соответствующих мер.

Как показывает отечественный и мировой опыт, развитие бухгалтерского учета и отчетности должно происходить в тесной связи с изменениями экономической ситуации в стране и отвечать характеру и уровню развития хозяйственного механизма. Недопустимо неоправданное затягивание процессов преобразования бухгалтерского учета и отчетности. В то же время, форсирование изменений в бухгалтерском учете и отчетности вне связи с изменениями в хозяйственном механизме и реальным функционированием рыночных институтов может привести к снижению качества финансовой информации в экономике, дискредитации МСФО, а также ослаблению финансовой дисциплины. Кроме того, переход на МСФО требует времени для практической отработки новых методов и процедур сбора и обработки информации.

Изменения в бухгалтерском учете и отчетности, в частности переход на МСФО, должны происходить постепенно с учетом возможностей, потребностей и готовности профессиональной и другой заинтересованной общественности, а также органов государственной власти.

Предусмотренные Концепцией основные направления развития бухгалтерского учета и отчетности относятся ко всем отраслям и сферам экономики Российской Федерации. Вместе с тем реализация их в некоторых отраслях и сферах экономики (в частности, в некоммерческих организациях, банковской системе) имеет определенные особенности.

В бюджетной сфере направления развития бухгалтерского учета и отчетности определены Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг., одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N 249. Главная задача в этой области заключается в привидении принципов и требований бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной сфере в соответствие с условиями деятельности субъектов этой сферы в рыночной экономике, а также с принципами и требованиями бухгалтерского учета и отчетности в других сферах экономики. Основным инструментом реформирования бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной сфере должны стать Международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора (МСФООС).

Основное направление развития бухгалтерского учета и отчетности - повышение качества информации, формируемой в них. Мировой опыт показывает, что характеристики, определяющие полезность информации, достигаются непосредственным использованием МСФО или применением их в качестве основы построения национальной системы бухгалтерского учета и отчетности.

Современный бухгалтерский учет представляет собой информационную базу, на основе которой хозяйствующие субъекты подготавливают бухгалтерскую отчетность юридического лица (далее - индивидуальную бухгалтерскую отчетность) и консолидированную финансовую отчетность. Кроме того, информация, формируемая в бухгалтерском учете, используется для составления управленческой, налоговой, статистической отчетности, отчетности перед надзорными органами. При необходимости на основе данной информации должны составляться также другие виды отчетности.

В связи с этим главная задача в области бухгалтерского учета заключается в обеспечении относительной независимости организации учетного процесса от какого-либо определенного вида отчетности. Принципы и требования к организации учетного процесса, а также базовые правила бухгалтерского учета должны устанавливаться с учетом принципов и требований МСФО таким образом, чтобы хозяйствующие субъекты имели возможность формировать информацию для разных видов отчетности, в том числе по МСФО. Некоторые категории хозяйствующих субъектов могут применять упрощенные процедуры бухгалтерского учета.

Индивидуальная бухгалтерская отчетность как элемент метода бухгалтерского учета выполняет две функции: информационную и контрольную. С одной стороны, она характеризует финансовое положение и финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта. С другой стороны, она обеспечивает системный контроль правильности и точности данных бухгалтерского учета при завершении каждого учетного цикла. В связи с этим все хозяйствующие субъекты должны составлять индивидуальную бухгалтерскую отчетность за каждый отчетный период.

Индивидуальная бухгалтерская отчетность предназначена для выявления конечного финансового результата деятельности хозяйствующего субъекта - чистой прибыли (убытка) и распределения ее между собственниками; представления в надзорные органы; выявления признаков банкротства хозяйствующих субъектов; формирования единой государственной базы статистического наблюдения и макроэкономических показателей; использования в управлении хозяйствующим субъектом, судопроизводстве и при налогообложении. Она также может использоваться для иных целей.

Главная задача в области индивидуальной бухгалтерской отчетности заключается в обеспечении гарантированного доступа заинтересованным пользователям к качественной, надежной и сопоставимой персонифицированной информации о хозяйствующих субъектах. Для решения этой задачи индивидуальную бухгалтерскую отчетность необходимо составлять по российским стандартам, разрабатываемым на основе МСФО. В перспективе с учетом накопленного опыта целесообразно оценить возможность составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно по МСФО (вместо российских стандартов).

В отдельных случаях в российских стандартах может предусматриваться несколько альтернативных подходов к формированию и представлению информации в бухгалтерской отчетности. Однако для повышения сопоставимости бухгалтерской отчетности разных хозяйствующих субъектов количество таких случаев должно быть ограничено и в дальнейшем его следует неуклонно сокращать.

Российские стандарты могут предусматривать разный объем информации, раскрываемой в индивидуальной бухгалтерской отчетности отдельными категориями хозяйствующих субъектов, в частности возможно составление упрощенной бухгалтерской отчетности.

Главная задача в области консолидированной финансовой отчетности заключается в обеспечении гарантированного доступа заинтересованным пользователям к качественной, надежной и сопоставимой информации о группе хозяйствующих субъектов. Для решения этой задачи необходимо установить обязательное составление консолидированной финансовой отчетности по МСФО, а также обязательный аудит и публикацию ее.

Управленческая отчетность предназначена для использования в управлении хозяйствующим субъектом (руководством, другим управленческим персоналом). В связи с этим содержание, периодичность, сроки, формы и порядок ее составления определяются самостоятельно хозяйствующим субъектом. Вместе с тем передовая практика управления показывает, что наиболее полезным и эффективным является такое построение управленческой отчетности, при котором содержание и порядок составления ее основываются на тех же принципах, на каких составляется индивидуальная бухгалтерская и консолидированная финансовая отчетность.

Законодательства

Для активного применения МСФО в Российской Федерации важное значение имеет законодательное признание. В частности, консолидированной финансовой отчетности, подготовленной по МСФО, должен быть придан статус одного из видов официальной отчетности.

Цель процедуры одобрения каждого МСФО (включая разъяснения) - включение их в систему нормативных правовых актов Российской Федерации. Она должна состоять из профессиональной общественной экспертизы и введения в действие каждого стандарта. Такая процедура должна обеспечивать: придание юридической силы МСФО на территории Российской Федерации; недопущение отступлений от МСФО; учет особенностей экономической ситуации в Российской Федерации; сопоставимость финансовой информации в экономике. В отдельных крайне редких случаях исходя из сложившейся экономической ситуации в Российской Федерации возможен на ограниченный срок отказ от одобрения определенного МСФО. Вместе с тем недопустимо одобрение части какого-либо стандарта.

С целью дальнейшего развития системы бухгалтерского учета и отчетности по решению Правительства РФ была разработана Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренная приказом Минфина России от 1 июля 2004 г. № 180.

Дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации предусматривается проводить по следующим основным направлениям:

  • 1) повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
  • 2) создание инфраструктуры применения МСФО;
  • 3) изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;
  • 4) усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;
  • 5) существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

Создание инфраструктуры применения МСФО (в России) предусматривается обеспечить путем обобщения и распространения опыта применения МСФО, официального перевода МСФО на русский язык и обучения стандартам МСФО.

Изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности направлено на построение модели, учитывающей интересы всех заинтересованных сторон, предполагающей снижение издержек и повышение эффективности регулирования.

На первом этапе реализации Концепции предусматриваются:

  • – обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов. Начиная с 2012 г. консолидированную финансовую отчетность по МСФО в обязательном порядке начали составлять и представлять все кредитные учреждения; страховые организации; организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
  • – утверждение основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО;
  • – создание основных элементов инфраструктуры применения МСФО;
  • – совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров, в том числе пользователей бухгалтерской отчетности.

На втором этапе предусматриваются:

  • – обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов;
  • – дальнейшее повышение роли профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессии;
  • – развитие системы контроля обеспечения хозяйствующими субъектами публичности бухгалтерской отчетности.

С 2013 г. консолидированную финансовую отчетность по МСФО в обязательном порядке составляют и представляют:

  • – управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  • – клиринговые компании;
  • – федеральные государственные унитарные предприятия, перечень которых утверждается постановлением Правительства РФ.

С 2014 г. консолидированную финансовую отчетность по МСФО в обязательном порядке будут составлять негосударственные пенсионные фонды.

В соответствии с принятой Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации Минфином России разработан План по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности на 2012– 2015 гг. (утвержден приказом Минфина России от 30 ноября 2011 г. №440).

Основными задачами этого Плана являются:

  • – принятие нормативных актов, обеспечивающих непосредственное применение МСФО для составления бухгалтерской отчетности юридического лица;
  • – завершение приведения ранее принятых нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету и бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица в соответствии с МСФО;
  • – утверждение новых нормативных правовых актов по бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица на основе МСФО;
  • – обобщение и распространение опыта применения МСФО с целью последовательного и единообразного их использования.

В соответствии с Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг. и в целях налогового стимулирования экономики Минфин России предлагает изменить законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям, основными из которых являются:

  • – поддержка инвестиций и развитие человеческого капитала;
  • – упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом;
  • – создание благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности на отдельных территориях.

В части мер, предусматривающих повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации, планируется внесение изменений в действующее налоговое законодательство по следующим направлениям:

  • – совершенствование налогообложения недвижимого имущества физических лиц;
  • – совершенствование налогообложения недвижимого имущества организаций;
  • – дальнейшее повышение акцизов на алкогольную и табачную продукцию;
  • – совершенствование налогового администрирования;
  • – противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций.

Одними из мер, направленных на упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом, в 2014– 2016 гг. станут следующие изменения:

  • – отмена метода ЛИФО для целей налогового учета;
  • – исключение суммовых разниц из состава внереализационных доходов (расходов) – как и в бухгалтерском учете, они будут учитываться как курсовые разницы;
  • – признание убытков от уступки прав требования после наступления срока платежа единовременно на дату уступки права требования;
  • – принятие к налоговому учету безвозмездно полученного имущества по рыночной стоимости, определенной на дату получения такого имущества;
  • – возможность амортизации в налоговом учете малоценного имущества в зависимости от применяемой налогоплательщиком учетной политики.

Некоторые из этих предложений вступили в силу, начиная с января 2014 г. Одно из таких изменений – исключение из ст. 254 НК метода ЛИФО.

1. Необходимость дальнейшего развития бухгалтерского учета и

отчетности

2. Цель и основные направления дальнейшего развития бухгалтерского

учета и отчетности

2.1. Повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском

учете и отчетности

2.2. Создание инфраструктуры применения МСФО

2.3. Изменение системы регулирования бухгалтерского учета и

отчетности

2.4. Усиление контроля качества бухгалтерской отчетности

2.5. Подготовка и повышение квалификации кадров

3. Этапы развития бухгалтерского учета и отчетности в среднесрочной

перспективе

Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (далее - Концепция), разработанная по решению Правительства Российской Федерации, направлена на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям.

1. Необходимость дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности

В конце 1990 - начале 2000 гг. в области бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации произошли значительные изменения, во многом предопределенные Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283.

Изменения в системе бухгалтерского учета и отчетности были направлены на обеспечение формирования информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности хозяйствующих субъектов, полезной заинтересованным пользователям. В качестве основного инструмента реформирования бухгалтерского учета и отчетности были приняты Международные стандарты финансовой отчетности (далее - МСФО). В бухгалтерской отчетности раскрывается информация об аффилированных лицах, событиях после отчетной даты, условных фактах хозяйственной деятельности, прекращаемой деятельности, обесценении финансовых и других активов, по сегментам и др. Хозяйствующие субъекты используют в бухгалтерском учете и отчетности способы оценки активов и обязательств, ориентированные на условия рыночной экономики. Крупнейшие хозяйствующие субъекты (нефтяной, газовой, электроэнергетической, металлургической, автомобилестроительной, химической промышленности, банковского сектора) подготавливают консолидированную финансовую отчетность по МСФО или иным международно признаваемым стандартам. Получил развитие рынок аудиторских услуг. Возрос престиж бухгалтерской профессии, возникла аудиторская профессия. Появился ряд профессиональных общественных объединений, отдельные из которых стали членами Международной федерации бухгалтеров.

В то же время, несмотря на определенные успехи в развитии в бухгалтерском учете и отчетности, имеются серьезные проблемы, которые проявляются:

а) в отсутствии официального статуса бухгалтерской отчетности, составляемой по МСФО, а также необходимой инфраструктуры применения МСФО;

б) в формальном подходе регулирующих органов и хозяйствующих субъектов ко многим категориям, принципам и требованиям бухгалтерского учета и отчетности, отвечающим условиям рыночной экономики;

в) в неоправданно высоких затратах хозяйствующих субъектов на подготовку консолидированной финансовой отчетности по МСФО путем трансформации бухгалтерской отчетности, подготовленной по российским правилам;

г) в значительном административном бремени хозяйствующих субъектов по представлению избыточной отчетности органам государственной власти, а также излишних затратах из-за необходимости параллельно с бухгалтерским учетом вести налоговый учет;

д) в слабости системы контроля качества бухгалтерской отчетности, в том числе в невысоком качестве аудита бухгалтерской отчетности;

е) в недостаточности участия профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности, включая пользователей бухгалтерской отчетности, в регулировании бухгалтерского учета и отчетности, а также в развитии бухгалтерской и аудиторской профессии;

ж) в низком уровне профессиональной подготовки большей части бухгалтеров и аудиторов, а также недостаточности навыков использования информации, подготовленной по МСФО.

Сложившаяся система бухгалтерского учета и отчетности не обеспечивает в полной мере надлежащее качество и надежность формируемой в ней информации, а также существенно ограничивает возможности полезного использования этой информации.

В настоящее время складываются благоприятные условия для дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации. Введены в действие нормативные правовые акты, охватывающие большинство объектов бухгалтерского учета и отчетности. В профессиональном сообществе накоплены определенные навыки и опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в рыночных условиях. В обществе созрело понимание необходимости повышения темпов перехода к использованию МСФО.

Как составить бухгалтерский баланс Виткалова Алла Петровна

3.1. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу

В российских условиях бухгалтерская отчетность используется (пока еще) для контроля деятельности организации, финансового и налогового. Она по-прежнему носит адресный характер, баланс считается конфиденциальным документом, недоступным для обозрения.

Однако развитие рыночных отношений расширяет функциональные возможности бухгалтерской отчетности в сторону рыночно-ориентированной, финансовой, целью которой является предоставление данных пользователям заинтересованным в ней, необходимой им для принятия финансовых решений.

Рынок увеличивает спрос на сигнальную информацию о перспективах и рисках ведения бизнеса. В этом особенно заинтересованы акционеры, инвесторы. Они хотят иметь информацию о будущих экономических выгодах для того, чтобы не просто получить данные о текущих финансовых результатах деятельности, но, главным образом, о ценности бизнеса в целом.

Чтобы создать условия для дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности, направленных на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечении гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям, разработана по решению Правительства РФ Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу. (здесь и далее – Концепция). (см. приложение 1).

Концепции предшествовала Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденная Постановлением правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 283.

Изменения в системе бухгалтерского учета и отчетности были направлены на обеспечение формирования информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности хозяйствующих субъектов, полезной заинтересованным пользователям. В качестве основного инструмента реформирования бухгалтерского учета и отчетности были приняты МСФО.

В соответствии с рекомендациями МСФО в бухгалтерской отчетности раскрывается информация, соответствующая рыночным отношениям: об аффилированных лицах, событиях после отчетной даты, условных фактах хозяйственной деятельности, о прекращаемой деятельности, обесценении финансовых и других активов, информация по сегментам и др. Используются способы оценки активов и обязательств, ориентированные на условия рыночной экономики. Крупные и крупнейшие организации со сложной организационной структурой подготавливают консолидированную финансовую отчетность по международным стандартам. Получил развитие рынок аудиторских услуг, возникла аудиторская профессия. Возрос престиж бухгалтерской профессии, появился ряд профессиональных общественных объединений, отдельные из которых стали членами Международной Федерации бухгалтеров.

В то же время в бухгалтерском учете и отчетности имеются серьезные недостатки:

отсутствует официальный статус бухгалтерской отчетности, составляемой по МСФО, не созданы необходимые условия для МСФО;

имеет место формальный подход регулирующих органов и хозяйствующих субъектов ко многим категориям учета и отчетности;

неоправданно высоки затраты хозяйствующих субъектов при подготовке консолидированной финансовой отчетности по МСФО путем трансформации отчетности, составленной по российским правилам;

излишние затраты идут на представление избыточной отчетности по запросам административных органов и на ведение параллельно с бухгалтерским, налогового учета;

слаба система контроля качества бухгалтерской отчетности и ее аудита;

недостаточно участие общественности(включая заинтересованных пользователей) в регулировании бухгалтерского учета и отчетности, в развитии бухгалтерской и аудиторской профессии.

Вместе с тем, благоприятные условия дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности продолжают складываться: введены в действие нормативные правовые акты, охватывающие большинство объектов бухгалтерского учета и отчетности. В профессиональном сообществе накоплены определенные навыки и опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в рыночных условиях. Уже почти прекратились дискуссии по поводу необходимости ведения учета и отчетности по рекомендациям МСФО, уступив место профессиональному суждению о более рациональных методах перехода на систему международных стандартов. В обществе созрело понимание необходимости повышения темпов перехода к использованию МСФО.

Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в качестве цели их развития на среднесрочную перспективу (2004–2010 гг.) установила создание приемлемых условий и предпосылок последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике Российской Федерации.

Важнейшим условием реализации этой функции явится активизация использования МСФО путем создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса.

Концепция формирует направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности. Это:

повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

создание инфраструктуры применения МСФО;

изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;

существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

Основное направление развития бухгалтерского учета и отчетности – повышение качества информации, формируемой в них, общим критерием качества информации бухгалтерского учета и отчетности является ее полезность.

На основе данных бухгалтерского учета и отчетности, хозяйствующие субъекты подготавливают информацию юридического лица (индивидуальную бухгалтерскую отчетность) и консолидированную финансовую отчетность. Кроме того, бухгалтерская информация используется для формирования управленческих показателей, для составления налоговой, статистической отчетности, отчетности перед надзорными органами и при необходимости других видов отчетности. В этих условиях качество бухгалтерской отчетной информации достигается обеспечением относительной независимости организации учетного процесса от какого-либо определенного вида отчетности. Это возможно осуществить при составлении индивидуальной бухгалтерской отчетности, которую необходимо составлять пока по российским стандартам, разрабатываемым на основе МСФО. В перспективе, с учетом накопленного опыта, целесообразно оценить возможность составления индивидуальной отчетности непосредственно по МСФО.

Необходимым условием широкого применения МСФО в практике российского бухгалтерского учета является создание инфраструктуры, обеспечивающей применение МСФО.

Основные элементы процесса создания инфраструктуры:

законодательное признание МСФО в РФ;

процедура одобрения МСФО;

механизм обобщения и распространения МСФО и другие элементы.

Остальные направления совершенствования бухгалтерского учета и отчетности в данном учебном пособии не рассматриваются. Они расписаны по пунктам и уже претворяются в практику совершенствования бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с запланированными по годам этапами.

В период 2004–2010 гг. предполагаются следующие этапы реализации Концепции:

а) 2004–2007 гг. – обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов, в коммерческую деятельность которых вовлечены прямо или косвенно средства неограниченного круга лиц: ОАО, финансовые организации, работающие со средствами физических и юридических лиц, другие организации.

Утверждение основного комплекта Российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО.

Создание основных элементов инфраструктуры применения МСФО и др.

б) 2008–2010 гг. – обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов.

Оценка возможностей составления определенных хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно по МСФО (вместо Российских стандартов) и другие направления.

Из книги Национальная экономика: конспект лекций автора Кошелев Антон Николаевич

2. Концепция развития регионов «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации» Основным направлением функционирования экономики региона является ее устойчивое развитие – достижение более высокого по сравнению с предыдущим

Из книги Теория бухгалтерского учета: конспект лекций автора Дараева Юлия Анатольевна

2. Исторический обзор важнейших этапов развития бухгалтерского учета Жан-Батист Демарше (1874–1946) – выдающийся французский ученый, создавший всем известный и популярный герб бухгалтеров, на котором изображены три предмета (солнце, весы и кривая Бернулли) и девиз «Наука –

Из книги Национальная экономика автора Кошелев Антон Николаевич

36. Концепция развития регионов «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации» Управление экономическим развитием входит в прямую задачу Министерства регионального развития Российской Федерации. Этим органом государственной власти была

Из книги Учет и налогообложение расходов на страхование работников автора Никаноров П С

47. Концепция национальной безопасности Российской Федерации Концепция национальной безопасности Российской Федерации представляет собой систему основных положений, направленных на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от

Из книги Изменение учетной политики и оценочных значений автора Сотникова Л В

Статья 8. Медицинское страхование граждан Российской Федерации за границей и иностранных граждан на территории Российской Федерации (в ред. Закона РФ от 02.04.1993 № 4741-1) Медицинское страхование граждан Российской Федерации, находящихся за рубежом, осуществляется на основе

Из книги Механизм уплаты налогов при многоуровневой структуре организации автора Мандражицкая Марина Владимировна

1. Учетная политика организации – основа достоверности бухгалтерского учета и бухгалтерской

Из книги Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности автора Брагинская Лада Сергеевна

1.5. Уведомление Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и фондов обязательного медицинского страхования о создании филиала В соответствии с п. 8 ст. 243 НК РФ обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс,

Из книги Организация бизнеса с нуля. С чего начать и как преуспеть автора Семенихин Виталий Викторович

Определение целей, задач и критериев оценки эффективности реализации стратегических долговых документов на примере Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную (2003 – 2005 годы) в части государственного долга Распоряжением

Из книги 25 положений по бухгалтерскому учету автора Коллектив авторов

Приложение 21 УВЕДОМЛЕНИЕ о регистрации юридического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения на территории Российской

Из книги Банковское дело. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации УтвержденоПриказом Министерства финансовРоссийской Федерацииот 29 июля 1998 г. № 34 нПОЛОЖЕНИЕ ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ

Из книги Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

28. Правовые основы бухгалтерского учета, отчетности и аудита в коммерческих банках Общие правила ведения бухгалтерского учета, представления финансовой и статистической отчетности, составления годовых отчетов кредитными организациями устанавливаются ЦБ РФ с учетом

Из книги Бухгалтерский управленческий учет. Шпаргалки автора Зарицкий Александр Евгеньевич

10. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в России относится к нормативным документам второго уровня. Оно призвано конкретизировать Закон о бухгалтерском учете. Положение

Из книги Как составить бухгалтерский баланс автора Виткалова Алла Петровна

7. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ относится к нормативным документам второго уровня. Оно призвано конкретизировать ФЗ «О бухгалтерском учете».К числу основных положений по

Из книги Территориальные кластеры. Семь инструментов управления автора Тарасенко Владислав

ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС КАК ЭЛЕМЕНТ МЕТОДА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ФОРМА БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ)

Из книги Основы логистики автора Левкин Григорий Григорьевич

Данная концепция разработана по решению Правительства РФ и направлена на повышение качества учетной и отчетной информации и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям. После всестороннего обсуждения проекта Концепции на методологическом Совете по бухгалтерскому учету в отчетности Минфина РФ одобрена приказом министра финансов РФ от 01.07.04 г. №180 (5).

Материал концепции сгруппирован в три раздела.

В разделе 1 «Необходимость дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности»отмечены положительные изменения, обусловленные внедрением 20 отечественных стандартов по бухгалтерскому учету и отчетности, развитием рынка аудиторских услуг, появлением ряда профессиональных объединений, составлением крупнейшими хозяйствующими субъектами консолидированной финансовой отчетности по МСФО или иным международно признанным стандартам.

Наряду с положительными изменениями отмечены существен ные недостатки в действующей системе учета и отчетности в Рос- сии:

v отсутствие официального статуса бухгалтерской отчетности, составляемой по МСФО;

v неоправданно высокие затраты хозяйствующих субъектов по трансформации отчетности, составленной по российским правилам, в отчетность, составляемую по правилам МСФО;

v формальный подход регулирующих органов и хозяйствующих субъектов к требованиям российских ПБУ;

v избыточность отчетности, представляемой органам государст- венной власти;

v излишние затраты из-за необходимости ведения параллельно- го бухгалтерского и налогового учета;

v слабость системы контроля качества бухгалтерской отчетнос- ти;

v низкий уровень профессиональной подготовки большинства бухгалтеров и аудиторов;

v недостаточность участия профессиональных общественных объединений в регулировании бухгалтерского учета и отчетности и в развитии бухгалтерской и аудиторской профессии.

В разделе 2 «Цель и основные направления дальнейшего разви- тия бухгалтерского учета и отчетности» отмечено, что основной целью развития бухгалтерского учета и отчетности на 2004 - 2010гг. является создание условий и предпосылок для успешного выпол- нения возложенных на бухгалтерский учет функций, и в первую очередь функции формирования информации о деятельности хо- зяйствующих субъектов, полезной внутренним и внешним пользо- вателям. При этом бухгалтерский учет должен развиваться как часть единой системы учета и отчетности в РФ, которая включает также статистический и оперативно-технический учет.

Дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности необ- ходимо осуществлять по следующим основным направлениям:

1) повышение качества информации, формируемой в бухгал- терском учете и отчетности;

2) создание инфраструктуры применения МСФО;

3) изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

4) усиление контроля качества бухгалтерского учета;

5) существенное повышение квалификации бухгалтеров и аудиторов, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

gastroguru © 2017