Бюджет федерального фонда обязательного медицинского страхования. Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования Бюджет фонда медицинского страхования рф

РФ созданы в 1991 г. в соответствии с Законом РСФСР от 28 июня 1991 г. «Об обязательном медицинском страховании в РСФСР». В нем определены правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в России. Этим Законом в стране было введено медицинское страхование. Цель его — гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

Медицинское страхование является разновидностью общего страхования граждан, обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.

Цель медицинского страхования — гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и обеспечение профилактических мероприятий.

Субъектами медицинского страхования являются гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, страховое медицинское учреждение.

Финансовые ресурсы, предназначенные для обязательного медицинского страхования, направляются в федеральный и территориальный внебюджетные фонды обязательного медицинского страхования, которые были созданы для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования.

Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности и не входят в состав федерального и региональных бюджетов.

Фонды обязательного медицинского страхования формируются за счет:

  • части страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых Федеральным Собранием РФ;
  • ассигнований из федеральных и региональных бюджетов на выполнение программ обязательного медицинского страхования;
  • добровольных взносов юридических и физических лиц;
  • доходов от использования временно свободных финансовых средств фондов.

Фонд обязательного медицинского страхования структурно состоит из Федерального фонда и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Эти фонды действуют в соответствии с Положением о федеральном обязательном медицинском страховании и Положением о территориальном обязательном медицинском страховании, утвержденным постановлениями Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, их бюджеты

Введение в 1993 г. обязательного медицинского страхования в нашей стране и создание Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также территориальных фондов обязательного медицинского страхования, способствовало появлению принципиально новых подходов к организации финансовых механизмов медицинской помощи на основе страховых методов. Накопленный опыт нашел отражение в Федеральном законе от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЭ «Об обязательном медицинском страховании», регулирующем процессы, связанные с этим видом страхования. Однако незначительность взносов на обязательное медицинское страхование (до последнего времени из 26% ставки ЕСН эта часть составляла 3,1 %, соответственно — 1,1 и 2,0%) ограничивала его расходы по регулированию обеспечения средствами территориальных фондов, а также возможности обязательного медицинского страхования. В результате нововведений, ставших реапьно- стью в 2009 г., на ОМС выделяется 5,1% ставки ЕСН, в том числе для формирования Федерального фонда ОМС — 2,1 %, территориальных — 3%. Это естественно — основные расходы по медицинскому страхованию несут территориальные фонды. Федеральный фонд является источником выравнивания условий медицинского страхования в регионах. Территориальные бюджеты ОМС получают поддержку от соответствующих бюджетов для медицинского страхования неработающего населения.

К важнейшим проблемам, которые пока не решены, относятся:

  • сбалансированность программы обязательного медицинского страхования (далее — ОМС) с имеющимися финансовыми ресурсами;
  • отсутствие действенных механизмов выравнивания условий реализации базовой программы ОМС как по отдельным субъектам Российской Федерации, так и в пределах каждого из них. Централизуемая в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования (ФФОМС) часть поступлений страховых взносов недостаточна для оказания целевой финансовой помощи;
  • острота проблемы достаточности страховых взносов на полноценное медицинское страхование, в том числе и неработающего населения, отсутствие механизмов экономического стимулирования субъектов Российской Федерации на осуществление указанных платежей в полном объеме, а также механизмов взыскания невнесенных в бюджет средств в судебном порядке.

Сегодня не решена проблема сбалансированности программы обязательного медицинского страхования с имеющимися финансовыми ресурсами. В последние годы виды и объемы медицинской помощи, предполагаемые программой, превышают финансовые возможности бюджета и средств ОМС. Не удается преодолеть негативную тенденцию опережающего роста расходов над доходами, ежегодно наблюдается дефицит базовой программы ОМС. В табл. 2.12 представлена динамика доходов и расходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования в предкризисный период (2001-2005 гг.), расходов фонда на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС, на создание нормированного страхового запаса.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования непосредственно реализуют функцию оплаты услуг медицинского страхования. Однако их объем по стране с численностью населения больше 140 млн человек незначителен — порядка 517,5 млрд руб. в 2009 г., 587,1 млрд руб. в 2010 г. и 661,8 млрд руб. в 2011 г.

Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № Э26-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», а также Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 313-ФЭ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» закрепляют порядок предоставления за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субвенций территориальным фондам ОМС на реализацию расходных обязательств субъектов Федерации на осуществление переданных им полномочий, а также иных межбюджетных трансфертов названным территориальным фондам (ст. 26). Они осуществляют оплату медицинских услуг в соответствии с соглашениями, заключаемыми с представителями территориальных медицинских организаций.

Остаются актуальными три направления развития медицинского страхования в Российской Федерации:

  • укрепление финансовой базы страхования;
  • создание единой системы стандартов, на которую должна опираться страховая медицина;
  • развитие нормативно-правовой базы.

Как видно из табл. 1, основными расходами Федерального фонда ОМС была финансовая поддержка территориальных фондов. Повышалось значение централизованно реализуемых программных мероприятий в рамках ОМС.

Таблица 1. Динамика доходов и расходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования до модернизации системы здравоохранения в 2002-2005 гг., млрд руб.

Наименование показателя

Выравнивание финансовых условий деятельности территориальных ФОМС, создание страхового запаса

В последующий период ФФОМС возрастал (до 105,85 млрд руб. в 2010 г. и 268,6 млрд руб. в 2011 г., в том числе за счет растущих трансфертов из федерального бюджета (4,73 млрд руб. в 2010 г. и 18,29 млрд руб. в 2011 г.).

Увеличение объема средств, поступающих в систему ОМС, по линии Федерального и территориальных фондов позволит в большинстве субъектов Российской Федерации увеличить среднедушевой норматив финансирования территориальных программ ОМС, повысить тарифы на оплату медицинской помощи. Но указанных средств недостаточно для радикального улучшения системы ОМС. Действующие фонды обязательного медицинского страхования в субъектах Федерации пока имеют слабую финансовую базу. Определенная финансовая поддержка этих фондов осуществляется из Федерального фонда ОМС. В связи с заменой ЕСН страховыми платежами отчисления в систему ОМС возросли. Однако средств по-прежнему мало. В короткий срок проблема достаточно эффективной поддержки территориальных фондов ОМС отчислениями из местных бюджетов для медицинского страхования неработающего населения не может быть решена. Получается, что снижение доли работающего населения, на заработную плату которого раньше начислялся ЕСН, а теперь — страховые взносы, может негативно отразиться на возможностях оказания медицинской помощи неработающей части населения. И это в условиях, когда осуществляемая с 2005 г. модернизация системы здравоохранения направлена на повышение доступности и качества медицинской помощи для всего населения, в том числе еше и уже неработающего, которое в связи с возрастными проблемами здоровья чаше обращается за медицинской помощью.

Для исправления положения и повышается ставка страхового взноса. Кроме того:

  • конкретизируется программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;
  • осуществляется переход от бюджетно-страховой системы финансирования здравоохранения к преимущественно страховой;
  • проводится реструктуризация системы оказания медицинской помощи.

С этой целью совершенствуется действующее законодательство (Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N° 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 313-ФЭ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).

Меры, которые планируется осуществить в рамках модернизации системы здравоохранения и обязательного медицинского страхования, не сопровождаются радикальным увеличением размера и доли совокупных расходов на здравоохранение. Однако без достаточных финансовых средств нельзя приступать к реструктуризации и модернизации отрасли. Обязательным условием успешного проведения реформы является се реальное финансовое обеспечение. Представляется, что реструктуризация медицинского страхования должна идти одновременное поэтапным наращиванием ресурсов. Однако при этом чрезвычайно важно создать все условия для регулирования цен на лекарственные средства в целях их снижения, предельно сократить потери, связанные с нарушениями финансовой дисциплины в сфере ОМС, известными по уголовному делу, в завершение которого работники Фонда были привлечены к уголовной ответственности. В августе 2009 г. бьыи приговорены к длительным срокам пребывания в колонии строгого режима руководитель Фонда, ряд его заместителей и ответственных работников, внедривших «высокодоходные» с позиции личного обогащения схемы размещения заказов по высоким ценам на лекарственные средства сре- ли фармацевтических компаний и «снабжения» лекарственными средствами территориальных фондов ОМС. Большинство приговоренных к тюремному заключению обязаны были уплатить крупные штрафы. К уголовной ответственности были также привлечены «финансовые контролеры» контрольно-ревизионного управления Фонда, «не заметившие» действия механизма размещения заказа на поставку лекарственных средств по монопольно высоким иенам, что автоматически выхолащиваю государственную поддержку больных за счет средств Фонда.

Основные нерешенные проблемы по выравниванию условий предоставления бесплатной медицинской помощи:

  • страховые принципы финансирования здравоохранения не получили должной реализации;
  • не введены страховые механизмы, способствующие развитию конкуренции, в реальный финансовый оборот системы медицинского страхования не введена необходимая минимальная величина финансовых ресурсов:
  • работники здравоохранения относятся к одной из самых мало оплачиваемых категорий. Система и уровень оплаты труда не стимулируют их к качественной и результативной работе. В рамках национального проекта «Здоровье» заработная плата медицинскому персоналу повышалась, но неравномерно, в связи с чем имеет место ее необоснованная дифференциация;
  • увеличение стоимости новых медицинских технологий и рост затрат на здравоохранение, что обостряет проблему экономической эффективности использования ресурсов:
  • усиление импортозависимости по лекарственным средствам и медицинской технике и оборудованию, покупаемому по высоким ценам;
  • отсутствие системообразующих законов, регулирующих сферу здравоохранения, не позволило сформировать единство этого социального института, а переход к частноправовому регулированию данных отношений привел к ослаблению регулирующей функции государства;
  • существующая многоканальность финансирования и различный правовой режим расходования финансовых средств бюджетов всех уровней, обязательного и добровольного медицинского страхования, платных услуг является одной из причин их неэффективного расходования;
  • наблюдается потеря системности и управляемости отраслью при сохранившихся органах управления всех уровней;
  • противоречивость статуса медицинских учреждений.

Согласно Конституции РФ, государственные и муниципальные медицинские учреждения оказывают бесплатную для граждан медицинскую помощь, а нормы Гражданского кодекса РФ определяют, что учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культу рных или иных функций некоммерческого характера и финансируется им полностью или частично. Это напоминает пресловутую резолюцию «Казнить нельзя помиловать».

ГОРОДА МОСКВЫ

О бюджете Московского городского фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год


Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 06.05.2016).
____________________________________________________________________

Статья 1. Основные характеристики бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования

Утвердить основные характеристики бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) на 2016 год:

1) общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 193313145,9 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 160117858,2 тыс. рублей, бюджета города Москвы в сумме 22487033,0 тыс. рублей и бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования других субъектов Российской Федерации в сумме 10575100,0 тыс. рублей;

2) общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 193313145,9 тыс. рублей.

Статья 2. Главные администраторы доходов бюджета Фонда и главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета Фонда

1. Утвердить перечень главных администраторов доходов бюджета Фонда согласно приложению 1 к настоящему Закону.

2. Утвердить перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Фонда согласно приложению 2 к настоящему Закону.

Статья 3. Распределение бюджетных ассигнований бюджета Фонда

Утвердить распределение бюджетных ассигнований бюджета Фонда по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов на 2016 год согласно приложению 3 к настоящему Закону.

Статья 4. Межбюджетные трансферты бюджету Фонда

1. Утвердить объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на 2016 год согласно приложению 4 к настоящему Закону.

2. Установить, что межбюджетные трансферты направляются:

1) из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования;

2) из бюджета города Москвы:

а) на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования города Москвы в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования;

б) на оплату медицинской помощи, оказанной гражданам, не идентифицированным и не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, при заболеваниях и состояниях, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, в целях реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве;

в) в случае принятия Правительством Москвы нормативного правового акта, предусматривающего предоставление межбюджетного трансферта, на цели, определенные в данном акте;
(Подпункт дополнительно включен с 6 мая 2016 года Законом города Москвы от 27 апреля 2016 года N 19)

3) из бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования других субъектов Российской Федерации на оплату медицинской помощи, оказанной в городе Москве застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в других субъектах Российской Федерации.

Статья 5. Нормированный страховой запас Фонда

1. В процессе исполнения бюджета Фонда формируется нормированный страховой запас Фонда в размере, не превышающем среднемесячный размер планируемых поступлений средств Фонда (без учета средств для осуществления расчетов, предусмотренных пунктом 2 части 2 настоящей статьи) и не превышающем 14807813,3 тыс. рублей.

2. Установить, что средства нормированного страхового запаса Фонда направляются:

1) на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования города Москвы;

2) на расчеты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования;

3) на финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования.
(Часть в редакции, введенной в действие с 6 мая 2016 года Законом города Москвы от 27 апреля 2016 года N 19 .

3. В составе нормированного страхового запаса Фонда могут предусматриваться средства на выплаты стимулирующего характера медицинским организациям, участвующим в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования города Москвы, за достижение целевых значений доступности и качества оказываемой ими медицинской помощи. Средства нормированного страхового запаса, направляемые на указанные выплаты, не могут превышать 10 процентов от общего размера средств нормированного страхового запаса Фонда.

Статья 6. Особенности исполнения бюджета Фонда

Установить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации основанием для внесения изменений в показатели сводной бюджетной росписи бюджета Фонда является:

1) поступление доходов на счета по учету средств обязательного медицинского страхования сверх объема, утвержденного пунктом 1 статьи 1 настоящего Закона;

2) поступление субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в том числе их остатки, не использованные на 1 января 2016 года, в процессе исполнения бюджета Фонда сверх объема, утвержденного пунктом 1 статьи 1 настоящего Закона, направляемых на увеличение расходов бюджета Фонда в соответствии с целями предоставления субвенций и иных межбюджетных трансфертов.

Статья 7. Особенности установления расходов бюджета Фонда

1. Утвердить общий объем бюджетных ассигнований на реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования города Москвы в сумме 177693759,9 тыс. рублей, сверх которого не допускается превышение стоимости утвержденной территориальной программы обязательного медицинского страхования города Москвы.

2. Установить, что средства бюджета Фонда направляются на ведение дел по обязательному медицинскому страхованию страховыми медицинскими организациями, участвующими в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования города Москвы, в разме- ре 1,0 процента от суммы средств, поступивших в страховые медицинские организации по дифференцированным подушевым нормативам финансового обеспечения обязательного медицинского страхования.

Мэр Москвы
С.С.Собянин

Приложение 1. Перечень главных администраторов

Код бюджетной классификации

Наименование главного администратора

главного администратора доходов

доходов бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования

доходов бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования

1 02 02110 09 0000 160

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, зачисляемые в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2012 года)

1 02 02102 08 1011 160

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, поступающие от страхователей)

1 02 02102 08 2011 160

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, поступающие от страхователей)

1 02 02102 08 3011 160

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (суммы денежных взысканий (штрафов) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения)

1 11 02072 09 0000 120

Доходы от размещения временно свободных средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования

1 11 05039 09 0000 120

Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении территориальных фондов обязательного медицинского страхования

1 11 09049 09 0000 120

Прочие поступления от использования имущества, находящегося в оперативном управлении территориальных фондов обязательного медицинского страхования

1 13 01999 09 0000 130

Прочие доходы бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования от оказания платных услуг (работ)

1 13 02999 09 0000 130

Прочие доходы от компенсации затрат бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования

1 14 02090 09 0000 410

Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении территориальных фондов обязательного медицинского страхования (в части реализации основных средств по указанному имуществу)

1 14 02090 09 0000 440

Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении территориальных фондов обязательного медицинского страхования (в части реализации материальных запасов по указанному имуществу)

1 16 20040 09 0000 140

Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства (в части бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования)

1 16 21090 09 0000 140

Денежные взыскания (штрафы) и иные суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений, и в возмещение ущерба имуществу, зачисляемые в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования

1 16 23092 09 0000 140

Доходы от возмещения ущерба при возникновении иных страховых случаев, когда выгодоприобретателями выступают получатели средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования

1 16 32000 09 0000 140

Денежные взыскания, налагаемые в возмещение ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования бюджетных средств (в части территориальных фондов обязательного медицинского страхования)

1 16 33090 09 0000 140

Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, зачисляемые в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования

1 16 90090 09 0000 140

Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования

1 17 01090 09 0000 180

Невыясненные поступления, зачисляемые в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования

1 17 06040 09 0000 180

Прочие неналоговые поступления в территориальные фонды обязательного медицинского страхования

2 02 05202 09 0000 151

Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемые территориальным фондам обязательного медицинского страхования на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в части базовой программы обязательного медицинского страхования

2 02 05812 09 0000 151

Субвенции бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации

2 02 05999 09 0000 151

Прочие межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования

2 02 09029 09 0000 151

Прочие безвозмездные поступления в территориальные фонды обязательного медицинского страхования от бюджетов субъектов Российской Федерации

2 08 09000 09 0000 180

Перечисления из бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования (в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования) для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы

2 18 06040 09 0000 151

Доходы бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет

2 19 06024 09 0000 151

Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования

2 19 06080 09 0000 151

Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования из бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования

Приложение 2. Перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования

Код бюджетной классификации

Наименование главного администратора источников

главного администратора источников

источников финансирования дефицита бюджета

финансирования дефицита бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования и виды (подвиды) источников

Московский городской фонд обязательного медицинского страхования

01 05 00 00 00 0000 000

Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов

01 05 02 01 09 0000 610

Уменьшение прочих остатков денежных средств бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования

Приложение 3. Распределение бюджетных ассигнований бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов на 2016 год

Наименование

Коды бюджетной классификации

(тыс. рублей)

Московский городской фонд обязательного медицинского страхования

Общегосударственные вопросы

Другие общегосударственные вопросы

Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами

Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд

Иные бюджетные ассигнования

Здравоохранение

Другие вопросы в области здравоохранения

Финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территории субъектов Российской Федерации

Социальное обеспечение и иные выплаты населению

Межбюджетные трансферты

Межбюджетные трансферты бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования

Дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования города Москвы в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования

Социальное обеспечение и иные выплаты населению

Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения

Финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования за счет иных источников

Социальное обеспечение и иные выплаты населению

Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения

Оплата медицинской помощи, оказанной гражданам, не идентифицированным и не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, при заболеваниях и состояниях, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, в целях реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве

Социальное обеспечение и иные выплаты населению

Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения

Приложение 4. Межбюджетные трансферты, получаемые из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на 2016 год

Наименование межбюджетных трансфертов

Сумма
(тыс. рублей)

Межбюджетные трансферты, всего

в том числе:

из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на:

осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования

из бюджета города Москвы на:

дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования города Москвы в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования

оплату медицинской помощи, оказанной гражданам, не идентифицированным и не застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, при заболеваниях и состояниях, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, в целях реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в городе Москве

из бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования других субъектов Российской Федерации на:

оплату медицинской помощи, оказанной в городе Москве застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в других субъектах Российской Федерации




Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Федеральный фонд (далее ФФОМС или Фонд) — это государственный фонд, созданный для финансирования медицинского обслуживания населения Российской Федерации. Фонд является внебюджетным, то есть деньги на финансирование выделяются не из а из средств, поступающих от страхователей (граждан и юридических лиц). ФФОМС является, некоммерческим юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и собственное имущество.

Расшифровка ФФОМС

Рассмотрим каждое слово из названия. Что оно означает и почему выбрано именно оно?

  • Федеральный. Фонд является централизованным на федеральном уровне, имеет свои территориальные отделения в каждом субъекте РФ, а основы его деятельности регулируются федеральными законами.
  • Фонд. Это некоммерческая организация, имеющая свой бюджет, предназначенный для конкретной общественно-социальной цели — обеспечения качественного бесплатного медицинского обслуживания населения.
  • Обязательного. Этот термин означает, что все граждане должны быть застрахованы в обязательном порядке. Согласно Конституции РФ, каждый гражданин обладает правом получить от государства бесплатное медицинское обслуживание, а чтобы его правильно организовать, каждый должен вносить страховые взносы (самостоятельно или через работодателя) в Фонд, из которого потом они будут расходоваться.
  • Медицинского. Главная цель Фонда — медицинское обслуживание, то есть оказание помощи лицам, у которых существуют проблемы со здоровьем.
  • Страхования. Это особый вид экономических отношений в государстве, при котором гражданами отчисляются определенные аккумулируются в одном месте, а в случае необходимости выдаются гражданам обратно в виде страховой суммы или страховой услуги.

Таким образом, расшифровка ФФОМС не представляет собой сложности — достаточно иметь общие представления о тех терминах, которые используются в Российской Федерации для обозначения важных организаций.

Государственное регулирование

Деятельность Фонда регулируется законодательством РФ на федеральном и региональном уровне. Главными документами, на основании которых действует главный орган и его территориальные отделения, являются:

  1. Конституция РФ.
  2. ФЗ от 29.11.10 г. «Об обязательном медицинском страховании в РФ».
  3. Устав Фонда.
  4. Постановления ВС «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан» на каждый год.
  5. Бюджетный кодекс РФ.
  6. Другие законодательные акты РФ.

Функции фонда

Основные функции ФФОМС — это те задачи, которые он выполняет для достижения главной цели своего создания — обеспечения финансирования медицинского обслуживания граждан. Они закреплены в п. 8 гл. 6 и гласят, что ФФОМС:

  1. Участвует в разработке главной программы обеспечения бесплатности медицинских услуг.
  2. Аккумулирует и управляет финансовыми средствами для обеспечения программы.
  3. Выравнивает условия по обеспечению финансирования для территориальных органов.
  4. Контролирует деятельность территориальных органов и целевое использование ими финансовых средств в рамках программы.
  5. Контролирует соблюдение субъектами страхования условий использования денежных средств в рамках программы и их обязательные взносы.
  6. Имеет право начислять и взыскивать со страхователей (физических и юридических лиц) недоимки, штрафы и пени, которые направляются на обеспечение медицинским обслуживанием неработающих лиц.
  7. Ведет собственную отчетность, устанавливает ее формы, определяет порядок учета, издает нормативно-правовые акты, формы документов и издает необходимые указания в рамках своих полномочий.
  8. Ведет единые реестры организаций, осуществляющих медицинское обслуживание и медицинское страхование, реестры экспертов качества и застрахованных граждан.
  9. Осуществляет другие функции в рамках своих полномочий.

Полис ОМС

Главным документом, который выдает Фонд обязательного медицинского страхования и по которому гражданин РФ имеет право получить бесплатную квалифицированную медицинскую помощь, является полис.

Полис можно получить в территориальных органах ФФОМС или в коммерческих организациях, которым Фонд делегировал свои полномочия по выдаче компаниях).

Для обращения в территориальный орган ФОМС (или в те организации, которым были переданы необходимые полномочия по страхованию) необходим только паспорт, при обращении за полисом на ребенка следует предоставить и свидетельство о его рождении. После приема заявления сотрудники выдают временное свидетельство (сроком на 1 месяц), которое позволяет пользоваться всеми услугами по полису до момента его фактического получения.

Из чего складывается бюджет фонда

Для того чтобы понять, из чего складывается бюджет фонда, необходимо вспомнить, какая у аббревиатуры расшифровка. ФФОМС получает денежные средства из так называемых социальных взносов, которые уплачиваются в Пенсионный фонд и составляют на 2014 год 22% (с годовой суммы зарплаты в пределах 624 тысяч рублей). Налог ФФОМС составляет из этой суммы 5,1%. Если годовая сумма дохода превышает 624 тысячи рублей, то взнос с последующих сумм в Пенсионный фонд составляет 10%, и лишь 3,7% отчисляются в ФФОМС.

Кроме того, существуют отдельные категории организаций, для которых установлены пониженные ставки страховых взносов.

Налог выплачивается в ежеквартально или ежемесячно в зависимости от формы организации и системы налогообложения (ЕНВД или упрощенка).

Заключение

Таким образом, расшифровка ФФОМС достаточно доступна и понятна всем гражданам России, ведь все мы обращаемся за медицинскими услугами по полису ОМС и выплачиваем налоги для пополнения бюджета Фонда.

Особенностью фондов государственного обязательного медицинскогострахования в России является то, что они образуют двухуров­не вуюсистему, включающую в себя ФФОМС и ТФОМС. Эти фонды связаны между собой, имеют общие цели и задачи, но формиру­ются и используются автономно.

Доходы фондов государственного обязательного медицинского страхования призваны обеспечить источниками финансирования про­цесс оказания государством гарантированной законодательством РФ медицинской и лекарственной помощи гражданам. Несмотря на опре­деленную общность доходных источников, каждый из уровней рассмат­риваемых фондов имеет свои особенности в формировании доходной базы бюджетов.

В бюджет ФФОМС зачисляются следующие виды доходов:

■ недоимки, пени и штрафы по взносам в ФФОМС,

■ доходы от размещения временно свободных средств ФФОМС,

■ штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба,

■ безвозмездные поступления,

■ межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые в ФФОМС,

■ прочие поступления.

Основным доходным источником формирования ФФОМС являются страховые взносы.

В бюджеты ТФОМС зачисляются следующие виды доходов:

■ обязательные страховые взносы

■ недоимки и пени по взносам в ТФОМС,

■ доходы от размещения временно свободных денежных средств ТФОМС,

■ штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возме­щения ущерба,

■ безвозмездные поступления,

■ межбюджетные трансферты из ФФОМС,

■ межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ, пе­редаваемые ТФОМС, в том числе поступления в качестве страховых взносов на обязательное медицинское страхова­ние неработающего населения,

■. прочие поступления.

Структура доходов ТФОМС неоднородна по различным субъектам РФ, но в целом в их составе превалируют поступления от страховых взносов и трансферты из бюджета ФФОМС и из бюджетов субъектов РФ.

Расходы фондов обязательного медицинского страхования направлены на финансирование гарантированной государством медицинской илекарственной помощи населению. Расходы ФФОМС призваны обеспечит финансовую устойчивость всей системы обязательного меди­цинского страхования путем выравнивания условий финансирования территориальных программ и финансирование определенных мероприятий в сфере медицинского страхования. Расходы ТФОМС связаны с непосредственным финансированием программ медицинского страхования в субъектах РФ.

Расходы бюджета ФФОМС можно разделить на следующие группы:

■ расходы на выравнивание финансовых условий деятельности ТФОМС (87% всех расходов);

■ расходы на финансирование целевых программ в области ме­дицинского страхования (10,5%);

■ расходы на компьютеризацию системы обязательного медицин­ского страхования (1%);

■ расходы на содержание аппарата управления ФФОМС (1%);

■ прочие расходы (0,5%).

Расходы на выравнивание финансовых условий территории основное направление расходования средств ФФОМС. Они осуществляются в порядке реализации базовой программы обязательною медицинского страхования, в том числе на формирование нормативов страхового запаса ТФОМС. Расходы на выравнивание финансируются в форме межбюджетных трансфертов из бюджета ФФОМС.Решение о предоставлении средств на осуществление этих расходов принимает специальная одноименная комиссия ФФОМС на основе заявок, полученных от территориальных фондов.

Расходы на финансирование целевых программ обязательного медицинского страхования по значимости занимают второе место после расходов на выравнивание территориальных фондов. Целевые и граммы разрабатываются соответствующими министерствами и утверждаются Правительством РФ в соответствии с направлением государственной политики в области медицинского страхования. К этим программам относятся, например, программа профилактики дельных массовых заболеваний (прививок от гриппа и т.д.), программ охраны материнства и детства, комплекс программ в рамках национального проекта «Здравоохранение» и др.

Расходы на компьютеризацию системы обязательного медицинского страхования и на содержание аппарата управления ФФОМС в совокупности можно отнести к управленческим расходам. Кроме материально-технического обеспечения деятельности Федерального фонда и оплаты его управленческого персонала к ним относятся расходы на подготовку и переподготовку кадров, проведение организационных мероприятий и научных исследований, международное сотрудничество и информационное обеспечение и др.

Прочие расходы ФФОМС включают расходы на содержание и аренду зданий и других объектов недвижимого имущества, расходы на размещение временно свободных средств фонда и средств нормированного страхового запаса на банковских депозитах и в государственные ценные бумаги и др.

Расходы ТФОМС непосредственно связаны с финансированием процесса предоставления бесплатных медицинских услуг и лекарственного обеспечения нуждающихся категорий населения. Расходы территориальных фондов можно разделить на следующие группы:

■ расходы на финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования (более 90% всех расходов фондов);

■ расходы на финансирование отдельных мероприятий в области здравоохранения (около 7%);

■ управленческие расходы (более 2%);

■ прочие расходы (0,5%).

Основная масса расходов ТФОМС направляется на финансированиетерриториальных программ обязательного медицинского страхования. Такого рода территориальные программы разрабатываются на базе программы, утвержденной Правительством РФ, входящей в состав Программы государственных гарантий обеспечения бесплатной медицинской помощи.

Данная Программа включает :

- перечень видов и объемы медицинской помощи, предоставляемой бесплатно;

- базовую программу обязательного медицинского страхования;

- перечень видов медицинской помощи, предоставляемой за счет чет бюджетов всех уровней;

- подушевые нормативы финансирования здравоохранения.

Базовая программа определяет объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи. Составной частью рассматриваемых расходов являются расходы на ведение страхового дела страховых муниципальных медицинских организаций (оплата фактически оказанной медицинской помощи), на (формирование нормативного страхового запаса и др.

Страховыми ме­дицинскими организациями выступают юридические лица, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами, обладающие необхо­ димымдля осуществления медицинского страхования уставным фон­дом (капиталом). Предоставление средств из территориальных фондов страховым медицинским организациям производится на основе дифференцированных нормативов в расчете на одного человека.

В свою очередь страховые медицинские организации направляют эти средства для выплатыфактически предоставленных бесплатных медицинских услуг и профилактическим учреждениям, которые непосредственно оказывают медицинскую помощь населению. Если функцию страхов­ щикавыполняет сам территориальный фонд, то его средства перечисляются не страховой медицинской организации, а непосредственно лечебно-профилактическому учреждению. Всем гражданам России по месту работы или месту жительства выдаются страховые полисы, даю­ щиеправо на получение бесплатного гарантированного объема меди­цинскихуслуг.

По данным ТФОМС некоторых субъектов РФ, лечебно-профилактические учрежде­ния расходуют средства обязательного медицинского страхования недостаточно эффектив­но.

Расходы ТФОМС на финансирование отдельных мероприятий в области здравоохранения включают, например, такие направлен и расходования средств, как оплата дорогостоящих видов медицинской помощи определенным категориям граждан, оказание медицинскойпомощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф и др.

Расходы на управление деятельностью ТФОМС и их филиалов составляют затраты на оплату труда управленческого персонала и материально-техническое обеспечение, на организационное и информационное обеспечение и т.п.

Прочие расходы ТФОМС связаны с арендой и содержанием объектов недвижимости, с расходами на размещение и временно свободных средств, расходами на выдачу и замену страховых полисов и т.д.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем проявляется специфика экономического содержания внебюд­жетных фондов как звена системы публичных финансов?

2. Назовите основные источники финансирования расходов Пенсион­ного фонда РФ.

3. Для каких целей создан Фонд социального Страхования РФ?

4. С чем связано деление фондов государственного обязательного ме­дицинского страхования в России на федеральный и территориаль­ные фонды?.

gastroguru © 2017